Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младших классов в рамках ФГОС

ШкольникДанная статья посвящена психолого-педагогическому сопровождению учащихся младших классов, испытывающих трудности в обучении, взаимодействию всех специалистов с учителями для определения индивидуального маршрута детей с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младших классах в рамках ФГОС.

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время в школах перестали открывать классы СКК. А в некоторых школах, где есть такие классы, места для учащихся ограничены. И дети с ограниченными возможностями здоровья вынуждены обучаться в общеобразовательных классах. Эта ситуация более обострилась, когда родители стали иметь возможность на право выбора учебного учреждения, где будет обучаться их ребёнок. И многие родители не хотят следовать рекомендациям ПМПК.

Исходя из этого, следует, что дети с тяжелыми нарушениями в речи и ЗПР должны быть обеспечены специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе.

И здесь основным принципом организации работы является оказание комплексной психолого – педагогической помощи детям.

Совместно с классным руководителем, педагогом — психологом, социальным педагогом, учителем — логопедом составляется карта индивидуального маршрута развития по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья (там отражены пути сопровождения учащихся с учётом индивидуальных особенностей, работоспособности и состоянием здоровья)

Одним из требований образовательных стандартов является сопровождение учащихся, испытывающихся трудности в обучении.

Важным условием реализации программы сопровождения с детьми начальных классов является сотрудничество учителей со специалистами. Программа сопровождения в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основных учебных программ начального общего образования, коррекционных недостатков в физическом и психическом развитии, обучения, их социальной адаптации.

Так же среди учащихся 1 классов есть дети «группы риска», которые тоже нуждаются в сопровождении специалистов.

Этапы сопровождения учащихся

Работа по сопровождению учащихся осуществляется по этапам:

1 Этап – диагностическая работа.

Проводится мониторинг среди первоклассников два раза в год.

В мониторинге участвует учителя, педагог-психолог, учитель-логопед.

1. Стартовую диагностику проводит педагог-психолог.

Она изучает у ребёнка:

  • познавательные ууд (логическое мышление, психологические процессы, визуальное мышление)
  • коммуникативные ууд (направленные на организацию и осуществления сотрудничества, на интеллектуальный аспект общения)
  • регулятивные ууд -оценка сформированности учебной деятельности. Экспертную оценку определяет учитель по рекомендациям психолога.
  • личностные ууд- мотивация к учебной деятельности, исследования самооценки, нравственно-этическое оценивание. Учителя самостоятельно определяют уровень дезадаптации учащихся.

2. Изучение сформированности речи проводит учитель-логопед .

Диагностика позволяет выявить отклонения устной и письменной речи, определить структуру речевого дефекта, поставить правильное заключение о речевом диагнозе (ФФНР, ОНР,ФНР, дислалия, дисграфия)

С детьми с речевыми нарушениями проводится диагностический диктант для определения формы дисграфии.

Уровень развития речи обследуется по таким критериям как:

  • состояния звукопроизношения;
  • фонематического восприятия;
  • сформированности лексико-грамматического строя речи, связной речи;
  • навыки языкового анализа и синтеза;
  • навык чтения и письма.

Все показатели мониторинга заносятся в протоколы обследования. Результаты мониторинга доводятся до учителей и по необходимости родителям.

2 Этап — аналитико-диагностическая работа.

Сбор и анализ данные об учащихся.

Обработка результатов обследования с целью выявления детей «группы риска». Определение прогноза речевого и психического развития ребёнка. Комплектования групп.. Составление индивидуального маршрута учащихся, где отражаются пробелы знаний и намечаются пути ликвидации, направления коррекционной работы.

При необходимости подготовка документации на ПМПК (составление характеристик, логопедическое и психологическое представление на ребёнка)

Осведомление родителей о задачах коррекционной работе и мероприятиях с ребёнком, через индивидуальные беседы, родительские собрания.

3 этап — коррекционно-развивающие занятия со специалистами.

Исправление или сглаживание отклонений нарушения развития, преодоление трудностей учащихся в учебной деятельности. Формирование позитивного отношения к учебному процессу. Овладение необходимыми знаниями и умениями, навыками в рамках ФГОС.

В рамках ФГОС по организации внеурочной деятельности рекомендуем родителям посещать детям определенные кружки для развития. Педагог-психолог предлагает кружок «Я учусь учится» (развития познавательных способностей), «Азбука общения» (развития личности, коммуникальных ууд) Учитель-логопед проводит кружок «Весёлый грамотей» (развитие познавательных ууд)

4 этап – заключительный.

Проводится анализ результативности совместной деятельности с целью изучения динамики учащихся.

В мае проводится повторный мониторинг учащихся. Данные мониторинга сравниваются со стартовой диагностикой и по результатам принимается решение о необходимости продолжить коррекционные занятия или «выпустить» ребёнка под контроль классного руководителя.

Всё это создает условия для формирования умение проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний учащихся.

Степанова Лариса Александровна,
учитель-логопед,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №26″
города Вологды

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.