Коррекционная работа по предупреждению оптико-пространственной дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи ведётся в течение 2-х лет: в старшей и подготовительной к школе группах.
Основная причина оптико-пространственной дисграфии — это неустойчивость зрительных впечатлений и представлений. Неустойчивость зрительных впечатлений и представлений затрудняет ребёнку процесс узнавания сходных по начертанию букв при обучении грамоте, что и приводит к оптико-пространственной дисграфии.
Данную предпосылку важно выявить и устранить до начала обучения ребёнка грамоте, чтобы он не успел усвоить неправильные начертания букв и ввести их в «моторную память руки», о чём говорится в исследованиях Г.А. Волковой.
Закрепление в памяти ребёнка неправильных образов букв приводит к возникновению ошибок на письме в начальной школе.
Вот примерные виды этих ошибок:
Коррекционная работа по профилактике оптико-пространственной дисграфии делится на 2 этапа:
- Подготовительный этап (в старшей группе).
- Основной этап (работа с буквами в подготовительной группе).
I этап.
На 1-ом этапе у детей формируются умения, способствующие оптически грамотному письму и чтению, а именно:
- Развивается зрительное внимание, дети начинают адекватно воспринимать величину и форму предметов, их зрительное восприятие становится целостным и избирательным.
- Развивается зрительная память.
- Формируются способности ориентироваться в схеме своего тела, в окружающем пространстве, в частности, в малом пространстве.
1. Развитие концентрации внимания и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.
Детям предлагаются такие задания:
- назвать, что изображено на картине.
- выделить из множества картинок заданные по определённой теме.
- выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.
- соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с фигурами нижнего ряда.
- соотнести чёрно-белые изображения предметов с цветными.
- узнать предмет по контурному изображению.
- соотнести предметы с их чёрными силуэтами.
- найти различия в двух предметных картинках.
- узнать предметы, наложенные друг на друга.
- узнать зашумлённые предметы.
- найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.
- найти одинаковые предметы, объекты.
- назвать недорисованные изображения предметов.
- определить, что неправильно нарисовал художник.
- найти и различить предметы в затруднённом для восприятия виде.
- найти спрятанные в рисунках предметы.
- найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.
- синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, паззлы, « заплатки»)
- угадать предметы по отдельным деталям.
- «лабиринты»
2. Развитие зрительной памяти.
Детям можно предложить следующие задания:
- запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.
- запомнить ряд предметов.
- запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги.
- восстановить пары картинок.
- восстановить первоначальные варианты картинок.
- сравнить 2 картинки и найти их отличия.
- запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (в хаотичном порядке или в виде геометрических фигур).
3. Развитие пространственных представлений:
Формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве.
Вот примеры заданий.
- назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке.
- назвать, что выше, что ниже.
- показать и назвать действие, которые можно совершать верхними частями тела.
- показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами).
- выполнить движения только в направлении вперёд (ходьба, прыжки, сгибание колен, наклоны головы).
- выполнить движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, откидывания головы)
- назвать и показать правые и левые части тела.
- выполнить движения только в направлении направо.
- выполнить движения только в направлении налево.
- предложить ребёнку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха.
- назвать как можно больше предметов, которые находятся справа, слева, спереди, сзади.
- назвать предметы, которые расположены высоко, низко, далеко, близко.
- выполнить команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад.
- попросить ребёнка нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: -в правом верхнем углу квадрат, в верхнем левом углу овал и т.п.
- предложить ребёнку провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому.
- предложить ребёнку закончить строчку по образцу (ребёнок выполняет задание на листе в крупную клетку)
- пространственные слуховые диктанты.
- отработать правильность употребления предлогов: перед, за, между, после, около, рядом, на, под, над, в.
- отработать правильность употребления противоположных понятий (антонимов).
II этап.
На 2 этапе дети учатся распознавать графемы (буквенный гнозис).
Задания на узнавание букв:
- найти букву среди ряда других букв.
- назвать или напечатать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.
- определить буквы, расположенные неправильно.
- обвести контуры букв, добавить недостающий элемент.
- выделить буквы, наложенные друг на друга.
- восстановить слова из букв.
- вставить в слово пропущенную букву.
- восстановить слова, используя заданные слоги.
Итак, поэтапная коррекционно-профилактическая работа с детьми с использованием специально подобранных приёмов и заданий по развитию зрительного восприятия и способности ориентироваться в пространстве, развитию зрительно-моторной координации помогают сформировать у дошкольников с ОНР навыки оптически грамотного чтения и письма и значительно повышают у них шансы на успешное обучение в школе.
Османова Лала Нусрадовна,
учитель-логопед,
ГБОУ д/с №1655 г. Москвы