Познакомить с понятием «малая родина», учениками, которыми школа может гордиться по праву; развивать связную устную и письменную речь; развивать умение работать с научным текстом, выделять в нем главную мысль, анализировать; развивать интерес к проектной деятельности, обучаться работать в группе и индивидуально по плану проекта; воспитывать любовь к родной школе, чувство патриота родной школы, гордость за то, что ты – Ученик.
Тема проекта: «Моя малая Родина»
Координаторы: учитель логопед Хорт И.В., кл. рук. 3 «А» класса Клепка Н.В.
Участники проекта: ученики 3 «А» класса.
Цели проекта:
- Познакомить с понятием «малая родина», учениками, которыми школа может гордиться по праву;
- Развивать связную устную и письменную речь;
- Развивать умение работать с научным текстом, выделять в нем главную мысль, анализировать;
- Развивать интерес к проектной деятельности, обучаться работать в группе и индивидуально по плану проекта;
- Воспитывать любовь к родной школе, чувство патриота родной школы, гордость за то, что ты – Ученик.
Предмет исследования:
- Школа №43 г. Краснодара и её история.
Время выполнения: 1-4 недели.
Примечание: Вся собранная информация оформляется и собирается по разделам в папку.
План проекта
- Символика родной школы (герб, флаг, гимн).
- Мои родители – ученики школы № 43 ( интервью у родителей бывших выпускников моей школы).
- Знаменитые люди, обучавшиеся в нашей школе.
- Учителя – участники различных конкурсов городского и областного уровней.
- Просто ученики, без которых не существовал бы этот дом – школа №43, которая в этом году отмечает свой 40 летний юбилей.
Методы исследования
- «Подумать». «Спросить у другого человека». «Понаблюдать (фото, рисунок)».
- «Получить информацию из книг, журналов, газет».
1-й раздел
Подготовительный этап.
«К размышлению……»
Ученик и ученица –
Так, сменяясь вереницей
Дни идут, мелькают годы,
Мы приходим и уходим
В школьный милый, добрый дом,
Где мы учимся, живем.
Память детства нас зовет.
Времени меняет ход.
«Я — выпускница этой школы. Сейчас, прогуливаясь в стенах родной школы, вспоминаю очень многое… Время, проведенное в уютных классных комнатах вместе с нашими любимыми преподавателями, где частенько засиживались и после занятий за душевными беседами, советуясь, консультируясь и просто получая удовольствие от общения с умным, понимающим человеком, которому не безразлична твоя дальнейшая судьба… Сколько доброты, душевного тепла отдавалось и отдаётся каждому ребенку, подростку в стенах этого здания!.. Сколько людей, нашедших в жизни своё призвание, было выпущено, а сколько ещё их впереди!
В этих стенах я научилась не только сама добывать знания из книг, я научилась УЧИТЬСЯ у людей, умению переживать трагедии и неприятности, умению радоваться пустякам… Я научилась в школе хранить чужие тайны, крепить дружбу, обходить разногласия, словом — ЖИТЬ! ! Теперь пришло моё время делиться с вами своим знанием и опытом ».
Данная работа направлена не на то, чтобы упрекнуть нынешнее поколение достижениями предыдущих выпускников, а на знакомство ребят и сотрудников школы с богатой историей этого заведения, которое называется школой жизни.
Учитель-логопед МБОУ СОШ №43 Хорт И.В.
«выпускница МБОУ СОШ№43 г. Краснодара 1979г.»
Беседа.
Координатор учитель-логопед: Как называется здание, в котором мы сейчас находимся?
Дети: Школа, учебное заведение.
К. А вы знаете, что означает слово «школа»?
Д. Мы никогда об этом не задумывались.
К. Школа — приобретение опыта, выучка. Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание. Школ в городе много, но чем же отличается одна школа от другой?
Д. Номером, датой основания, местом расположения ( адресом), коллективом учителей и сотрудников, коллективом учеников, количеством выпускников, своей историей и т.д.
К. Что вы можете сказать о своей школе?
Д. мы можем назвать номер школы, ее адрес, фамилии, имена и отчества некоторых учителей, сотрудников и директора школы.
К. А можно ли назвать школу маленьким государством? Почему? Чем отличается одно такое государство от другого?
Д. Символами, законами, границами, людьми и т.д.
К. Какие символы есть в каждом государстве?
Д. флаг, герб, гимн.
Этап самостоятельной групповой работы
Класс делится на три группы, каждая из которых выполняет свое творческое задание.
1-я группа. Нарисовать флаг школы, дать версию значения цвета и символов, используемых в работе.
2-я группа. Нарисовать герб школы, дать версию значения цвета и символов, используемых в работе.
3-я группа. Сочинить текст, который мог бы стать гимном нашей школы.
Этап оформления и защиты проекта.
Представление своей работы.
1. Это первые страницы книги об истории моей школы.
Школа — наш общий дом, объединяющий людей разных национальностей, разных возрастов, характеров и судеб. Честь школы складывается из личных достоинств каждого. Дорожи честью школьного братства, как своей собственной.
Наша школа самая лучшая, потому что она НАША. Жизнь в школе, которую ты не любишь — мука. Постарайся любить свою школу.
2. Какие символы есть в нашей школе?
3. Где можно получить ответ на этот вопрос?
Памятка-подсказка:
- Учитель;
- Заместитель директора школы по УВР;
- Библиотекарь.
Затем каждая группа отправляется на поиски ответов:
- геральдика школы — флаг и версия взрослых о его значении, своя версия.
- геральдика школы – герб (эмблема) иверсия о его значении, своя версия.
- гимн (песня) школы ( текст, автор, музыка, композитор, дата написания).
Далее начинается представление полученной информации.
- В чем сходство версий взрослых и детей?
2-й раздел
Подготовительный этап.
В помощь координаторам.
К. Символы школы мы узнали и создали свои. А что бы вы ещё хотели узнать о школе , о ее учениках?
Д. Учились ли в моей школе родители, учителя, работающие в школе.
К. А как это сделать?
Д. Надо спросить об этом. Но мы не знаем у кого…?
К. Попробуйте спросить у меня.
Обучаем детей правильному общению, интервьюированию с помощью ролевой игры.
Честь — это нравственное достоинство человека, его доблесть и честность, благородство души и чистая совесть.
- Как правильно обратиться к человеку?
Д. По имени и отчеству.
К. А если человек незнакомый?
Д. Вежливо обратиться и познакомиться.
К. Какие вопросы вы хотели бы задать?
Интервью (образец составляется вместе с детьми).
- Здравствуйте. Извините, пожалуйста, можно Вам задать несколько вопросов?
- Представьтесь (Ф.И.О.)
- Учились ли Вы в нашей школе? ( Если да, то интервью продолжается. А если нет, то ребенок говорит: « Извините за беспокойство»).
- Назовите период обучения в нашей школе.
- Вспомните, как звали вашего первого учителя.
- А как звали Вашего классного руководителя?
- Какие предметы для Вас были любимыми и почему? И т.д. и т.п.
Оставшиеся вопросы (всего их должно быть не менее 10) ребята составляют самостоятельно.
Координатор может их подкорректировать, помочь правильно сформулировать мысль (индивидуально), а может не вносить никаких изменений.
Этап самостоятельной групповой работы.
Деление на группы. Выбор опрашиваемого. Сбор информации.
1-я группа. Интервью с родителями бывших выпускников школы.
2-я группа. Интервью с учителями и сотрудниками школы – бывшими выпускниками.
Этап оформления и защиты проекта.
Представление информации.
Интервью с Коробковой Е.Б., директором школы №43 с г.
Ученик. Трудно ли быть директором школы?
Директор. Да, очень трудно.
У. Как начинался Ваш профессиональный рост в стенах нашей школы?
У. Вы любите детей?
Д. Очень.
У. Каких детей вы любите больше?
Д. Разных: послушных и не очень, воспитанных и балованных.
У. Есть ли у Вас хобби?
У. Как вы подбираете педагогические кадры?
У. Какие человеческие качества Вы уважаете?
У. Какими учителями гордится наша школа? ( заслуженные учителя, победители профессиональных конкурсов?
У. Какое ваше любимое блюдо?
Д. Люблю фрукты, рыбу в любом виде.
У.Что бы вы хотели пожелать ученикам?
Д. Быть успешными в обучении, вырасти здоровыми, сильными и добрыми, а по окончании школы стать успешными в жизни.
У. Помните ли Вы фамилии бывших выпускников? Чем они так запомнились Вам?
Приходят ли они в школу? Чем занимаются сейчас?
У. Благодарим за откровенное интервью. Желаем, чтобы из стен нашей школы выпускались только достойные граждане нашей страны.
3-й раздел
Этап самостоятельной групповой работы.
На основании предыдущего опыта дети в группах пытаются составить интервью с людьми, которыми по праву гордится школа.
Образец обобщенного интервью.
Вопросы анкеты составляются с учетом категории людей и информации, которую необходимо выяснить учащимся.
- Здравствуйте! Я ученик(ца) ….. класса. Я провожу исследование. Не могли бы вы ответить на мои вопросы?
- Представьтесь ( Ф.И.О.).
- Участвовали ли вы в профессиональных конкурсах
- В каком году вы принимали участие в профессиональном конкурсе?
- Назовите этот конкурс, его результат?
- Есть ли среди ваших учеников победители предметных олимпиад и других конкурсов? Назовите их фамилии, имена, класс, результат?
(Если нет, то ученик благодарит за участие в исследовании. Если да, то продолжает задавать вопросы.)
Одна группа занимается поиском информации в архиве учебного заведения, который хранится у директора школы или его секретаря. Предварительно координатор (логопед, учитель) объясняют важность данных документов для нынешнего и будущих поколений, предупреждает, что с документами необходимо работать аккуратно, в присутствии учителя.
Другая группа собирает информацию об учителях, работающих в школе в настоящее время. Общается с учениками других классов, обобщает данную информацию.
В результате папка пополняется портретами учителей и отзывами о их профессиональной деятельности ( дети сами рисуют портреты своих учителей).
На профессиональном празднике «День Учителя» представляется результат работы.
4-й раздел
Мои родители — бывшие ученики моей школы.
К. Ребята, а знаете, где учились ваши родители?
Д. Мы сегодня расспросим их об этом.
К. А чьи родители учились в нашей школе?
Д. Поднимают руки.
К. Расспросите своих родителей о жизни в стенах нашей школы того времени.
К. Вы уже знаете, как оформить рассказ родителей ( оформленный доклад, фотографии, интересные истории и т.д.).
Результат представляется для всеобщего прослушивания и обсуждения.
5-й раздел
В этот раздел помещаются работы ребят – нынешних учеников школы (дипломы, грамоты победителей различных конкурсов, олимпиад, интересные русунки, сочинения, стихотворения, фотографии)
6-й этап.
Заключительный.
Размышление-пожелание «Зачем нам нужны знания»?
Образец рассуждения «Зачем нам нужны знания».
Среди людей Чести всегда ценятся ум, образованность, интеллигентность. Человек постоянно стремиться к знаниям, потому что он человек. Ему важна гармония ума и чувства, слова и дела.
Хочешь — не хочешь, а учиться надо. Не унижай себя бездельем, не ленись. Лентяям в нашей школе плохо. Учти, что в обществе встречают по одежке, а провожают по уму.
Трудные обстоятельства и тяжелые условия не оправдывают дурные поступки и поведение. Порядочный человек в любых обстоятельствах остается человеком Чести.
Если случиться ошибиться, оступиться — не выкручивайся и не ври. Будь честен прежде всего перед самим собой.
Защищай слабого, приходи на помощь товарищам, не дожидаясь, пока тебя попросят. Вообще стремись жить с пользой для людей и для себя. Ничто не обретается так трудно и не теряется так легко, как честь. Береги честь смолоду и помни слова А.С. Пушкина: «Знание человека — Залог Величия Его».
Хорт Ирина Витальевна,
учитель-логопед,
МОУ СОШ №43,
г. Краснодар