В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ.
В основе формирования действия звукового анализа слов нами используется прием, предложенный И. Н. Садовниковой (позвуковое проговаривание с опорой на цифровой ряд).
Наглядно-чувственная опора в виде подвижного набора цифр содействует формировнаию окулярно-ручной и слухо-произносительной координации, ибо позвуковое проговаривание слов в этом случае осуществляется при постепенном достижении согласованных действий всех анализаторов, обеспечивающих процесс пиcьма: последовательное движение руки и взора слева направо совпадает с последовательным произнесением и слуховым восприятием звуков слова.
Работая с учениками, логопед имеет возможность наблюдать затруднения каждого ребенка в том или ином звене операции анализа и соответственно обеспечить тренировку каждого ученика в оптимальном для него режиме.
Ученик получает возможность в ходе неоднократных попыток вполне уточнить количество и последовательность звуков, преодолеть свои ошибки в процессе такого «письма без тетради и ручки», чего не происходит при обычных письменных работах, когда ученик получает только через день-два свою тетрадь с исправлениями учителя.
Для повышения мотивации учащихся, закрепления знаний, на каждом логопедическом занятии мы включаем различные игры и упражнения на развитие звукобуквенного анализа.
Одним из заданий является «Расшифруй слово». Ребятам предлагается выделить звук указанный цифрой рядом с предметной картинкой и записать его буквой в тетради. Когда все звуки будут записаны буквами, в тетради появится слово (название предмета). После того, как все ученики справятся с заданием, логопед показывает слайд с предметом, который отгадывали учащиеся.
Нами была создана базовая презентация слайдов, из которой, по мере необходимости, мы берем упражнения для проведения занятий. Задания подобраны с постепенным усложнением.
«Расшифруй слово»
(развитие звуко — буквенного анализа)
Плац Марина Владимировна,
учитель-логопед
МОУ СОШ №9 г. Надыма