Программно-методическое пособие по коррекции оптической дисграфии у учащихся младших классов с речевой патологией

Аннотация

Данная разработка представляет собой методическое пособие, направленное на коррекцию оптической дисграфии у учащихся начальных классов с речевой патологией.

В основу разработки комплекта положены рекомендации программы по русскому языку специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида, а также результаты исследований нарушений письменной речи учащихся современных авторов (И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.Н.Корнев).

Цель методического пособия – устранение специфических нарушений письменной речи младших школьников,  вызванных несформированностью зрительного гнозиса, пространственных представлений, графо-моторных координаций.

Предложенное пособие может быть использовано  учителями начальных классов, логопедами, работающими на логопунктах при общеобразовательных школах, логопедами коррекционных образовательных учреждений V вида. В пропедевтических целях может быть использовано логопедами дошкольных образовательных учреждений и воспитателями коррекционных групп.

Материалы, представленные в программе, могут быть  реализованы на  индивидуальных,  подгрупповых,  фронтальных занятиях с  детьми.

Пояснительная записка

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей с тяжелой речевой патологией  в настоящее время является одной из актуальных задач логопедии. Речевые  нарушения детей, обучающихся в образовательных учреждениях V вида, имеют сложную структуру дефекта. Речь учащихся, как импрессивная, так и экспрессивная, отличается неполноценностью всех компонентов речевой системы. Наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка, несформированность н6авыков чтения и письма. При оптической форме дисграфии у детей также наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, несформированность представлений о форме и цвете, величине предмета, недостаточное развитие пространственного восприятия и представлений,  трудность усвоения оптического образа буквы.

Данная разработка представляет собой методическое пособие, направленное на коррекцию оптической дисграфии учащихся начальных классов с речевой патологией.

Цель методического пособия – устранение специфических нарушений письменной речи младших школьников,  вызванных несформированностью зрительного гнозиса, пространственных представлений, графо-моторных координаций.

Задачи:

  1. Формирование зрительного восприятия, пространственных представлений.
  2. Дифференциация смешиваемых букв.
  3. Формирование навыка правильного написания смешиваемых букв.

Актуальность обоснована необходимость разработки системы коррекционной работы по устранению нарушений письма, способствующей повышению уровня грамотности учащихся.

Коррекционная работа проводится в четыре этапа. Основные этапы и содержание программы представлены в таблице.

Этапы

Цель

Содержание.

I

Диагностический

Определение уровня, характера нарушения письменной речи.
  •  Выявление характера нарушений.
  • Планирование индивидуальной работы.

II

Подготовительный

Формирование зрительного восприятия, пространственных представлений.
  • Развитие зрительного анализа и синтеза.
  • Развитие буквенного гнозиса.
  • Формирование пространственного восприятия.
  • Развитие зрительно-моторных координаций.

III

Основной

Формирование навыка правильного написания смешиваемых букв.
  • Дифференциация смешиваемых букв.
  • Автоматизация навыка правильного написания буквы на различном речевом материале (слог, слово, предложение, текст).

IV

Заключительный

Проверка сформированности навыка  правильного написания букв.
  • Проведение контрольной диагностической работы, с целью определения уровня усвоения материала.

 

Методические рекомендации

Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при  устранении оптической дисграфии нужно принять во внимание  ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок. После осуществления комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий. В данном случае нарушения письма у ребенка носит системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на развитие речевой системы в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Главной целью коррекционной работы является закрепление связей между фонемой – артикулемой – графемой — кинемой. Для лучшего усвоения образа буквы педагог должен привлекать к работе максимальное количество анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный.

Для осуществления коррекционной направленности занятий, педагогу целесообразно использовать следующие приемы:

  • Использовать упражнения по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти на предметах и геометрических фигурах.
  • Вырезать, лепить букву из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв (Р. И. Лалаева).
  • Конструировать буквы из различного материала и реконструировать их.
  • Проводить дифференциацию букв,  сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Тематическое планирование

34 часа

Тема занятия

Цели занятия

Задачи занятия

I этап

 диагностический

1 час

1.

Диагностика. Определить уровень, характер нарушения письменной речи.
  • Выявление характера нарушений;
  • планирование индивидуальной работы.

II

подготовительный

10 часов

1.

Восприятие цвета, формы, величины. Развивать зрительный гнозис.
  • Развитие восприятия цвета;
  • развитие восприятия формы;
  • развитие восприятия размера и величины.

 

2.

Восприятие цвета, формы, величины букв. Развивать буквенный  гнозис.
  • Развитие восприятия цвета буквы;
  • развитие восприятия формы буквы;
  • развитие восприятия размера и величины буквы.

 

3-4.

Упражнения на развитие зрительного анализа и синтеза. Развивать зрительный анализ и синтез.
  • Формирование навыков зрительного анализа и синтеза.

5.

Расширение объема зрительной памяти. Уточнять и развивать объем зрительной памяти.
  • Развитие навыков запоминания формы  предметов;
  • развитие навыков запоминания цвета предметов.

 

6.

Зрительное восприятие. Формировать свойства зрительного восприятия
  • Формирование навыков целостного восприятия;
  • формирование навыков избирательного восприятия.

7.

Ориентировка в схеме собственного тела. Развивать пространственное восприятие и представление.
  • Развитие умений ориентироваться в схеме тела;
  • дифференциация правых и левых частей предмета.

8.

Ориентировка в окружающем пространстве. Развивать пространственное восприятие и представление.
  • Развитие умений ориентироваться в пространстве;
  • уточнение речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

   9-10.

Зрительно-моторные координации. Формировать зрительно-моторные координации.
  • Формирование ориентировки в малом пространстве.

III

Основной

22 часа

1.

Дифференциация изолированных смешиваемых букв.
  • Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением.

2.

Анализ и синтез состава букв  в наглядно-действенном плане.
  • Развитие оптико-пространственных представлений;
  • совершенствование навыка конструирования и реконструирования букв.

3.

Анализ и синтез состава букв  отвлеченно.
  • Формирование навыков целостного восприятия буквы;

 

4.

Анализ и синтез состава букв  по представлению.
  • Формирование навыков целостного восприятия буквы;

 

5.

Графический диктант.
  • Промежуточный контроль и определение уровня усвоения материала.

6-10.

Дифференциация смешиваемых букв в слогах.
  • Закрепление навыков на уровне  слога.

11-14.

Дифференциация смешиваемых букв в словах.
  • Закрепление навыков на уровне  слова.

15-18

Дифференциация смешиваемых букв в предложениях.
  • Закрепление навыков на уровне предложения.

19-22

Дифференциация смешиваемых букв в тексте.
  • Закрепление навыков на уровне текста.

IV

заключительный

1 час

1.

Диагностика. Проверка сформированности навыка  правильного написания букв.
  • Проведение контрольной диагностической работы, с целью определения уровня усвоения материала.

Мехоношина Надежда Владимировна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи
Педагогическое партнерство: интеллектуальная и речевая готовность к школе Педагогическое партнерство: интеллектуальная и речевая готовность к школе

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.