Проектная деятельность в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья

ПроектПроектная деятельность в группах компенсирующей направленности (для детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет).

В статье излагается опыт работы с детьми с ОНР с привлечением в систему коррекционной работы метода проектной деятельности. Рассмотрен метод учебных проектов как образовательная технология, его основные цели, классификация, этапы работы. Представлено подробное содержание деятельности детей с нарушениями речи и взрослых по каждому разделу проекта «Моя семья».

В ФГОС дошкольного образования указывается на необходимость проведения совместной деятельности педагогов и детей в процессе обучения и воспитания. Поэтому мы обратились к методу проектов, который позволяет учитывать современные требования к дошкольному образованию.

Что же такое «проект»?

На самом деле данный метод не является новым, он разработан в начале XX столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859 — 1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».

Теория Д.Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном «делании», приобрела новое звучание. Метод проектов предусматривает такую систему обучения, когда учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий.

Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

«Метод проектов» нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х гг.: Б. В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Проект — «бросок вперёд» /латинский/.

Проект — последовательность взаимосвязанных событий — действий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого результата.

Ф.Бэгли, специалист по проектной деятельности

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся — партнёров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой — либо проблемы, значимой для участников проекта. (Леонтович А.В., Кандидат психологических наук)

Основные характеристики проектной деятельности:

  • Проект — разовое явление.
  • Проект ограничен чёткими временными рамками.
  • Проект даёт определённый результат.
  • Проект предполагает изменения.
  • Проект неповторим.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  1. исследовательско — творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево — игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно — практика – ориентированные — дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий — 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).

Примерный план работы педагога по подготовке проекта.

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана — схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план — схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1.​ Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2.​ Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3.​ Выполнение проекта — практическая часть.

4.​ Подведение итогов и определение задач для новых проектов.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Распределение их по этапам проекта представлено в таблице (см. приложение).

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими ОНР, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. У детей отмечается нарушение всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью). Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Опыт работы по использованию проектной деятельности в коррекционном процессе предоставляет широкие возможности логопедам в решении задач познавательно-речевого развития дошкольников с ОНР. Данный метод позволяет развивать личностные субъективные качества ребенка посредством активизации мотивов общения, так как стимулируется познавательная и речевая активность детей.

Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен в системе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи III – IV уровня. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные на практике знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.

Практическое применение проектной деятельности.

Все больше ДОУ используют этот метод в своей практике. Мы изучили методическую литературу по данной теме, познакомились с передовым опытом современных педагогов. Но нам удалось найти только три источника, сообщающих о применении метода проектов в коррекционно- развивающей работе с детьми с речевой патологией.

Таранова Т.Н. представила проект «Метод песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи».

В своей статье она дала подробное описание методологической базы проекта, представила этапы управления проектом, но учет общедидактических принципов в работе над данным проектом автор не рассматривает.

Якимович О.A. знакомит нас с детско-родительским образовательным проектом «Чудесное лукошко», представляет паспорт проекта, системную паутинку, конспекты занятий, речевой и дидактический материал, презентацию проекта. У этого автора проект представлен как разовое явление, в рамках одной лексической темы, ничего не говорится о мотивационном аспекте данного вида деятельности.

Димитрова Т.А предлагает познакомиться со своим опытом работы в данном направлении. Она планирует проекты по тематике, связанной с изучением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР; рассказывает, какие задачи решаются педагогическим коллективом в рамках проекта. На каждую изучаемую тему составляется проектная паутинка, в которой выделяются различные центры развития, приводятся примеры таких паутинок (см. ниже). «В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности, коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах. В то же время и воспитатели, и логопед проводят свои занятия в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития». Автор отмечает, что «включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми с ОНР и стабильность полученных результатов». Таким образом, Димитрова Т.А. представила целостную систему работы в данном направлении с учетом основных общедидактических принципов, но при внимательном изучении предложенный материал не соответствует заявленной теме (проектная деятельность ведется поэтапно, предполагает определенный результат, продукт, презентации проекта). Предлагаемая автором деятельность больше похожа на представленную в виде системных паутинок коррекционно-развивающую работу, расписанную по различным центрам.

Изучив вышеперечисленные источники информации по данному вопросу, мы пришли к выводу, что метод проектов эффективен и актуален для дошкольной коррекционной педагогики, но использование его в коррекционно-развивающей работе нуждается в дальнейшей разработке.

Организация коррекционно-развивающего обучения

Обучение с помощью метода проектов проводилось в течение учебного года. В нем принимали участие 24 ребенка с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) из 2-х логопедических групп.

Коррекционное воздействие осуществлялось в соответствии с Программой логопедической работы по преодолению ОНР у детей с III уровнем речевого развития Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, которая предполагает работу над всеми структурными компонентами речи.

Как известно, главной целью коррекционной работы является развитие связной речи. Ее недоразвитие отрицательно сказывается на речемыслительной деятельности детей, ограничивает их коммуникативные и познавательные способности, препятствует овладению знаниями. Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В. отмечают, что тормозят процесс развития связной речи «трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка». Это нашло подтверждение при обработке результатов проведенного нами обследования речи дошкольников. Поэтому мы посчитали целесообразным построить коррекционно-развивающую работу по лексическому принципу

В качестве ведущего метода в своей системе работе мы использовали метод проектов, который полезен тем, что:

  • учитывает интересы детей;
  • интегрирует сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы;
  • реализует принцип сотрудничества детей и взрослых;
  • стимулирует у участников потребность в самореализации и коммуникации;
  • способствует актуализации речевых и неречевых знаний, умений и навыков.

Мы обратились так же к музейной педагогике, которая помогает повысить уровень мотивации, поддерживать эмоциональную заинтересованность детей к изучаемому материалу, задействовать в коррекционной педагогике региональный компонент.

Таким образом, разработанная нами система коррекционно-развивающей работы по преодолению ОНР базируется на проектном методе и музейной педагогике с учетом лексического принципа подбора материала

Проделана работа по разработке проектов по лексическим темам «Игрушки», «В гостях у Музейки», который позволяет соединить изучение лексических тем с посещением экспозиций Алексинского краеведческого музея, «Летопись времен», «Защитники Алексина», «Осенний калейдоскоп», «Мой друг — книга». Также начата работа по долгосрочному проекту «По страницам Красной книги» с привлечением возможностей музея.

Подробно остановимся на проекте «Моя семья».

Визитная карточка проекта «Моя семья».

Участники:

  • Дети и родители подготовительной и старшей логопедических групп для детей с ОНР, воспитатели Ивакина О.В. и Фомичева В.В., логопед Колчина Л.В., педагог-психолог Ежова И.; руководители физического и музыкального воспитания; г. Алексин, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» .

Тема проекта: «Моя семья».

Актуальность:

Зачастую дети с ОНР с трудом усваивают новые знания. Правильно выстроенная мотивация проектной деятельности, практическая направленность, совместная труд со взрослыми, заинтересованность, интересный конечный результат проекта позволяют дать ребенку необходимые знания и умения, которые будут более прочными и востребованными.

Патриотическое воспитание дошкольников — приоритетное направление деятельности нашего педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев — основное содержание нашей проектной деятельности. Чувство любви к Родине зарождается в семье..

Поэтому у нас появилась идея: создать проект «Моя семья». Чтобы систематизировать работу с детьми по теме «Моя семья», мы провели взросло-детский проект «Моя семья». В его реализации принимали участие воспитатели, родители и дети подготовительной и старшей логопедических групп, а также специалисты ДОУ (логопед, психолог, музыкальный руководитель). Проект осуществлялся в соответствии с разработанной схемой. Все участники проекта с удовольствием и интересом принимали участие в его реализации, творчески подходили к решению поставленных задач.

-​ Дидактическая цель — воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Методические задачи:

  • дать представление о понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».
  • дать понятие о семье (семейных традициях и реликвиях, правах и обязанностях членов семьи).
  • продолжать развивать познавательные способности детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
  • расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
  • укреплять детско-родительские отношения.
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей путём их просвещения.

Основопологающие вопросы проекта.

Проект «Моя семья»: Что такое семья? Что вы знаете о своей семье?

Область сопровождения.

  • патриотическое воспитание;
  • нравственное и эмоционально-личностное развитие;
  • поисково-исследовательская деятельность;
  • изобразительная деятельность;
  • развитие речи;
  • игровая деятельность.

Возрастная группа: Дети 5-7 лет с ОНР.

Оформление результатов проекта:

  • создание семейных альбомов «Моя семья», альбома «Герб моей семьи»
  • презентация проекта: интегрированный вечер развлечений «В музее семьи».

Краткая аннотация проекта:

  • диагностика (опрос) детей по данной теме;
  • экскурсия детей и родителей в музей, посещение экспозиции «По обычаю дедову»;
  • беседы, чтение книг, просмотр мультфильмов;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин;
  • занятия с психологом по правовому воспитанию детей, занятия логопеда;
  • интегрированные занятия;
  • экскурсия в детскую библиотеку;
  • конкурс чтецов;
  • спортивный праздник;
  • игровая деятельность детей;
  • творческая и поисково-исследовательская деятельность детей (сбор и оформление информации);
  • детско-родительская гостиная;
  • презентация проекта.

9.​ Время проекта, длительность:

  • октябрь 2011 г. – декабрь 2011 г.; долгосрочный.

Техническое обеспечение:

  • фотоаппарат;
  • видеокамера;
  • компьютер, принтер;
  • ​ телевизор, видеомагнитофон;
  • магнитофон
  • энциклопедии, книги, журналы, иллюстрации, «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», методическая литература.

Форма презентации:

  • Интегрированный вечер развлечений «В музее семьи»;
  • Создание семейных альбомов «Моя семья», «Герб Моей семьи»

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • укрепление детско-родительских отношений;
  • применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье;
  • повышение познавательной активности детей, сплочение детского коллектива.

Структура проекта.

  • Проект состоит из блоков, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.

Аналитический блок.

  • анкетирование
  • работа с листами рефлексии.

Информационный (просветительский) блок.

  • побор наглядной информации;
  • оформление стендов, папок-передвижек, фотогазет;
  • проведение выставок, презентаций;
  • оформление уголков родителей;
  • составление памяток, буклетов для родителей;

Практический блок.

Традиционные формы и методы работы.

  • родительские собрания;
  • родительский клуб «Умники и умницы»;
  • консультации специалистов;
  • дни открытых дверей;
  • оформление семейных фотогазет, альбомов;
  • почтовый ящик «Добро пожаловать»;
  • выпуск устного журнала.

Нетрадиционные формы и методы работы.

  • использование арт-терапевтических техник (тематический рисунок, коллаж);
  • домашние задания для родителей на определённую тему (составление семейного альбома «Моя семья», сочинение «Моя семья»),

Досуговый блок.

  • досуг «Праздник семьи», «День защиты детей»;
  • творческие конкурсы и выставки;
  • спортивные семейные и интеллектуальные состязания;
  • утренники;
  • посещение театра, музея семьями;
  • семейные выезды на природу.

Блок «Презентация».

  • создание слайд-шоу
  • интегрированный вечер развлечений «В музее семьи».

Оценочный блок.

  • заполнение книги отзывов и оценочных листов
  • экспресс-диагностика.

Основные направления логопедической работы
в рамках проектной деятельности

Словарная

работа

Грамматический

строй речи

Связная

речь

Виды работ по обогащению словарного запаса:

- экскурсии в музей;

- занятия в библиотеке;

- логопедические занятия;

- занятия педагога-психолога;

- занятия воспитателя.

Виды работ по активизации словарного запаса:

-занятия учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя;

- интегрированные занятия;

- игровой деятельности;

- изодеятельность;

- выполнения домашних заданий;

- заучивание стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр, физминуток.

Работа осуществлялась:

- на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях учителем-логопедом;

- воспитателем по заданию учителя-логопеда;

- родителями при выполнении домашних задании;

-в игровой деятельности.

Виды работ:

-пересказ текстов;

-составление рассказа по картинкам;

-составление рассказов по серии картинок;

-составление описательных рассказов по схемам.

Схема осуществления проекта «Моя семья!»

Виды совместной деятельности

Содержание

Познавательно — речевое развитие

Речь и речевое

общение

Творческое рассказывание детей по темам «Моя семья», «Выходной день в моей семье», «Наши любимые питомцы», «Как мы отдыхали летом», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома». Словотворчество. Конкурс на создание альбомов «Моя семья» (герб и девиз семьи, родовое древо, рассказ о своей семье, рисунки, фотографии, рассказы и стихи детей). Совместное участие детей и родителей в работе детско-родительской гостиной. Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена», составление писем родственникам или друзьям семьи.

Художественная литература

Пословицы и поговорки о семье. Загадывание загадок о семье (составление альбома). Чтение сказок, просмотр мультфильмов: «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кукушка», «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Трое из Простоквашино»; выборочное чтение «Малыш и Карлсон», «Приключение Незнайки», Л.Толстой из серии «Рассказов для маленьких», Осеевой «Просто старушка». Заучивание стихотворений о маме, семье. Оформление стихотворений в альбом.Оставление рассказа о своей семье.

Мир, в котором

мы живём

 

Классификации (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания). Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картой «Мой город».Коллажи «Домашние любимцы», составление семейных альбомов: «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче».

Социально-личностное развитие

Социализация

Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка. Отрытое занятие для родителей. Стендовые консультации для родителей. Права и обязанности в семье (беседа, игра). Составление родословной «Моё родовое древо», карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Калейдоскоп дней рождений» (знаки Зодиака детей группы), выпуск семейной газеты «День варенья» (ко дню рождения ребёнка), фотогазеты «Летопись группы». Интегрированное занятие «Музей семьи».

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья», «Детский сад», «Мебельный салон» и т д. Игры-драматизации по произведениям: «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.Настольно-печатная игра «Моя квартира». Дидактические игры на расширение области правовых знаний, адаптации детей в социальном мире: «Кто кому приходится», «Круговая беседа», «Я не должен…», «я могу…», «Мои права и обязанности в семье», «Цветик -семицветик»

Здоровье и физическое развитие

Спортивные праздники

Рекомендации по составлению режима дня для каждой семьи, семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур. Спортивные совместные праздники: «Мама, папа, я — вместе дружная семья». Родительский клуб: семинар-практикум «Пойдём в школу здоровыми». Проведение интегрированного занятия по здоровьесберегающим технологиям

Конструктивно-продуктивная деятельность

Конструирование

«Дом моей мечты», «Дачный домик», домашнее задание — составление сюжетов из мозаики на семёйную тематику.

Рисование

Ручной труд

Рисование «Моя семья», « Автопортрет», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя любимая игрушка», «Мой самый счастливый день». Выпуск семейных газет, изготовление коллажей, приглашений, подарков и сувениров для членов семьи. Рисование иллюстраций к сказкам.Выставка «Семейное хобби».

Художественно-эстетическое развитие

Театр,

музеи, музыка,

художественное творчество

 

Совместное посещение семьями театра, цирка, музеев. Проведение экскурсий с детьми в музеи, на выставки. Проведение совместных семейных праздников, развлечений. Показ детских спектаклей.Слушание: П.И.Чайковский «Детский альбом»; разучивание песен детских композиторов на семейную тематику.

Досуг «Праздник семьи». Праздник ко Дню защиты детей.

Анализ результатов взаимодействия с семьями воспитанников свидетельствует о необходимости продолжения целенаправленной работы, способствующей развитию и совершенствованию детско-родительских отношений.

При правильной организации проектной деятельности вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов ДОУ создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

Таким образом, использование проектного метода в системе коррекционной работы с детьми с ОНР способствует успешному формированию личностной готовности детей к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Список используемой литературы:

  1. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (Специальном образовании)» Принят Государственной Думой 2 июня 1999 года
  2. Боровлева А.В. Проектный метод — как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. — 2006. — №7.
  3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.
  4. .Таранова Т.Н. Современные технологии воспитания. /Учебно-методическое пособие. Ставрополь: СГУ, 2010
  5. Димитрова Т.А. Проектный метод в логопедической группе детского сада / Издательский дом «Первое сентября», 2013
  6. Яктмович О.А. Детско-родительский образовательный проект «Чудесное лукошко». Развитие познавательных и творческих способностей детей /Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников /Учитель, 1905/, стр. 175-197
  7. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. — 80 с.
  8. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — 208 с.
  9. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер. — М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. — 128 с.

Колчина Людмила Васильевна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1″, г. Алексин

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.