Презентация опыта работы по теме «Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников путем развития зрительного восприятия»

Презентация профессионально-педагогической деятельности учителя-логопеда МОУ СОШ № 4 г. Лангепаса Татьяны Сергеевны Матейкович

Тема: Коррекция нарушений письма и  чтения у младших школьников путем развития зрительного восприятия

Краткое содержание презентации:

Проблема воспитания и обучения учащихся с нарушениями в развитии устной и письменной речи, трудности в усвоении ими программного материала из-за нарушений зрительно-пространственного восприятия.

Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, их оптимальная социальная интеграция.

Задачи:

- исследование теоретических вопросов, касающихся коррекции и развития зрительного восприятия;

- своевременное выявление обучающихся с проблемами формирования зрительного восприятия;

- отбор и систематизация специальных коррекционных приемов, направленных на предупреждение и коррекцию нарушений письма и чтения путем развития зрительного восприятия;

- оказание методической помощи педагогам и родителям.

Взаимосвязь зрительного восприятия с процессом формирования устной и письменной речи

Устная речь осуществляется деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов. Письменная речь является зрительно-слухомоторным образованием.

В письменной речи моделируется звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится (через зрительное восприятие) в пространственную последовательность графических  изображений.

Обучающиеся начальной школы очень часто смешивают Е — З, б-д, ш-т, и-п. Нередко обучающиеся не могут выделить ту сторону, с которой нужно начинать писать. На основе зрительного восприятия и в тесном взаимодействии с ним происходит не только дифференцирование зрительных образов букв, сходных по начертанию, но и формирование зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений, лежащих в основе отработки стабильных графических буквенных форм(соблюдение высоты, ширины, наклона букв).

Чтение тоже начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Выработка навыка правильного чтения во многом зависит от точности зрительного восприятия длины, графического начертания букв, характера элементов, составляющих букву.

Вывод: коррекция дисграфии и дислексии не достигнет максимального эффекта, если у обучающихся отмечается недоразвитие основы процессов письма и чтения – зрительного восприятия.

Трудности в обучении проявляются с началом освоения чтения, счета и особенно письма.

Типичные ошибки:

  • Явление зеркальности;
  • Замены букв по количеству элементов, по пространственному расположению;
  • Длительное неусвоение некоторых из букв.

Сложной задачей является правильное расположение букв в строке, определение границ слова.

Группы недостатков в развитии зрительного восприятия

Недостатки зрительно-пространственного восприятия:

  • Трудности формирование зрительного образа буквы: обучающийся нарушает соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, пишет лишние или не дописывает элементы.
  • Трудное запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп, угадывание, возвратные движения глаз.
  • Обучающийся не видит строку, не может правильно расположить буквы в строке или переходит с одной строки на другую.
  • Обучающийся не может правильно скопировать букву, цифру, геометрическую фигуру.

Недостатки зрительно-моторной координации:

  • Неспособность провести прямую линию без отрыва карандаша.
  • Трудности формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента.
  • Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы).
  • Тремор.
  • Очень медленный темп письма.

В связи с перечисленными нарушениями зрительного восприятия, которые в целом влияют на формирование процессов письма и чтения, возникает противоречие между требованиями программы общеобразовательной школы и возможностями обучающихся с речевыми нарушениями. Способ преодоления – коррекция нарушений письма и чтения через развитие зрительного восприятия.

Портфолио логопеда

Скачать презентацию

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи
Педагогическое партнерство: интеллектуальная и речевая готовность к школе Педагогическое партнерство: интеллектуальная и речевая готовность к школе

Один комментарий к материалу: "Презентация опыта работы по теме «Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников путем развития зрительного восприятия»"

  1. оля:

    молодец татьяна сергеевна!

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.