Психологический анализ взаимодействия логотерапевта с онкопациентом

ПомощьНаходясь на стыке наук логопедия лечит словом. Важно помнить роль человечности и милосердия в оказании качественной помощи пациентам. Деятельность опирается на принципы гуманистической педагогики и психологии, важнейшим из которых является:

  • понимание человека как высшей социальной ценности.
  • принцип деятельного подхода к развитию личности.
  • превращение инвалида (не трудоспособного человека) из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъект активной творческой деятельности.
  • демократизм в отношениях логопеда и пациента.
  • индивидуализация в работе на основе получения и учета достоверной информации о состоянии здоровья человека и уровня его физической подготовленности, индивидуальных, характереологических особенностей организация личностного обучения в группе.
  • активное социальное обучение в целях педагогической коррекции.

Среди особенностей личности больного человека в формировании внутренней картины болезни особое внимание следует обратить на возраст пациента.

Практика показывает, что у пациентов нашего отделения на первый план во внутренней картине болезни выступает эмоциональная сторона — боязнь одиночества, страх смерти.

При инвалидности развившейся в среднем возрасте — отсутствие трудоспособности, болевая сторона, внутренней картины болезни обычно затушевывается (вытесняется), и на первый план выступает информативный аспект — понимание больным течения болезни и ее последствий. Причем преобладают не столько опасения за нарушения здоровья, сколько тревога за возможные социальные последствия заболевания, такие ка смена работы, специальности, уменьшения заработной платы, установление группы инвалидности, разлад в семье, а иногда опасения за жизнь, ощущение «вакуума» мозга.

Этот возрастной аспект формирования внутренней картины болезни должен рассмотреть и учитывать педагог работающий в условиях здравоохранения.

Так же на аутопластическую картину болезни существенное значение оказывает темперамент личности.

Особенности акцентуации личности, преморбид и темперамент те ключи к сердцу пациента в нашей работе, которые позволяют повысить эффективность проводимых реабилитационных мероприятий.

Являются важнейшими качествами личности в значительной мере определяющими отношение человека к трудовой деятельности, болезни, инвалидности.

Это индивидуальные свойства личности определяющие ее со стороны силы и динамики нервных процессов. Наша индивидуальность обусловлена особенностями нашего темперамента (холерик,меланхолик и т. д) и акцентуации (шизоид, истероид и т.д), так как эти качества личности весьма устойчивы и присущи человеку от рождения.

От темперамента зависит скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, психический темп, ритм и интенсивность деятельности, он одинаково проявляется во всех аспектах жизни.

Известны четыре основных типа темперамента.

Отмечено, что сангвиники уравновешенные и сильные склонны к легкомысленному отношению к заболеванию, но их подвижность умение хорошо адаптироваться в сложных жизненных ситуациях является положительным качеством.

Холерик сильный неуравновешанный тип с преобладанием возбуждения тяжело переживает болезнь и инвалидность, поскольку они ведут к ломке привычного образа жизненого стереотипа переходя от отчаянии до неоправданного оптимизма. Пациенты с таким темпераментом упорны, но конфликтны, им необходимо именно в эти моменты поддержка.

Флематик сильный, уравновешенный, инертный стресс встречает, как бы не прочувствовав создавшеюся ситуацию. Молчаливы, своими сложностями не делятся, максимально пытаясь сохранить жизненный уклад, настойчиво лечатся.

Наиболее трудно взаимодействовать с пациентами с меланхолическим типом темперамента -слабый, инертный, неуравновешанный. Оставаясь внешне спокойными тяжело встречают известие о болезни, ранимы чрезвычайно, глубоко переживают, но в глубине души, не выражая внешне и вида не подадут, что обижены и охвачены паникой. Склонны к увеличению важности сложившейся ситуации. Важно работая с ними определить установку на формирование реальной жизненной перспективы, повышение веры в свои силы, благоприятный исход заболевания.

Однако качество темперамента при анализе психологических свойств не следует переоценивать потому как в болезни и инвалидности личность выступает как единая целая система, включающая не только тип нервной системы, характер, интеллект, установки, но и ценности и идеалы, мотивацию, наличие близких людей, систему взаимодействий в семье.

Модель созданная самим больным и зависящая от многих факторов, может обуславливать прогноз, активно участвовать в формировании компенсаторных механизмов и в конечном счете влиять на процесс инвалидизации, а так же выбору возможности восстановления утраченной функции.

Малеева И.И.,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.