Данная статья посвящена психолого-педагогическому сопровождению учащихся младших классов, испытывающих трудности в обучении, взаимодействию всех специалистов с учителями для определения индивидуального маршрута детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младших классах в рамках ФГОС.
Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В последнее время в школах перестали открывать классы СКК. А в некоторых школах, где есть такие классы, места для учащихся ограничены. И дети с ограниченными возможностями здоровья вынуждены обучаться в общеобразовательных классах. Эта ситуация более обострилась, когда родители стали иметь возможность на право выбора учебного учреждения, где будет обучаться их ребёнок. И многие родители не хотят следовать рекомендациям ПМПК.
Исходя из этого, следует, что дети с тяжелыми нарушениями в речи и ЗПР должны быть обеспечены специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе.
И здесь основным принципом организации работы является оказание комплексной психолого – педагогической помощи детям.
Совместно с классным руководителем, педагогом — психологом, социальным педагогом, учителем — логопедом составляется карта индивидуального маршрута развития по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья (там отражены пути сопровождения учащихся с учётом индивидуальных особенностей, работоспособности и состоянием здоровья)
Одним из требований образовательных стандартов является сопровождение учащихся, испытывающихся трудности в обучении.
Важным условием реализации программы сопровождения с детьми начальных классов является сотрудничество учителей со специалистами. Программа сопровождения в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основных учебных программ начального общего образования, коррекционных недостатков в физическом и психическом развитии, обучения, их социальной адаптации.
Так же среди учащихся 1 классов есть дети «группы риска», которые тоже нуждаются в сопровождении специалистов.
Этапы сопровождения учащихся
Работа по сопровождению учащихся осуществляется по этапам:
1 Этап – диагностическая работа.
Проводится мониторинг среди первоклассников два раза в год.
В мониторинге участвует учителя, педагог-психолог, учитель-логопед.
1. Стартовую диагностику проводит педагог-психолог.
Она изучает у ребёнка:
- познавательные ууд (логическое мышление, психологические процессы, визуальное мышление)
- коммуникативные ууд (направленные на организацию и осуществления сотрудничества, на интеллектуальный аспект общения)
- регулятивные ууд -оценка сформированности учебной деятельности. Экспертную оценку определяет учитель по рекомендациям психолога.
- личностные ууд- мотивация к учебной деятельности, исследования самооценки, нравственно-этическое оценивание. Учителя самостоятельно определяют уровень дезадаптации учащихся.
2. Изучение сформированности речи проводит учитель-логопед .
Диагностика позволяет выявить отклонения устной и письменной речи, определить структуру речевого дефекта, поставить правильное заключение о речевом диагнозе (ФФНР, ОНР,ФНР, дислалия, дисграфия)
С детьми с речевыми нарушениями проводится диагностический диктант для определения формы дисграфии.
Уровень развития речи обследуется по таким критериям как:
- состояния звукопроизношения;
- фонематического восприятия;
- сформированности лексико-грамматического строя речи, связной речи;
- навыки языкового анализа и синтеза;
- навык чтения и письма.
Все показатели мониторинга заносятся в протоколы обследования. Результаты мониторинга доводятся до учителей и по необходимости родителям.
2 Этап — аналитико-диагностическая работа.
Сбор и анализ данные об учащихся.
Обработка результатов обследования с целью выявления детей «группы риска». Определение прогноза речевого и психического развития ребёнка. Комплектования групп.. Составление индивидуального маршрута учащихся, где отражаются пробелы знаний и намечаются пути ликвидации, направления коррекционной работы.
При необходимости подготовка документации на ПМПК (составление характеристик, логопедическое и психологическое представление на ребёнка)
Осведомление родителей о задачах коррекционной работе и мероприятиях с ребёнком, через индивидуальные беседы, родительские собрания.
3 этап — коррекционно-развивающие занятия со специалистами.
Исправление или сглаживание отклонений нарушения развития, преодоление трудностей учащихся в учебной деятельности. Формирование позитивного отношения к учебному процессу. Овладение необходимыми знаниями и умениями, навыками в рамках ФГОС.
В рамках ФГОС по организации внеурочной деятельности рекомендуем родителям посещать детям определенные кружки для развития. Педагог-психолог предлагает кружок «Я учусь учится» (развития познавательных способностей), «Азбука общения» (развития личности, коммуникальных ууд) Учитель-логопед проводит кружок «Весёлый грамотей» (развитие познавательных ууд)
4 этап – заключительный.
Проводится анализ результативности совместной деятельности с целью изучения динамики учащихся.
В мае проводится повторный мониторинг учащихся. Данные мониторинга сравниваются со стартовой диагностикой и по результатам принимается решение о необходимости продолжить коррекционные занятия или «выпустить» ребёнка под контроль классного руководителя.
Всё это создает условия для формирования умение проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний учащихся.
Степанова Лариса Александровна,
учитель-логопед,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №26″
города Вологды