Приёмы, ускоряющие автоматизацию звука — из опыта работы логопеда

Автоматизация звукаВ статье описываются приёмы, использование которых позволяет немного быстрее вводить в речь поставленный (нормативный) звук. Первый приём — закрепление звука (на начальном этапе автоматизации) в стечениях согласных. Второй приём — использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики.

Постановка звуков в работе логопеда – очень важное, ответственное и интересное направление деятельности. Часто именно по умению ставить звуки судят о логопеде как о специалисте. Пожалуй, можно сказать, что коррекция звукопроизношения является краеугольным камнем логопедической работы.

Коррекция звукопроизношения начинается с отработки комплекса артикуляционных упражнений.

Затем у ребёнка вызывается правильный нормативный звук (некоторым детям удаётся поставить звук на 1-2 занятии, но так бывает нечасто).

Затем начинается автоматизация звука в слогах, словах и т.д. Большинство звуков закрепляется сначала в прямых (открытых) слогах (СГ). Иногда приходится довольно долго автоматизировать звук таким образом. Родителям, ребёнку и педагогу так хочется ускорить эту работу.

Однажды заметила, что ребёнок чётче произносит недавно вызванный звук именно перед согласными звуками. Использую следующий приём, ускоряющий автоматизацию звука.

После того, как звук вызван, но правильный речевой уклад ещё неустойчивый, «сырой», начинаю автоматизацию звука в слогах со стечением согласных (ССГ). Возможно, это происходит оттого, что при произнесении гласных звуков речевые органы не напряжены, видимо, поэтому и предшествующий речевой уклад поставленного звука «распадается».

Если же сразу за отрабатываемым звуком следует согласный, то правильная артикуляция удерживается.

Для примера приведём последовательность начального этапа введения в речь звука [С].

Сначала, как обычно, ставится нормативный звук.

Затем звук [С] начинаем закреплять перед слогами:

ПА (ПО, ПУ, ПЫ),

ТА (ТО, ТУ, ТЫ),

КА (КО, КУ, КЫ),

МА (МО, МУ, МЫ).

Следует отметить, что вторым согласным в стечениях должен быть правильно произносимый звук раннего онтогенеза (М, Н, П, Т, К, Б, Д, Г):

СПА-СПО-СПУ-СПЫ

СТА-СТО-СТУ-СТЫ

СКА-СКО-СКУ

Затем закрепляем в прямых слогах (СГ):

СА-СО-СУ-СЫ.

Потом эти слоги включаем в начало слов (т.е. как обычно):

сам, сани, сом, сок, Соня и т.д.

С некоторыми детьми продолжаю работу по автоматизации звука в слогах со стечением согласных в начале слов:

СКА – скат, скакать, скатать, скамейка и т.д.

Аналогично закрепляются звуки [Ш], [Л], [Р].

ШПА-ШПО-ШПУ-ШПИ
ШТА-ШТО-ШТУ-ШТЫ
ШКА-ШКА-ШКУ

ЛКА-ЛКО-ЛКУ-ЛКИ
ЛМА-ЛМО-ЛМУ-ЛМЫ
ЛДА-ЛДО-ЛДУ-ЛДЫ

РКА-РКО-РКУ-РКИ
РМА-РМО-РМУ-РМЫ
РВА-РВО-РВУ-РВЫ

Также в работе по коррекции звукопроизношения применяю фонетическую ритмику и её сопряжённо-контактный вариант.

Фонетическая ритмика представляет собой систему двигательных упражнений, при выполнении которых различные движения (главным образом рук) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Сопряжённо-контактный вариант фонетической ритмики предполагает активное взаимодействие логопеда и ребёнка, в ходе которого педагог «водит» руками детей, придавая движениям нужное направление и силу. Не все дети повторяют движения фонетической ритмики правильно, не уловив «характер» звуков. Сопряжённо-контактная фонетическая ритмика помогает детям полнее «прочувствовать» особенности произношения звуков, «перетекание» одного звука в другой, то есть их последовательность.

Часто сочетаю приём закрепления звука в стечениях согласных (когда первый звук – поставленный, а второй – звук раннего онтогенеза) с фонетической и сопряжено-контактной фонетической ритмикой.

Эти приёмы во многих случаях позволяют несколько ускорить процесс автоматизации звука в речи. Но это, конечно, строго индивидуально.

Мусова Инна Бадьминовна,
учитель-логопед,
ГБОУ Центр диагностики и консультирования «Участие»,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (17 понравилось, средний балл: 3,88 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.