В статье раскрывается практическое применение дидактических игр, как средства развития умения узнавать неречевые звуки, различать звуки речи, слоги, формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, количество звуков в слове, место звука в слове.
Прямо с рождения ребёнка окружает множество самых разных звуков, но слова – речевые звуки – в этой массе наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок учится не только слышать, но и различать звуки родного языка. В этом случае большое значение имеет процесс формирования фонематического слуха и восприятия ребенка.
Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Дети, имеющие нарушение фонематического слуха и восприятия имеют свои особенности:
- Ребенок недостаточно хорошо воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, у него формируется неправильное или неточное воспроизведение речевых звуков;
- С трудом различает неречевые звуки (скрипы, хлопки, транспортные и предметные шумы);
- Слабо узнает голоса знакомых детей, родных;
- Сложно запоминает и узнает мелодию, не воспроизводит простой ритм;
- Допускает ошибки при передаче ритмического рисунка на уровне слова;
- Имеются трудности в слиянии звуков, слогов, в прочтении слов, фраз, в проведении элементарного звуко — слогового анализа.
Для преодоления этих трудностей свою работу простаиваю в следующей последовательности:
- Узнавание неречевых звуков, то есть тех, которые мы слышим, но не умеем произносить.
- Различение звуков речи, слов, фраз по тембру, силе и высоте.
- Различение сходных по звучанию слов.
- Различение слогов.
- Опознание и различение звуков (фонем).
- Научение звуко-слоговой анализа: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять количество звуков в слове, место звука в слове.
Для того, чтобы работа по формированию фонематических процессов была детям интересна и занимательна, я использую различные дидактические игры.
Дидактическая игра «Шумящие бочоночки»
Цель: развитие умения различать неречевые звуки.
Вместо бочоночков можно использовать футляры от фотоплёнки, «киндер-яйца» или спичечные коробки. Наполните их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки.
Можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и так далее. Ребёнок по звучанию должен догадаться, что внутри бочоночка. Можно сделать пары бочонков с одинаковым наполнением: ребенку предлагается найти бочоночки, которые звучат одинаково.
Дидактическая игра «Найди свой кармашек»
Цель: различение слов со сходными по звучанию звуками.
На игровом поле пары кармашков со сходными звуками (например: т – д, с – сь, з – ж, л – р и так далее).
Ребёнку предлагаются картинки с заданными звуками в начале слова, ему нужно «расселить» картинки по кармашкам.
Дидактическая игра «Рассели жильцов»
Цель: определение количества слогов в слове.
Ребёнку предлагается четыре домика с разным количеством окон.
В домик с одним окном нужно поселить жильца в названии, которого один слог, в домик с двумя окнами – с двумя слогами, в домик с тремя окнами – с тремя слогами, в домик с четырьмя окнами – с четырьмя слогами.
Дидактическая игра «Грибок»
Цель: определение места звука в слове.
На грибок наклеиваются три квадрата, ребёнку предлагается набор картинок с заданным звуком. Необходимо найти этот звук в словах.
Если звук в начале слова, то ребёнок фишку ставит в первый квадрат, если в середине — во второй квадрат, если в конце – в третий квадрат. Например, ищем звук Л в словах Лампа, Палка, Стул.
Дидактическая игра «Засели звук в домик»
Цель: определение места звука в слове.
В окошке домика натянута нитка, в неё вставлена пуговка.
По примеру предыдущей игры, пуговка движется в зависимости от положения звука (начало – середина – конец слова).
Дидактическая игра «Звуковой жучок»
Цель: различение звуков по твёрдости — мягкости.
Ребёнку предлагается игрушка – жук. Спина у него наполовину зелёная, наполовину – синяя. На синюю половину нужно наклеить картинки в которых заданный звук твёрдый, а на зелёную картинки, в которых – мягкий.
На примере звуков Р и Рь. Гармонь: Р – твёрдый, на синюю половинку; орех: Рь – мягкий, на зелёную половину. И так далее.
Дидактическая игра «Сажаем цветы в клумбу»
Цель: звуковой анализ слова.
Данное пособие вяжется крючком, на него нашиваются пуговицы, и отдельно вывязываются цветы (красные, синие, зелёные) с отверстием в центре, чтобы они могли застёгиваться на пуговички.
Ребёнку даётся слово, он должен сделать звуковой анализ. Если звук согласный твёрдый, то ребенок пристёгивает синий цветок, если согласный мягкий – зелёный цветок, если гласный – красный цветок.
Дидактическая игра «Расставь игрушки по местам»
Цель: составление слов из заданных звуков.
Ребёнку предлагается сначала игровое поле с игрушками, на которых написаны буквы.
Далее предлагаются полки с игрушками, в определённом порядке. Ребёнок должен прочитать получившиеся слова.
Нос Сок Коса
Дидактическая игра «Найди слово»
Цель: составление слов по первым буквам картинок.
Ребёнку даётся карточка с картинками, он из первых звуков составляет слово.
санки – С
мимоза – М
ели – Е
хобот – Х
СМЕХ
Самолёт – С
Компьютер – К
Облако – О
Топор – Т
СКОТ
Ионова Светлана Александровна,
учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад №41»,
г. Ачинск, Красноярский край, Россия