Проект для воспитанников старшей группы комбинированной направленности посвящённый 60-летию города Новокуйбышевска «Улицы нашего города».
Проблема детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время становится всё более актуальной. Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде их нормально развивающихся сверстников. И еще более важно понимание того, что впоследствии детям с ограниченными возможностями здоровья детям придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГТ.
Поэтому появилась идея создания проекта «Улицы нашего города», в котором дети с нарушением речи (ОНР) совместно со здоровыми сверстниками изучали историю своего города, развивали познавательные и творческие способности.
В процессе работы над проектом у воспитанников с (ОНР) и их здоровых сверстников развивались такие качества как взаимопомощь, взаимопонимание, толерантность.
Данный проект позволил детям с ОНР обогатить словарный запас, развитие коммуникативных способностей и обучил детей с нарушением речи составлять и грамотно излагать доклады по теме, а также закрепить поставленные звуки в речи.
Актуальность проблемы:
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей малой Родине – месту, где родился, к своему родному городу.
Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, городу.
Формирование у детей любви к Родине это – накопление ими социального опыта жизни о своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. И одна из важных наших задач воспитать в детях бережное отношение ко всему тому, что их окружает, осознать себя частью города, заложить фундамент личности в ребёнке.
Цель проекта:
- Создание условий для обогащения знаний детей о родном городе.
- Развивать познавательные и творческие способности воспитанников.
- Сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Новокуйбышевска, уважение к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям.
Задачи:
- Воспитывать чувства любви к своей малой родине.
- Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном городе.
- Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
- Способствовать развитию памяти, мышления.
- Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.
- Изучить историю родного города, познакомить с улицами, достопримечательностями, а также с его жителями и их профессиями.
Участники проекта:
- воспитатели,
- дети старшей группы комбинированной направленности ,
- родители.
Срок реализации проекта:
- март, апрель, май.
Тип проекта:
- информационный, исследовательский, творческий.
Распределение деятельности между участниками проекта
Педагоги:
- Наличие у педагога знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях.
- Активное взаимодействие с семьями воспитанников.
- Организуют работу по реализации проекта.
Дети:
- Дети совместно со взрослыми собирают информацию из разных источников.
- Высказывают (зарисовывают) свои идеи.
- Участвуют совместно с родителями, воспитателями в презентации и защите проекта.
Родители:
- Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников.
- Совместно с ребёнком оформляют проект, делают зарисовки и т.д.
- Наличие у родителей знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях.
Интеграция образовательных областей:
- «Коммуникация», «Познание», «Художественное- творчество» (рисование, аппликация),
- «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье», «Безопасность», «Труд».
Предполагаемый результат проекта
- Знать названия окружающих улиц.
- Узнавать исторические места и названия города по картинкам.
- Знать людей прославивших город.
- Составлять связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе.
- Уметь находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме.
- Уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.
Основные этапы проекта:
1 этап – подготовительный.
Включает в себя: изучение знаний родителей и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, традициях, планирование работы, выбор форм и методов, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.
2 этап – практический, исследовательский.
Он включает в себя два направления: взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями воспитанников.
3 этап – обобщающий.
Презентация проекта.
№ |
Формы работы над проектом |
Участники | Пополнение развивающей среды. | ||||
I этап Подготовительный |
|
||||||
Ситуативный разговор: «Откуда берутся названия улиц?» | Воспитатели, дети | Иллюстрации с изображением улиц города | |||||
Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям. | Воспитатели, родители | Пополнение книжного уголка. | |||||
Анкетирование родителей: «Знаешь ли ты свой город?» | Воспитатели, дети | Изготовление бланков для анкеты. | |||||
II этап Исследовательский |
|
||||||
Игра — путешествие «Мы по городу идём» | Воспитатели, дети, родители | ||||||
Рассматривание иллюстраций с изображением города.Рассматривание карты города. | Воспитатели, дети, родители | Фотографии города. | |||||
Экскурсия: «Знакомство с городом»Составление после экскурсии эссе: «Что я видел….» | Воспитатели, дети, родители | Сделать карточки и пополнить речевой уголок. | |||||
Ситуативный разговор: «История возникновения города». | Воспитатели, дети. | Просмотр фотографий. | |||||
Рассматривание фотографий и беседа-рассуждение: «Старый и новый город Новокуйбышевск». | Воспитатели, дети. | Картинки и фото города | |||||
Составление творческих рассказов: «За что я люблю свой город». | Воспитатели, дети, родители. | Пополнение книжного уголка. | |||||
Продуктивная деятельность детей:Рисование: «Мой родной город».Конструирование: «Здания в городе». Аппликация: «Вечерний город». |
Воспитатели, дети. | Выставка работ детей. | |||||
Ситуативный разговор: «Как и кем создавался и строился город?» | Воспитатели, дети. | Фотографии. | |||||
Аукцион: «Город мой» (отгадывание загадок, чтение стихотворений о городе). | Воспитатели, дети. | Пополнение речевого и книжного уголка | |||||
Сюжетно –ролевые игры: «Путешествие по городу», «Магазин», «Парикмахерская». | Воспитатели, дети. | Приготовить атрибуты для игры. | |||||
Чтение художественной литературы о городе (стихи, рассказы, пословицы, загадки) | Воспитатели, дети. | Пополнить книжный уголок худ.лит-ой. | |||||
Изготовление книжки – самоделки: «Город в котором я живу». | Воспитатели, дети, родители. | Пополнить речевой и книжный уголок | |||||
Просмотр слайдов и видеоматериалов о городе.Создание компьютерной презентации: «Мой город- Новокуйбышевск». | Воспитатели, дети. | Картотека презентаций. | |||||
Д/и «Почему город всегда красивый?», «Как город растёт?», «Город- как торговый центр», «Город – промышленный центр», Д/у: «Самый внимательный горожанин», «Кто больше выделит и запомнит признаков города», «Установи причину». | Пополнить речевой уголок дидактическими играми. | ||||||
Изготовление альбома: «Мой любимый город». | Воспитатели, дети, родители. | Пополнить книжный уголок. | |||||
Создание газеты: «Я люблю свой город». | Воспитатели, дети, родители. | Выставка газет | |||||
Игра – викторина: «Улицы нашего города» | Воспитатели, дети. | ||||||
Рассматривание иллюстраций с изображением улиц. | Воспитатели, дети. | Фотографии улиц. | |||||
Ситуативный разговор: «Улицы города» | Воспитатели, дети. | ||||||
Экскурсия по улицам города с элементами поисково- исследовательской деятельности. | Воспитатели, дети, родители. | ||||||
Рассматривание план – карты: «Улицы города» | Воспитатели, дети. | План – карта города. Пополнение патриотического уголка. | |||||
Изготовление докладов по теме: «Улица на которой я живу» | Воспитатели, дети, родители. | Пополнить речевой уголок. | |||||
Ситуативный разговор: «Рассказ о главной улице города» | Воспитатели, дети. | Фото города. | |||||
Составление плана- карты: «Улица Карбышева» | Воспитатели, дети, родители. | Пополнить патриотический уголок. | |||||
Изготовление альбома: «Улицы нашего города» | Воспитатели, дети, родители. | Пополнить речевой уголок. | |||||
Создание компьютерной презентации: «Вот эта улица, вот этот дом» | Воспитатели, дети, родители. | Картотека презентаций. | |||||
Чтение художественной литературы | Воспитатели, дети. | Пополнить книжный уголок. | |||||
Создание фотовыставки: «Моя улица» | Воспитатели, дети, родители. | Выставка фотографий. | |||||
Продуктивная деятельность детей:Рисование «Улица на которой я живу».Коллективная работа: «Улицы нашего города».
Аппликация: «Наша улица вечером». |
Воспитатели, дети. | Выставка работ детей. | |||||
Ситуативный разговор: «Улицы по которым мы ходим». | Воспитатели, дети. | ||||||
Физкультминутка: «Мы по улице идём».Подвижное упражнение: «Люблю по улицам гулять».П/и: «Машины на нашей улице».
Физкультминутка: «Путешествуем по улицам города». |
Воспитатели, дети. | Картотека подвижных игр | |||||
Экскурсия по улице на которой находится детский сад. | Воспитатели, дети. | ||||||
Ситуативный разговор: «Что такое улица, и по каким правилам она живёт?» | Воспитатели, дети. | ||||||
Составление творческих рассказов: «Моя улица». | Воспитатели, дети, родители. | Пополнить книжный уголок. | |||||
Д/и: «Прогулка».«Кто где живёт?», «Где я нахожусь?», Назови улицу по описанию». | Воспитатели, дети. | Пополнить речевой уголок дидактическими играми. | |||||
Создание макета: «Улица любимая моя». | Воспитатели, дети, родители. | Пополнить патриотический уголок. | |||||
Путешествие с Городовичком: «Достопримечательности города» | Воспитатели, дети. | ||||||
Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей города. | Воспитатели, дети. | Фотографии города. | |||||
Экскурсия по памятным местам города. | Воспитатели, дети, родители. | ||||||
Ситуативный разговор: «Что я увидел гуляя по городу» | Воспитатели, дети. | ||||||
Продуктивная деятельность детей:Рисование: «Достопримечательности города».Аппликация: «Памятники города». | Воспитатели, дети. | Выставка работ детей. | |||||
Составление фотоальбома: «Достопримечательности города». | Воспитатели, дети, родители. | Пополнить патриотический уголок. | |||||
Изготовление коллажа: «Дворец культуры на главной площади города». | Воспитатели, дети, родители. | Выставка работ. | |||||
Оформление фотовыставки: « Город мой любимый». | Воспитатели, дети, родители. | Выставка работ. | |||||
Игра – путешествие: «Город мой любимый» | Воспитатели, дети. | ||||||
Ситуативный разговор: «Что нужно для того чтобы город был чистым». | Воспитатели, дети. | Фотографии города. | |||||
Составление рекомендаций: «Что мы можем сделать для того, чтобы улицы города были чистыми». | Воспитатели, дети, родители. | Пополнить речевой уголок. | |||||
Ситуативный разговор: «Сделаем улицы чище». | Воспитатели, дети. | ||||||
Составление рассказов: «Как сделать город чистым?» | Воспитатели, дети, родители. | Пополнить речевой уголок. | |||||
Составление и выпуск буклета и листовок: «Чистый город». | Воспитатели, дети, родители. | Выставка работ. | |||||
Создание компьютерной презентации: «Правила поведения в городе». | Воспитатели, дети, родители. | Картотека презентаций. | |||||
Экологические игры: «Какая это птица?», «Угадай чей хвост», «Кто где живёт?», «Кто как двигается», «Найди пару», «Зоологическое лото», «Когда это бывает?» | Воспитатели, дети. | Пополнить речевой уголок дидактическими играми. | |||||
Чтение художественной литературы о природе. | Воспитатели, дети. | Пополнить книжный уголок. | |||||
Игра – викторина: «Знаешь ли ты правила дорожного движения?» | Воспитатели, дети. | ||||||
Ситуативный разговор: «Как вести себя в общественных местах?» | Воспитатели, дети. | ||||||
Сочинение историй: «Город в котором живут дети». | Воспитатели, дети. | ||||||
Просмотр мультфильмов о ПДД. | Воспитатели, дети. | ||||||
Д/и: «Угадай какой знак?», «Светофор», «Найди нужный знак», «Законы улиц и дорог», «Говорящие знаки», «Дорожная азбука», «Подбери знак», «Дорожное лото». | Воспитатели, дети. | Пополнить речевой уголок дидактическими играми. | |||||
Продуктивная деятельность детей:Рисование: «Город готовится к празднику»,Аппликация: «Украсим город к празднику». | Воспитатели, дети. | Выставка работ. | |||||
Аукцион (отгадывание загадок о природе и ПДД, чтение стихотворений). | Воспитатели, дети. | Пополнить книжный и речевой уголки. | |||||
Моделирование правил поведения как вести себя на улицах города. | Воспитатели, дети, родители. | ||||||
Создание альбома: «Улица полна неожиданностей». | Воспитатели, дети, родители. | Пополнить книжный и речевой уголки. |
III этап. Обобщающий
Конкурс творческих работ: «Улицы родного города».Создание уголка «Мой город родной». | Воспитатели, дети, родители | ||||
Фото -выставка совместно с родителями «Наш любимый город» | Воспитатели, дети | ||||
Тематическая выставка плакатов: «Каким я бы хотел видеть наш город». | Воспитатели, дети, родители | ||||
Игра – викторина «Знатоки родного города» (совместно с родителями). | Воспитатели, дети, родители | ||||
Музыкальный праздник посвящённый 60- летию города Новокуйбышевска «Свой город любит каждый житель». | Воспитатели, дети, родители |
Приложение к проекту: План-конспект непосредственно-образовательной деятельности: Игра-путешествие «Мы по городу идём».
Борзых Юлия Вячеславовна,
воспитатель,
БОУ ООШ №19 с/п «Детский сад «Кораблик»,
г.Новокуйбышевск Самарской области