Коррекционная работа по преодолению кинетических ошибок у младших школьников предполагает 4 этапа:
I этап — подготовительный;
II этап -отработки кинетического навыка отображения элементов букв;
III этап — дифференциации графем (полный образ);
IV этап — непосредственное введение смешиваемых букв в различные структурные единицы письма (слог, слова, словосочетания, предложения, текст).
При работе на подготовительном этапе необходимо решать следующие задачи:
1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
- Развитие зрительного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета;
б) развитие восприятия формы;
в) развитие восприятия размера и величины.
- Развитие буквенного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета букв;
б) развитие восприятия формы, величины букв;
в) дифференциация расположения элементов букв.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти:
а) развитие запоминания формы предметов;
б) развитие запоминания цвета;
в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом – геометрические фигуры, затем – буквы).
3. Формирование пространственного восприятия и представлений:
а) ориентировка в схеме собственного тела;
б)дифференциация правых и левых частей предмета;
в) ориентировка в окружающем пространстве.
4. Формирование речевых средств, отражающих зрительно- пространственные отношения.
5. Развитие зрительно – моторных координаций.
Основные виды работ на подготовительном этапе:
- прописывание фигур в воздухе
- усвоение различных способов работы рукой – от крупных движений всей руки, до мелких движений пальцами
(пальчиковая гимнастика – комплексы статических и динамических упражнений);
-штриховки, рисования прямых, наклонных, горизонтальных, кривых линий с различной степенью нажима на карандаш;
- рисование по клеточкам геометрических фигур, бордюров;
-узнавание и нахождение фигур, букв в условиях зашумлённого контура;
- конструирование, восстановление букв;
-упражнения на тактильное узнавание фигур, букв;
- игры- лабиринты;
- задания на развитие зрительного восприятия
( опираясь на ряд рисунков с предметами, ребёнок по заданию логопеда находит самый тонкий – толстый ствол, высокий – низкий дом и т.д.);
- работа с геометрическими фигурами , буквами по типу корректурных проб (раскрась все заданные фигуры);
- упражнения направленные на формирование пространственных представлений ( лева –права, верх – низ);
работа с цветовыми линейками;
(логопед предлагает назвать цвет первой, последней ячейки, справа от жёлтой, слева от оранжевой, между белой и жёлтой и т.д.
- тренировка зрительного анализатора.
Работа по таблицам с буквами печатного и письменного шрифтов.
( логопед предлагает ученикам “найти” другую букву)
Используются карточки с предметами, после с буквами.
( логопед предлагает назвать все предметы, буквы первой строки, второй и т.д. ,все изображения первого, второго и т.д. столбиков, сказать каких букв больше, каких меньше)
- упражнения на развитие и уточнение пространственно-временных представлений
Усвоение собственного тела. Учить ориентироваться в схеме собственного тела.
Несколько шагов:
• учить выделять правые, левые части тела;
• учить ориентироваться в малом пространстве. Что от меня находится справа, слева, спереди, сзади, сверху, снизу;
• учить ориентироваться в большом пространстве по отношению к другому;
• учить ориентироваться на листе бумаги, лепка, аппликация по заданию. На основе этого проходит формирование графо-моторных функций.
Упражнения:
• поднять правую руку, левую руку;
• показать где у педагога правая, левая рука;
• назвать предметы, которые расположены справа, слева;
Ребёнку предлагается воспроизвести движения, выполняемые педагогом, сидящим напротив: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д.
Упражнения:
• положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради — слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трёх предметов: положить книгу перед собой, слева от неё поместить карандаш, справа – ручку;
• стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;
• на демонстрационном полотне расположить соответствующие картинки с лева и справа от заданного предмета;
• сидя за столом, определить его правый и левый края;
• определить место соседа по отношению к себе, соотнося это соответствующей своей рукой; определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на его руку;
• стоя попарно, лицом друг к другу, по команде педагога один из партнеров определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д., затем они меняются ролями;
• назвать последовательность расположения цветов радуги;
• назвать первое число справа, слева. Какое из них больше?
Определить, в каком направлении возрастают числа в ряду;
• прочитайте ряд в обратном порядке (справа — налево). Определить, как изменяется величина чисел в этом направлении (уменьшается);
• показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседей числа 4 справа, сравнить их по величине.
• работы с изографами как с предметными изображениями, так и с сюжетными картинами (на основе печатных и письменных букв).
Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребенка и, кроме того, учитывать его возрастные возможности в процессе обучения. Необходимо знать и этапы формирования навыка письма. Кстати, вспомним, что “навык ~ это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля”.
В формировании навыка выделяются три основных этапа:
Первый этап — аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.
Второй этап условно синтетический. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
Третий этап — автоматизация — и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость. Очень важно знать, что быстрота не должна быть навязанной, она должна стать естественным результатом совершенствования движений, а плавность (связность) также должна возникать как естественный результат формирования навыка.
Учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразно обучение начинать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем “сконструировать”, собрать любую букву из этих элементов.
II этап — отработки кинетического навыка отображения элементов букв.
На II этапе предлагались задания по типу корректурных проб. Задания данного типа следует предлагать поэтапно, постепенно вырабатывая кинетические навыки.
Работа начиналась с отдельно взятого элемента смешиваемой буквы. Возьмём пару и — , у -
- выбери элементы буквы у и обведи их по точкам.
- найди элементы буквы и , обведи их по точкам.
Потом предлагались задания по дифференцировке элементов , смешиваемых графем.- найди и обведи элементы букв и — у -
Завершающим видом работ, в рамках заданий по типу корректурных проб , является дифференциация целых кинетических
образов ( графем). Задания необходимо предлагать детям на разлинованных тетрадных листах.
- найди и обведи по точкам букву у .
- найди и обведи по точкам все буквы и
найди и обведи по точкам все буквы и , у, используя разные цвета.
- допиши буквы по инструкции ( перед ребёнком бордюр, состоящий из одинаковых элементов букв, логопед называет звуки – ребёнок дописывает например к овалу линию вверх с закруглением вправо –б, линию с петелькой внизу – д и т. д. ).
Вырабатывая правильные, точные кинетические движения необходимо проговаривать звуки, тем самым мы закрепляем межанализаторную цепь, лежащую в основе процесса письма
Процесс письма — сложно организованный и первоначально очень трудный для ребенка вид деятельности, и его успешность во многом зависит от полноценной концентрации внимания, умения контролировать себя в процессе записи, способности сохранять продуктивность в работе благодаря выносливости и устойчивости внимания. Проверив особенности внимания с помощью специальных тестов и наблюдений за процессом письма учащегося, логопед во многих случаях сочтет необходимым включить в логопедическую работу упражнения на формирование у детей внимания и самоконтроля при письме. Подобные задания способствуют решению этой задачи.
На этом этапе также проводилась работа по “расшифровке’’ (перекодированию элементов смешиваемых графем в полные образы ) .
Учащимся предлагались задания по расшифровке бордюров из элементов букв ,слогов, слов, словосочетаний, предложений. Данный вид упражнений очень нравится ребятам, задания выполняются в хорошем эмоциональном настрое.
“Расшифровки”.
III этап — этап дифференциации графем (полный образ).
Учитель –логопед предлагает ребёнку:
- продолжи строку у у у …… и т. д.
- напиши, соблюдая ритм
- напиши бордюр из букв ииу ииу и т.д.
Прочитай слова, с буквой у — подчеркни синим цветом, с буквой и- зелёным.
Прочитай слова, с букой у- подчеркни синим цветом, с буквой и- зелёным, с буквами и, у – красным
- Прочитай предложения. Подчеркни слова со смешиваемыми по кинетическому признаку буквами ( с буквой п – синим, с буквой т – красным).
- Прочитай предложения. Подчеркни слова с буквой п – синим, с буквой т – красным, с буквами п и т — зелёным.
Аналогичная работа проводится и на уровне текста.
Основная задача учителя-логопеда на данном этапе сводится к тому, чтобы научить детей выделять опорные признаки, отличающие смешиваемые буквы.
Последовательность операций:
- выделение звука из слога, слова (работа с фонемой);
- определение сигнального признака артикулемы;
- соотнесение артикулемы с графемой (выбор из пары смешиваемых);
- контроль правильности выбора;
- запись буквы.
Упражнения.
• Графические диктанты (обозначение целыми буквами)
• Работа со слоговыми схемами:
- ребёнок должен проанализировать слова и разобрать по соответствующим группам (опора на готовые схемы);
- ученик самостоятельно составляет схему слова.
Слова подбираются со схожими графемами и –у, о –а
Например: фикус, минус внизу, спутник, кубик, туфли
___и__/_у___ __у__/__и___
• Логопед предлагает ученику разделить слова на слоги и записать слоги в соответствующий столбик.
п
т
пал
точ
спи
втор
- точка, палка, плёнка, труды
- кости, распилил, растение, солдаты
- спина, вторник, спасибо, стеночка, плащи
- нитка, калитка
- посты, тропа, лапти и т.д.
IV этап — этап непосредственного введение смешиваемых букв в различные структурные единицы письма (слог, слова, словосочетания, предложения , текст).
Вставь в слова пропущенные буквы П или Т.
- Образуй слова начинающиеся на смешиваемые по кинетическому признаку пары п-т, и –у, б –д и т.д. Запиши их в два столбика.
- Вставь в словосочетания пропущенные буквы п или т.
- Вставь в предложения пропущенные буквы п или т.
- Найди место слову в предложении (слова со смешиваемыми буквами предлагаются в рукописном варианте).
Маляры _ потолки.
Пираты _ добытые сокровища.
делили
белили
Пёс Дик _ хозяину лапу.
Золушка спешит на _.
бал
дал
Щенок спокойно _ под столом.
Гадкий Утёнок _ красивой белой птицей.
стал
спал
- Выпиши слова в два столбика п т.
- Выпиши слова в три столбика п т п т.
- Выпиши из текста слова в два столбика п т
- Выпиши из текста слова в три столбика п т пт
- Запиши под диктовку слова в два, три столбика;
- Запиши словосочетания;
- Запиши предложения под диктовку.
Зелененко Марина Олеговна,
учитель-логопед I категории,
ГБОУ СОШ — № 633 г.Москва