В презентации «Использование сурдо-логопедического тренажера «Дельфа-130″ в коррекционной работе с детьми» освещаются основные моменты работы с детьми, имеющими речевые нарушения, с использованием современных компьютерных технологий.
Сурдо-логопедический тренажер «Дельфа-130»
В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях.
Использование в коррекционной работе новых информационных технологий, основанных на применении компьютера, имеет ряд преимуществ:
- возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач
- разнообразие в подаче учебного материала,
- постоянный контроль над действиями обучаемого,
- регулирование оптимального темпа прохождения каждым ребенком заданий, их сложности.
Применение компьютерных технологий позволяет:
- использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
- задействовать визуальный и аудиальный канал восприятия информации пациентами;
- оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;
- интенсифицировать процесс коррекции;
- увеличить долю самостоятельной деятельности детей.
В 1987 — 89 годах корпорация IBM представила вниманию профессиональных логопедов США настольную систему «Видимая речь» на базе персонального компьютера для формирования и коррекции фонетической стороны речи.
В 1991 году в Институте коррекционной педагогики РАО была русифицирована первая версия этой компьютерной программы. Производитель: ОТОФОН, ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ.
Изначально программа создавалась для работы с пациентами с нарушенным слухом, но может использоваться в работе с пациентами с сохранным физиологическим слухом с первичной и вторичной речевой патологией.
Тренажер «Дельфа-130» состоит из преобразователя речевого сигнала, микрофона и компьютерных программ, работающих практически с любым компьютером.
Программа «Дельфа-130» позволяет решать разнообразные логопедические задачи:
- коррекция речевого дыхания и голоса;
- развитие лексико-грамматической стороны речи;
- внесение игровых моментов в коррекционный процесс;
- работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;
- осуществляется коррекции восприятия, внимания, памяти.
Основополагающий принцип действия тренажера «Дельфа — 130» – зрительный контроль формирования произносительных навыков. Звучащая речь, то есть все звуки, которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде тех или иных изображений.
Упражнения «Бабочка», «Сказочный замок» помогут отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз.
Упражнение «Задуй свечки» предназначено для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительного устойчивого выдоха. Упражнения также могут быть использованы для коррекции назального оттенка голоса у детей с ринолалией и ринофонией.
«Колобок», «Бегемотик» помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране.
«Скатерть-самобранка» поможет отработать слитное произношение слогов и слов.
Упражнения «Елочка» и «Репка», помимо формирования правильного речевого дыхания, закрепляет навык экономного выдыхания воздуха во время речи.
«Вертолет» предназначен для отработки правильного произношения гласных звуков на начальных этапах обучения речи, а также для устранения назального оттенка в голосе и коррекции значительного отклонения высоты голоса от нормы.
«Паровоз». Это упражнение предназначено для отработки правильного произношения согласных звуков.
«Космический стрелок» поможет сформировать звуковую реакцию, о есть умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки, а также автоматизировать навык голосообразования (включения голоса).
Таким образом, применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны.
![]() |
Хабалова Ирина Станиславовна, учитель-логопед, МАДОУ д/с № 12 «Березка», г. Домодедово, Моск. обл. |