Предупреждение оптико-пространственной дисграфии у дошкольников с ОНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте

Коррекционная работа по предупреждению оптико-пространственной дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи ведётся в течение 2-х лет:  в старшей и подготовительной к школе группах.

Основная причина оптико-пространственной дисграфии — это неустойчивость зрительных впечатлений и представлений. Неустойчивость зрительных впечатлений и представлений затрудняет ребёнку процесс узнавания сходных по начертанию букв при обучении грамоте, что и приводит к оптико-пространственной дисграфии.

Данную предпосылку важно выявить и устранить до начала обучения ребёнка грамоте, чтобы он не успел усвоить неправильные начертания букв и ввести их в «моторную память руки», о чём говорится в исследованиях Г.А. Волковой.

Закрепление в памяти ребёнка неправильных образов букв приводит к возникновению ошибок на письме в начальной школе.

Вот примерные виды этих ошибок:

Ошибки при оптико-пространственной дисграфии

Коррекционная работа по профилактике оптико-пространственной дисграфии делится на 2 этапа:

  1. Подготовительный этап (в старшей группе).
  2. Основной этап (работа с буквами в подготовительной группе).

I этап.

На 1-ом этапе у детей формируются умения, способствующие оптически грамотному письму и чтению, а именно:

  • Развивается зрительное внимание, дети начинают адекватно воспринимать величину и форму предметов, их зрительное восприятие становится целостным и избирательным.
  • Развивается зрительная память.
  • Формируются способности ориентироваться в схеме своего тела, в окружающем пространстве, в частности, в малом пространстве.

1. Развитие концентрации внимания и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.

Детям предлагаются такие задания:

  • назвать, что изображено на картине.
  • выделить из множества картинок заданные по определённой теме.
  • выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.
  • соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с фигурами нижнего ряда.
  • соотнести чёрно-белые изображения предметов с цветными.
  • узнать предмет по контурному изображению.
  • соотнести предметы с их чёрными силуэтами.
  • найти различия в двух предметных картинках.
  • узнать предметы, наложенные друг на друга.
  • узнать зашумлённые предметы.
  • найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.
  • найти одинаковые предметы, объекты.
  • назвать недорисованные изображения предметов.
  • определить, что неправильно нарисовал художник.
  • найти и различить предметы в затруднённом для восприятия виде.
  • найти спрятанные в рисунках предметы.
  • найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.
  • синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, паззлы, « заплатки»)
  • угадать предметы по отдельным деталям.
  • «лабиринты»

2. Развитие зрительной памяти.

Детям можно предложить следующие задания:

  • запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.
  • запомнить ряд предметов.
  • запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги.
  • восстановить пары картинок.
  • восстановить первоначальные варианты картинок.
  • сравнить 2 картинки и найти их отличия.
  • запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (в хаотичном порядке или в виде геометрических фигур).

3. Развитие пространственных представлений:

Формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве.

Вот примеры заданий.

  • назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке.
  • назвать, что выше, что ниже.
  • показать и назвать действие, которые можно совершать верхними частями тела.
  • показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами).
  • выполнить движения только в направлении вперёд (ходьба, прыжки, сгибание колен, наклоны головы).
  • выполнить движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, откидывания головы)
  • назвать и показать правые и левые части тела.
  • выполнить движения только в направлении направо.
  • выполнить движения только в направлении налево.
  • предложить ребёнку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха.
  • назвать как можно больше предметов, которые находятся справа, слева, спереди, сзади.
  • назвать предметы, которые расположены высоко, низко, далеко, близко.
  • выполнить команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад.
  • попросить ребёнка нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: -в правом верхнем углу квадрат, в верхнем левом углу овал и т.п.
  • предложить ребёнку провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому.
  • предложить ребёнку закончить строчку по образцу (ребёнок выполняет задание на листе в крупную клетку)
  • пространственные слуховые диктанты.
  • отработать правильность употребления предлогов: перед, за, между, после, около, рядом, на, под, над, в.
  • отработать правильность употребления противоположных понятий (антонимов).

II этап.

На 2 этапе дети учатся распознавать графемы (буквенный гнозис).

Задания для профилактики оптико-пространственной дисграфии

Задания на узнавание букв:

  • найти букву среди ряда других букв.
  • назвать или напечатать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.
  • определить буквы, расположенные неправильно.
  • обвести контуры букв, добавить недостающий элемент.
  • выделить буквы, наложенные друг на друга.
  • восстановить слова из букв.
  • вставить в слово пропущенную букву.
  • восстановить слова, используя заданные слоги.

Итак, поэтапная коррекционно-профилактическая работа с детьми с использованием специально подобранных приёмов и заданий по развитию зрительного восприятия и способности ориентироваться в пространстве, развитию зрительно-моторной координации помогают сформировать у дошкольников с ОНР навыки оптически грамотного чтения и письма и значительно повышают у них шансы на успешное обучение в школе.

Османова Лала Нусрадовна,
учитель-логопед,
ГБОУ д/с №1655 г. Москвы

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия Метки: , ,

Сейчас читают:

Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.