Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (часть 3)

Продолжение. Начало здесь: часть 1, часть 2.

Способы проверки усвоения элементов содержания непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи у детей с задержкой психического развития подготовительной группы компенсирующей направленности.

1. По разделу программы: «Родная природа».

Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»:

1. Светит яркое солнце, дети купаются в речке.

2. Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

3. С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

4. На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

1) Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года.

2) Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

3) Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года.

2. По разделу программы: «Животные».

Материал: картинки с изображением животных разных классов, а также с изображением стадий роста и развития кошки и цыпленка, дидактическая игра «Зоологическое лото».

1. Беседа по картинкам.

• Кто это? Составь группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые«. Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу?

1) Ребёнок самостоятельно справляется с заданием, даёт развёрнутые объяснения (например, все рыбы живут в воде; у всех есть плавники, хвост; дышат жабрами; покрыты чешуёй; рыбы и т. д.)

2) Ребёнок составляет группы животных, называет отдельные признаки разных групп животных.

3) Ребёнок составляет группы животных.

2. Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что потом?

1) Ребёнок самостоятельно справляется с заданием, комментирует свои действия рассказом.

2) Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.

3) Ребёнок не справляется с заданием.

3. Можно ли отнести животных к живым существам? Почему?

1) Ребёнок даёт утвердительный ответ, называет признаки живого (например, заяц растёт, питается, двигается, дышит).

2) Ребёнок называет 2 признака живого.

3) Ребёнок называет 1 признак живого.

4. Что происходит с животными (медведь, ёж, заяц, лиса, волк, белка) зимой? Почему это происходит?

1) Ребёнок даёт полный, развёрнутый ответ (например, звери — лиса, волк, заяц — линяют, у них вырастает тёплая шерсть, изменяется её окраска; это спасает их от холода и от врагов; белка, ёж запасают корм впрок; медведь, ёж и другие звери залезают в берлоги, норы и засыпают).

2) Ребёнок даёт неполный ответ, нуждается в помощи взрослого.

3) Не справляется с заданием или называет отдельные связи.

3. По разделу программы: «Растения».

Материал: картинки с изображением цветника, огорода, сада, лес; картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли;

1. Беседа по картинкам.

Ребёнку предлагается назвать растение, а также место его произрастания (цветник, огород, сад, лес).

1) Ребёнок правильно называет все растения, а также верно указывает место их произрастания.

2) Ребёнок не знает названий некоторых растений; неверно указывает места произрастания некоторых растений.

3) Ребёнок не знает многих названий растений; не знает мест произрастания растений.

2. Дидактическая игра «Путаница». Задания:

1. Расположи части растения правильно.

2. Почему части растения нужно расположить именно так?

3. Зачем растению листья, стебель, корни, цветки, плоды?

1) Ребёнок имеет чёткие представления о строении растений; объясняет, почему именно так должны располагаться части растений; рассказывает о функциях листьев, стебля, корня и т. д.

2) Ребёнок называет части растений; рассказывает о функциях некоторых частей растения.

3) Ребёнок называет части растений.

3. Разложи картинки по порядку: как растет горох, фасоль?

1) Ребёнок верно выполняет задание, комментирует свои действия рассказом.

2) Ребёнок выполняет задание с помощью педагога.

3) Выполняет задание неверно.

4. По разделу программы «Развитие связной речи».

Педагог предлагает ребёнку :

1. Составить рассказ о чайнике, кукле, мяче.

1) Ребёнок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. Первая: Это чайник. Вторая: Он белый, с цветочком посередине. Сделан из металла. У него есть носик, ручка, крышка. Третья: Нужен для того, чтобы кипятить воду.

2) Рассказывает, опуская начало (конец).

3) Перечисляет отдельные качества.

2. Описать ежа (по картинке).

1) Ребёнок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. Это ёжик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа колючие иголки. Они нужны ему для того, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ёжик заботится о своих ежатах.

2) Рассказывает, опуская начало (конец).

3) Перечисляет отдельные качества.

3. Разложить серию картинок (3-4), объединённых сюжетом, в их последовательности и составить рассказ.

1) Ребёнок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ.

2) Рассказывает с помощью взрослого.

3) Перечисляет нарисованное на картинках.

4. Составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1) Ребёнок придумывает рассказ (сказку), даёт своё название.

2) Составляет рассказ с помощью взрослого.

3) Не справляется с заданием.

5. Пересказать рассказ М. М. Пришвина «Ёж» или рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка».

1) Ребёнок понимает тему рассказа («рассказ о рыбалке, о том, как мальчик поймал первую рыбку»), выделяет структурные части, полно раскрывает каждую структурную часть.

2) Затрудняется выделить тему, сразу начинают пересказывать текст, опускает какую-то структурную часть, пересказ неполный, требуется небольшая помощь воспитателя.

3) Ребёнок не отвечает на вопрос или отвечает не по существу, при пересказе ограничивается несколькими предложениями.

Читать далее: Часть 4.

Курова Елена Сергеевна,
учитель-дефектолог

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.