Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1 классов

Рабочая программаПояснительная записка

Программа логопедической работы с учащимися 1 классов с общим недоразвитием речи разработана на основе рекомендаций, изложенных в книге Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.), в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Характеристика учащихся с общим недоразвитием речи Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. В структуру дефекта входит :

  1. Дефектное произношение звуков. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков).
  2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

  1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).
  2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

  • недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Таким образом, дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных коррекционных занятиях по определенной программе. Учитывая структуру речевого дефекта, были определены цель и задачи данной программы.

Цель программы — преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.

Задачи программы:

  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков звуко-слогового анализа и синтеза
  • развитие лексического запаса и грамматического строя речи
  • формирование связной речи
  • развитие неречевых психических процессов:
  • развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики
  • совершенствование зрительного анализа и синтеза
  • развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания
  • расширение объема зрительной и слуховой памяти
  • развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений
  • способность к запоминанию, способность к переключению внимания
  • воспитание навыков и приемов самоконтроля
  • формирование познавательной деятельности
  • развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.

В программе предусмотрено формирование универсальных учебных действий у обучающихся (регуляторных (самоконтроль), познавательных (общеучебных), коммуникативных, личностных).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявлении, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи.

Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному с включением в занятия лексических тем, направленных на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи.

Этапы занятий предполагают введение в урок упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания памяти, зрительного гнозиса и т.д.

Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий и нейропсихологии.

Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации.

Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, вербально- логического мышления, зрительно- моторной координации).

Программа рассчитана на проведение трех занятий в неделю (всего 87 часов, 29 учебных недель) с определённым количеством детей в группах (3-5 человек). Учитывая особенности контингента обучающихся образовательного учреждения, предполагается смешанный состав групп для проведения логопедических занятий. В группы 1 класса включаются дети с общим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Для обучающихся, нуждающихся в коррекции звуко-произносительной стороны речи организуются дополнительные индивидуальные занятия.

Диагностика проводится два раза в год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Своевременное устранение речевой патологии у учащихся, объективная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи, и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у детей-логопатов нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников при усвоении программного материала по родному языку.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами обучения в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие речи как явление национальной культуры;
  • понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются:

Артикуляторные:

  •  хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо;
  • выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель и задачи, поставленные в программе, реализуются в процессе изучения следующих тем.

«Предложение и слово» (25 часов). Предложение как способ выражения мысли; оформление предложений в устной и письменной речи, их вычленение на слух и составление; наблюдения за интонацией конца предложений.

Группы слов: слова-предметы, их действия, признаки. Разграничение слов, постановка вопросов к словам; раздельное написание слов, использование прописной буквы в именах собственных.

Дифференциация предлогов. Использование их в устной и письменной речи. Раздельное написание предлогов.

«Связная речь» (7 часов). Формирование связной монологической речи путем обучения пересказу различных текстов.

«Звуковой состав слова» (18 часов). Звуки русского языка: гласные и согласные; согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е, ё, ю, я. Приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков. Представление о слогообразующей роли гласных.

«Слог. Ударение» (8 часов). Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры. Гласные ударные и безударные.

Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения.

«Парные согласные звуки и буквы» (18 часов). Парные и непарные звуки русского языка. Изучение букв из числа тех, которые обозначают парные по глухости звонкости согласные – Зз–Сс, Бб–Пп, Дд–Тт, Вв–Фф, Жж–Шш; характеристика их сходства и отличий, артикуляторные особенности.

«Дифференциация звуков по акустическому сходству» (5 часов). Звуки, сходные по звучанию и произношению (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-Щ, Ц-Ч). Анализ всех акустических признаков звуков. Узнавание согласного звука в начале слова, в конце слова, в середине слова.

«Дифференциация букв по кинетическому сходству» (5 часов). Буквы, сходные по начертанию первого элемента (б-д, а-о, и-у и другие на выбор логопеда). Анализ состава и структуры графического знака, синтез его элементов. Формирование зрительно- пространственного гнозиса.

«Закрепление» (1 час). Повторение всего изученного за год.

Каждое занятие предусматривает проведение упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, а также введение в этапы занятия ряда оздоровительных приемов, что будет способствовать внедрению здоровьесберегающих технологий в школе.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

  • обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
  • создание материально- технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения, формирование коммуникативных, трудовых и др. умений и т.п.);
  • создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и др.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.)

Демонстрационные и печатные пособия:

  • магнитная доска
  • кассы букв и слогов
  • наборы сюжетных картинок
  • материал в виде карточек-символов (графическое изображение звуков, слов, предложений и т.п.)
  • лента букв и звуков
  • плакат «Алфавит»
  • звуковые профили (альбом)
  • демонстрационный материал «Артикуляционный аппарат»

Книгопечатная продукция:

  • Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1,2», Москва, «Владос», 2013
  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». Москва, «Сфера», 2007
  • Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», Москва, «Просвещение», 1999г.», Москва, «Владос», 2006
  • Козырева Л.М . Тетради для логопедических занятий. Ярославль, «Академия развития» 2000
  •  Мисареноко Г.Г. «Русский язык. Закрепляем трудные темы. 1 класс», Москва, «Эксмо», 2013
  • Мисаренко Г.Г. «Обучение фонематическому анализу в 1 классе», Москва, Сфера, 2008
  • Невская В.П. «Речевые игры и упражнения», Москва, Сфера,2013
  • Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», «Владос», 1997
  • Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. «Профилактика и преодолени трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое пособие»,Москва, В.Секачев, 2013
  • Ястребова А.В. «Коррекция и нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы», Москва, «Просвещение»,1984
  • «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. Москва, 1996

Технические средства обучения:

  • Персональный компьютер
  • Принтер
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематики программы.

СОГЛАСОВАНО

На заседании ГМО
Учителей- логопедов
Протокол №____
От «___»___________20____г.
Рук. ГМО___________Ц.А. Бариньяк

Календарно-тематическое планирование

темы

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

1 Речь устная и письменная 1 Осмысление понятия «речь». Различение видов речи.
2 Предложение и слово. 2 Усвоить понятие «слово». Наблюдение за словом, как за важнейшим элементом языковой системы. Определение количества слов в предложении и их порядка с помощью опорных схем.
3 Виды предложений 3 Выделение предложений из речевого потока, слышать, понимать интонацию, законченность предложения. Вопросительные, повествовательные, восклицательные предложения.
4 Предложение 4 Осмысление понятия «предложение». Моделирование предложения. Определение количества слов в предложении. Ответы полным предложением. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения
5 Слова, обозначающие предмет. Живые и неживые предметы. 2 Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета. Задавать вопросы к словам-предметам. выделять их на фоне других слов. Разграничивать слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? Классификация живых и неживых предметов.
6 Слова, обозначающие действия. 2 Анализировать: находить слова, обозначающие действия предметов. Задавать вопросы к словам- действиям, выделять их на фоне других слов.
7 Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие предмета. 2 Классификация слов в соответствии с их значением (слова, называющие предметы и слова, называющие действия). 
8 Слова, обозначающие признак предмета 2 Анализировать: находить слова, обозначающие признак предмета. Изменять слова-признаки по родам. Задавать вопросы к словам-признакам, подбирать антонимы.
9 Предлоги (в, на, с, со, из, по, к, от, у) 6 Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.Формирование умения пользоваться предлогами в устной и письменной речи. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.
10 Дифференциация предлогов. Закрепление. 1 Дифференциация предлогов в устной и письменной речи. Раздельное написание предлогов со словами.
11. Последовательный пересказ с опорой на вопросы 1 Формирование умения отвечать полными предложениями на вопросы, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план.
12. Последовательный пересказ с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы 1 Формирование умения отвечать на вопросы полными предложениями, составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова, устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать с опорой на предметные картинки, слова-действия.
13. Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица 1 Формирование умения последовательно пересказывать текст от первого (третьего) лица по графическим схемам.
14. Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки 1 Формирование умения пересказывать текст описательного характера с опорой на картинки, развитие активного и пассивного словаря
15. Последовательный пересказ текста описательно-повествовательного характера 1 Формирование умения пересказывать текста описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, определение последовательностей частей в тексте, составление плана текста, его использование при пересказе
16. Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий 1 Формирование умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок и слова-действия, развитие объема слухо-речевой памяти, внимания, словесно-логического мышления
17. Выборочный пересказ. Составление плана 1 Формирование умения выборочного пересказа повествовательного текста, определение последовательности частей в тексте, составление плана рассказа и использование его при выборочном пересказе
18. Звуки речевые и неречевые. 1 Классификация: речевые и неречевые звуки.
19. Звуковой состав слов. Звуки и буквы. 2 Усвоение понятия «звук-буква». Подбор слов с заданным звуком. Сравнение: соотнесение звука и соответствующей ему буквы. Анализ и синтез звукового состава слова.
20. Гласные 1 ряда( А,О,У, Э, Ы) 3 Анализ: значение гласной буквы. Развитие умения слышать и выделять гласные буквы из ряда звуков. Характеристика функции букв, обозначающих гласные звуки. Сравнение начертания заглавных и строчных букв.
21. Гласные 2 ряда.(Я, Е, Ё, Ю, Я) 3 Характеристика работы гласный буквы как показателя мягкости предшествующего согласного. Упражнения в образовании слогов с мягкими звуками. Сравнение начертания заглавных и строчных букв. Наблюдение: способ образования гласных 2 ряда.
22. Согласные звуки, буквы 3 Знакомство с образованием согласных звуков, с артикуляцией и акустическими признаками согласных. Анализ: определение звука по его характеристике.Соотнесение звука и его характеристики. Наблюдение: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.
23. Мягкие и твердые согласные звуки. Мягкий знак. 3 Характеристика звуков (согласные твердые-мягкие, глухие-звонкие). Упражнение в выделении из слогов, слов твердых и мягких согласных, опираясь на гласные. Наблюдение: функция буквы Ь.
24. Звонкие и глухие согласные 2 Характеристика и сравнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Выделение их из слогов и слов.
25. Дифференциация гласных и согласных 1 Выделять гласные и согласные звуки из ряда звуков, из слогов, слов. Определять место гласных и согласных в словах. Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов.
26. Слог. Деление слов на слоги. 4 Делить слова на слоги. Определять количество слогов, опираясь на количество гласных. Усвоить понятие слогообразующей роли гласных. Группировать слова с разным количеством слогов.
27. Ударение. 4 Расставлять ударение в словах. Анализировать: соотношение слов с соответствующими слогоударными схемами. Озвучивание ритмического рисунка слова.
28. Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б.Звуки [П]-[П’]. Буква

П.

Дифференциация Б-П.

3 Дифференцировать согласные Б-П в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки. Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах.

29. Звуки [Д]-[Д’]. БукваД.

Звуки [Т]-[Т’]. Буква Т.

Дифференциация Д-Т.

3 Дифференцировать согласные Д-Т в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки.

Анализировать поэлементный состав букв. Выделять

в слогах, словах.

30. Звуки [Г]-[Г’]. Буква Г.Звуки [К]-[К’]. Буква

К.

Дифференциация Г-К.

3 Дифференцировать согласные Г-К в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки.

Анализировать поэлементный состав букв. Выделять

в слогах, словах.

31. Звуки [З]-[З’]. Буква З.Звуки [С]-[С’]. Буква

С.

Дифференциация З-С.

3 Дифференцировать согласные З-С в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки.

Анализировать поэлементный состав букв. Выделять

в слогах, словах.

32. Звуки [В]-[В’]. БукваВ.

Звуки [Ф]-[Ф’]. Буква

Ф.

Дифференциация В-Ф.

3 Дифференцировать согласные В-Ф в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки.

Анализировать поэлементный состав букв. Выделять

в слогах, словах.

33. Звук Ж. Буква Ж.Звук Ш. Буква Ш.

Дифференциация Ж-Ш

3 Дифференцировать согласные Ж-Ш в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки. Анализировать поэлементный

состав букв. Выделять в слогах, словах.

Анализировать текст: находить слова с сочетаниями

жи ши.

34. Дифференциациязвуков по

акустическому сходству

(С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-Щ,

Ц-Ч)

5 Дифференцировать звуки и буквы, обозначающиеблизкие по акустико-артикуляционным признакам

согласные.

35. Дифференциация буквпо кинетическому

сходству (б-д, а-о и другие на выбор логопеда)

5 Анализировать поэлементный состав букв.Моделировать (создавать, конструировать) буквы.

Различать на письме буквы, имеющие элементы,

36. Закрепление учебногогода материала. 1  Учиться сознательно относиться к письму, проводить самоконтроль.

Скрыль В.С.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (8 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование Метки: , ,

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.