Презентация профессионально-педагогической деятельности учителя-логопеда МОУ СОШ № 4 г. Лангепаса Татьяны Сергеевны Матейкович
Тема: Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников путем развития зрительного восприятия
Краткое содержание презентации:
Проблема воспитания и обучения учащихся с нарушениями в развитии устной и письменной речи, трудности в усвоении ими программного материала из-за нарушений зрительно-пространственного восприятия.
Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, их оптимальная социальная интеграция.
Задачи:
- исследование теоретических вопросов, касающихся коррекции и развития зрительного восприятия;
- своевременное выявление обучающихся с проблемами формирования зрительного восприятия;
- отбор и систематизация специальных коррекционных приемов, направленных на предупреждение и коррекцию нарушений письма и чтения путем развития зрительного восприятия;
- оказание методической помощи педагогам и родителям.
Взаимосвязь зрительного восприятия с процессом формирования устной и письменной речи
Устная речь осуществляется деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов. Письменная речь является зрительно-слухомоторным образованием.
В письменной речи моделируется звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится (через зрительное восприятие) в пространственную последовательность графических изображений.
Обучающиеся начальной школы очень часто смешивают Е — З, б-д, ш-т, и-п. Нередко обучающиеся не могут выделить ту сторону, с которой нужно начинать писать. На основе зрительного восприятия и в тесном взаимодействии с ним происходит не только дифференцирование зрительных образов букв, сходных по начертанию, но и формирование зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений, лежащих в основе отработки стабильных графических буквенных форм(соблюдение высоты, ширины, наклона букв).
Чтение тоже начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Выработка навыка правильного чтения во многом зависит от точности зрительного восприятия длины, графического начертания букв, характера элементов, составляющих букву.
Вывод: коррекция дисграфии и дислексии не достигнет максимального эффекта, если у обучающихся отмечается недоразвитие основы процессов письма и чтения – зрительного восприятия.
Трудности в обучении проявляются с началом освоения чтения, счета и особенно письма.
Типичные ошибки:
- Явление зеркальности;
- Замены букв по количеству элементов, по пространственному расположению;
- Длительное неусвоение некоторых из букв.
Сложной задачей является правильное расположение букв в строке, определение границ слова.
Группы недостатков в развитии зрительного восприятия
Недостатки зрительно-пространственного восприятия:
- Трудности формирование зрительного образа буквы: обучающийся нарушает соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, пишет лишние или не дописывает элементы.
- Трудное запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп, угадывание, возвратные движения глаз.
- Обучающийся не видит строку, не может правильно расположить буквы в строке или переходит с одной строки на другую.
- Обучающийся не может правильно скопировать букву, цифру, геометрическую фигуру.
Недостатки зрительно-моторной координации:
- Неспособность провести прямую линию без отрыва карандаша.
- Трудности формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента.
- Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы).
- Тремор.
- Очень медленный темп письма.
В связи с перечисленными нарушениями зрительного восприятия, которые в целом влияют на формирование процессов письма и чтения, возникает противоречие между требованиями программы общеобразовательной школы и возможностями обучающихся с речевыми нарушениями. Способ преодоления – коррекция нарушений письма и чтения через развитие зрительного восприятия.
молодец татьяна сергеевна!