Профессиональная подготовка логопеда к использованию компьютерных технологий в работе с детьми с речевыми нарушениями

Использование компьютерных технологий в работе с детьмиСовременный этап общественного развития, характеризующийся глобальной информатизацией, непрерывной сменой технологий, процессами ускоренной автоматизации всех отраслей проектирования, производства и управления, значительно повышает требования к профессиональной подготовке специалистов, в том числе и учителей-логопедов.

В процессе обновления содержания образования, обусловленного изменениями потребностей личности, общества и государства в сфере образования, формируются и новые требования к профессиональной подготовке педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности и готовых к непрерывному профессиональному самосовершенствованию, чего на сегодняшний день нет в дошкольном специальном образовании.

В настоящее время в коррекционной педагогике остро встает вопрос о разработке «обходных путей» и специфичных, вспомогательных по своему характеру, средств обучения детей с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми. Существенные изменения в создании «обходных путей» произошли с появлением компьютерных технологий (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина и др.).

Преимущество компьютерных технологий по сравнению с другими средствами обучения состоит в возможности индивидуального коррекционного обучения, возможности обеспечить каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставлении возможности самостоятельной продуктивной деятельности и обеспечении градуированной системной помощи.

Новые компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Таким образом, применение компьютерных технологий позволит оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями и значительно повысить эффективность коррекционной работы, воспитывать ответственность и самостоятельность у дошкольников при получении новых знаний, ускорить процесс подготовки старших дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации в младшем школьном возрасте.

Развитие информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей-логопедов является в настоящее время одной из наиболее важных задач системы высшего образования в области логопедии.

Информационно-коммуникационная компетентность учителя-логопеда — это не просто совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и способность ориентироваться в современном информационном потоке, готовность к отбору адекватных информационных педагогических средств, к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в изменившихся условиях специального образования с помощью элементов информационных технологий.

В течение многих десятилетий в отечественном специальном образовании сложилась система логопедического воздействия, которая предусматривает как групповые формы коррекционной работы, так и индивидуальные занятия с детьми. В настоящее время в связи с изменением условий оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста использование традиционных приемов работы не всегда позволяет получить желаемый результат. В связи с этим проблема результативности логопедического воздействия в настоящее время не теряет своей актуальности, так как при недостаточности или низкой результативности коррекционного воздействия в дошкольном возрасте ребёнок с недоразвитием речи оказывается неготовым к дальнейшему обучению в условиях общеобразовательной школы.

Процессу информатизации образования уже более двух десятков лет. Однако этот процесс не оказал заметного влияния на повышение эффективности учебного процесса. Для многих педагогов, в том числе и учителей-логопедов, информатизация образования так и не стала постоянной потребностью, мотивом совершенствования профессиональной деятельности. Интерес к использованию компьютерных технологий быстро угасает, если педагоги не вовлекаются в процессы разработки новых методик на базе компьютерных технологий, а остаются простыми пользователями готовых средств, исполнителями чужих методических рекомендаций. Все это говорит о том, что необходимо перестраивать системы вузовской подготовки педагогов и повышения их квалификации в сфере создания и использования в коррекционном процессе компьютерных технологий.

Подводя итог вышесказанному, сложилось противоречие между несоответствием требований современного общества к работе логопеда с использованием компьютерных технологий и недостаточной подготовкой специалиста в области информатизации.

В последние годы в педагогике обозначились новые тенденции, заключающиеся в изменении целеполагания в обучении и воспитании, усилении личностной ориентации содержания и технологий образования, направленных на созидание личности человека, дальнейшее углубление индивидуализации и дифференциации образовательных траекторий каждого обучаемого, творческой и развивающей функций образования.

Область образования становится приоритетной, а содержание образования выступает одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, как в личностном, так и профессиональном плане.

Профессиональное образование предусматривает формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности, к осуществлению и выполнению полного спектра профессиональных функций. Профессиональное образование — это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий её ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности (Б. М. Бим — Бад).

Профессиональная подготовка в широком смысле рассматривается как организация обучения профессиональных кадров, включая различные формы получения профессионального образования. В узком смысле представляет ускоренную форму приобретения профессиональных навыков (А. Н. Лейбович).

Изменившиеся социально — экономические условия на современном этапе развития общества привели к прогрессивным инновациям в профессиональном образовании. Одной из особенностей современного развития профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками, психологически готовых к профессиональной деятельности в новых условиях, способных принимать адекватные реальным ситуациям взвешенные самостоятельные решения, видеть перспективы и планировать стратегию и тактику развития современного производства, и свою профессиональную деятельность.

В настоящее время нарастают темпы информатизации общества, что выражается в проникновении современных информационных и коммуникационных технологий в самые различные области деятельности людей, ускорении процессов изменения отдельных профессиональных функций, появлении таких видов профессиональной деятельности, которые требуют качественно нового подхода к содержательному и технологическому аспектам образования.

Информатизация образовательного процесса — одно из приоритетных направлений модернизации образования, включающее в себя ряд важных задач: обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой и средствами коммуникации; обеспечение образовательных учреждений электронными средствами обучения; автоматизация управленческой деятельности администрации образовательных учреждений; внедрение информационных технологий в учебный процесс образовательных учреждений; подготовка и повышение квалификации учителей по использованию ИКТ в образовательном процессе.

Современная образовательная ситуация в значительной мере характеризуется тенденцией перехода от традиционного процесса обучения к инновационному, связанному, как правило, с использованием новых информационных технологий. Однако современный педагог в большой степени готов использовать новые средства применительно к традиционной системе обучения, не задумываясь о том, что наибольший эффект от использования этих средств можно получить только выстраивая свою профессиональную деятельность в условиях той же среды, которая ориентирована на достижение новых образовательных результатов.

Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах информационно — коммуникативных технологий (ИКТ) в процессе самостоятельного извлечения и представления знаний.

Современный специалист должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств, т. е. обладать информационной компетентностью. Информационная компетентность складывается из трех компонентов: знать, уметь применять, самостоятельно работать с информационными и коммуникационными технологиями (Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова).

Под информационной компетенцией следует понимать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её с помощью информационных технологий.

Информационная компетентность складывается из трех компонентов: знать, уметь применять в профессиональной деятельности, самостоятельно работать с информационными и коммуникационными технологиями.

В современных условиях информационная компетентность может быть отнесена к ключевой профессиональной компетенции, так как вхождение Российской Федерации в Болонское соглашение и углубляющиеся процессы информатизации всех сфер деятельности человека настоятельно способствуют этому процессу.

В связи с выделением информационной компетентности видим необходимым определение требований, являющихся частью информационной компетентности:

- знать психолого-педагогические основы организации учебного процесса в условиях новой информационно-образовательной среды;

- знать основы дидактики современной информационно-образовательной среды;

- владеть навыками использования ресурсов интернет, доступа в информационное образовательное пространство;

- уметь организовывать информационное пространство с целью профессионального самосовершенствования.

Вслед за Е. В. Чернобай считаем необходимым перестраивать систему повышения квалификации учителя-логопеда в области использования в учебном процессе компьютерных технологий — надо инициировать самого педагога к созданию и освоению образовательных технологий на базе компьютерных средств, нацеленных на получение новых образовательных результатов, отвечающих современным целям и ценностям образования.

Содержание современного этапа информатизации образования составляют активное освоение и фрагментарное внедрение средств информационных технологий в традиционные учебные программы и на этой основе освоение педагогами, в том числе и учителями-логопедами, новых методов и организационных форм обучения, включающих программные средства для персональных компьютеров, различные видео — и аудиоматериалы.

По мнению С. А. Игнатьевой в модели профессионализма учителя-логопеда должны быть представлены следующие компетентности: педагогическая компетентность (высокая общая и нравственно — эстетическая культура, педагогический гуманизм, коммуникабельность, педагогическая интуиция); методологическая компетентность (понимание научно — теоретических основ профессии, целостное видение коррекционно — образовательного процесса); инструментальная компетентность (владение дифференцированными логопедическими технологиями, методами и средствами профилактики, коррекции речевых нарушений); интегральная компетентность (умение сочетать теорию и практику логопедии, стремление к самообразованию); коммуникативная компетентность (владение вербальными и невербальными средствами общения, навыками социальной перцепции и межличностного взаимодействия).

Признавая обоснованность выделенных пяти основных компетенций учителя — логопеда, считаем необходимо включить и информационную компетентность, так как подготовка специалистов XXI века, на наш взгляд, должна осуществляться на качественно новой основе, адекватной научно — технологической революции современного периода.

Процессу информатизации образования уже более двух десятков лет. Однако этот процесс не оказал заметного влияния на повышение эффективности учебного процесса дошкольных учреждений. Для многих педагогов, в том числе и учителей-логопедов, информатизация образования так и не стала постоянной потребностью, мотивом совершенствования профессиональной деятельности. Причинами недостаточного использования компьютерных технологий в обучении детей с отклонениями развития являются:

- низкая психологическая готовность учителей-логопедов к использованию компьютерных технологий в образовательном процессе;

- отсутствие четких методических рекомендаций по использованию компьютерных технологий;

- низкая степень информированности о состоянии современного рынка электронных ресурсов;

- низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения.

Таким образом, выше обозначенные причины объясняют тот факт, что только ограниченное количество учителей-логопедов систематически используют компьютерные технологии на занятиях.

Информационные и компьютерные технологии сегодня входят во все сферы жизни общества, в том числе и в образовательную. Основными преимуществами использования компьютерных технологий являются: наглядное и образное представление информации; обеспечение индивидуализации и дифференциации процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога. В связи с этим, считаем целесообразным использовать компьютерные технологии в ходе логопедических занятий с дошкольниками.

Дьячковская Ирина Сергеевна Дьячковская Ирина Сергеевна,
учитель-логопед, МБДОУ детский сад
Уктурского сельского поселения Комсомольского
муниципального района Хабаровского края,
п. Уктур
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.