Из опыта работы с детьми с отставанием в речевом развитии

Работа логопеда при задержке речевого развитияВ статье рассказывается о практической логопедической работе с детьми младшего возраста (2-3 года), имеющими задержку речевого развития. Описываются некоторые способы определения у детей данного диагноза. Даются практические рекомендации для оптимальной организации работы с ребенком. Приведены описания конкретных занятий и игр, используемых автором в своей работе. Изложенный материал может быть полезен как специалистам, так и родителям детей младшего возраста.

При нормальном развитии к 2-м годам ребенок понимает короткий рассказ, выполняет до трех устных поручений, знает детали лица (губы, язык, зубы, нос, уши) и части тела (руки, живот и т.д.). Его активный словарь составляет около 200-300 слов. Он использует предложения из 2-3 слов, начинает употреблять прилагательные, местоимения, предлоги, наречия, договаривает последние строки в знакомых стихах, подпевает, подбирает по образцу предложенному взрослым 3 контрастных цвета («Найди такой же»), воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).

Между тем, в последнее время ко мне на прием приходит все больше детей с отставанием речевого развития. Дети с диагнозом «задержка речевого развития», как правило, имеют осложненный неврологический статус.

Внешне это выражается в особенностях поведения: они либо слишком возбудимы и расторможены, либо, наоборот, пассивны, излишне инфантильны. Внимание таких детей неустойчивое, игровая деятельность — на уровне бесцельных действий с игрушками. Пассивный словарь чаще ограничивается бытовом уровнем: дети ориентируются в названиях предметов. показывают отдельные изображения, но зачастую теряются в названиях действий, не понимают вопросов, косвенных падежей. Активный словарь состоит приблизительно из 15-20 лепетных слов или звукоподражаний. Часто вместо слова ребенок воспроизводит один слог, как правило ударный.

Нередко от родителей слышишь: «Ребенок все понимает, вот только не говорит». Но при обследовании выясняется, что, если спросить такого ребенка о совершаемых действиях, изображенных на сюжетных картинках, исключив в своих вопросах известные ребенку названия предметов, лиц (например: «Покажи кто здесь читает? Кто здесь рисует?») то сразу выясняется, что ребенок не понимает названия действий и при ответах на вопросы опирается, в основном, на названия предметов.

Если неговорящие дети плохо понимают речь, то в первую очередь надо начинать логопедическую работу по расширению вербального восприятия. Если же понимание речи достаточно, тогда нужно вызывать любые звуко-речевые проявления неговорящего ребенка.

Важно стимулировать подражание слышимым звукам речи, что достигается при условиях эмоционального контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивого внимания, наличия подражательной деятельности со стороны малыша.

Многое будет определяться тем, насколько интересно будут построены игры, насколько будут затронуты в занятиях положительные эмоции неговорящих детей.

Импрессивная и экспрессивная речь

Хочу остановиться на развитии импрессивной и экспрессивной речи.

Основным средством развития импрессивной речи является называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений.

С неговорящими детьми, которые плохо понимают обращенную к ним речь, нужно начинать с подробного проговаривания ситуации.

Логопед, родители, используя различные ситуации в игре, на прогулках и т.п., называют предметы, которые берет ребенок, действия, совершаемые ребенком с этим предметом, и ощущения, которые испытывает ребенок (тепло, холодно, мягко, вкусно и т.д.). Гуляя с ребенком по улице, нужно обязательно потрогать веточки, иголки елки, ощутить, какие они колючие. Укладывая ребенка спать, можно провести его рукой по маминой шелковой рубашке и сказать, какая она гладкая и т.д.

Пополняя пассивный словарь новым словом, желательно, чтобы ребенок исследовал предмет, используя все пять органов чувств. При этом необходимо, чтобы он взаимодействовал с этим предметом.

Усвоение слов пассивного словаря происходит через проведение различных игр.

Например, «поручения», которые я рекомендую выполнять и дома. Сначала ребенок выполняет одну инструкцию, затем две инструкции, потом три подряд: «Пойди, принеси бабушке очки; пойди принеси бабушке очки, а дедушке газету. Пойди, принеси маме тапочки, бабушке чашку, а папе газету. Пойди, принеси медвежонка в шапочке маме, а мне медвежонка с шарфиком. Посади мишку на диван, а куклу положи на кроватку». Если ребенок не понимает то, о чем его просят, взрослому надо сделать это самому, назвав предмет и совершаемое с ним действие.

Играем с игрушками

Внезапное появление предмета, его исчезновение вызывают интерес к игрушкам. Вот зайчик прыгает, грызет морковку и всех боится. А вот собачка, у нее есть лапки, ушки, хвостик, она им весело виляет, когда радуется, громко лает, грызет косточку и стережет дом. А вот мышка — маленькая, серенькая, пищит пи-пи-пи, все грызет и прячется в норку. А теперь отгадай, про кого я сказала «маленькая, серенькая, пищит пи-пи-пи, все грызет и прячется в норку».

Работа с картинками

В формировании пассивного словаря желательно использовать предметные и сюжетные картинки.

На столе расположены картинки с изображениями предметов. Я прошу показать: собаку, шубу, вазу, сыр, цветок. Даю ребёнку задания: «Дай маме шубу, а мне цветок. Мне кошку, а маме ложку» и т.д. «Холодно, на улице идет снег, что мама наденет?…». «Я хочу пить… Куда я налью чай?».

Ведется работа и с сюжетными картинками. Вначале изучаются глаголы, обозначающие действия людей или животных с называнием того, кто совершает действия. «Покажи, где девочка рисует, где скачет лошадка, где спит малыш?» Затем изучаются действия, совершаемые одним лицом. «Покажи, где мальчик бежит, где мальчик стоит, где мальчик рисует?» Или определяется объект действия: «Покажи, кто здесь рисует? Кто катается? Кто читает? Кто танцует? Кто умывается?»… и т.д.

Я учу ребёнка понимать вопросы, выясняющие местоположение предметов: «Где? Куда? Откуда? На чем?». «Покажи, куда Вова посадил Петрушку? Куда девочка положила куклу?»

Задаю вопросы, помогающие выяснить, по отношению к кому совершается то или иное действие. «Кому мальчик подарил шарик? Кому девочка машет?»

Задаю вопросы, помогающие выяснить объект действия (Что? Кого? У кого?): «Что нарисовала девочка? Кого везет Таня?»

Учу понимать вопрос «Чем?»: «Чем папа открывает дверь? Чем мама режет хлеб? Чем мальчик рисует?»

Предлагаю рассмотреть сюжетную картинку с изображением знакомой ребенку ситуации. Рассказав содержание картинки, прошу показать кто совершает действие, определить место и объект действия.

Работа со стихотворным текстом

Структура и грамматические особенности стихотворных текстов существенно отличаются от разговорной речи. В связи с этим работа с подобным материалом может способствовать развитию навыков понимания речи.

Ребенку в игровой форме предлагается угадать, про какую картинку написан стишок. Например, показываю две картинки (на одной медвежонок с жуком катают мяч, на другой — воздушный шарик). Положив их на стол, читаю стишок «Жук с мишуткою играют шарик по полу катают» и прошу выбрать изображение, к которому он относится. Если ребенок ошибся или не понял, подробно объясняю о чем сказано в стихотворении. Обращаю внимание на различия, между двумя картинками и указываю на ту, которая подходит к прочитанному тексту.

Постепенно увеличиваю количество картинок до восьми-двенадцати. Детям с неустойчивым вниманием, которым трудно сосредоточиться, предлагаю меньшее число картинок до шести — восьми.

Сложность заданий для ребенка обусловлена, прежде всего, двумя факторами:

  1. Объемом стихотворного текста (двустишье, четверостишие),
  2. Контрастностью различий между картинками, из которых ему предстоит сделать выбор.

Необходимо постепенно усложнять задания. В процессе занятий ребенку нужно научиться соотносить все большее количество описательных характеристик в устном тексте с изображением на картинках и отличить картинки, точно соответствующие описанию от тех, которые подходят приблизительно, лишь по отдельным критериям.

Также даются и такие задания:

  • Разложить предметные картинки или игрушки в названной последовательности. «Послушай внимательно и поставь друг за другом игрушки так, как я тебе их назову: собака, машина, кубик, петушок. А теперь: кубик, петушок, машина, собака. А теперь отгадай: что пропало, кто ушел?».
  • Запомнить и выполнить в указанной последовательности действия: сядь, встань, ляг, подними руки вверх, хлопни в ладоши. Выполнить действия с предметами в заданной последовательности. Прошу провести ряд манипуляций с отобранными картинками или игрушками: «Пирамидку поставь на стол, кубики на полку, а машинку отдай маме» и т.д.

Работа с грамматическим строем речи

Далее ведется работа по пониманию грамматических форм слов.

Игра с картинками: «Покажи где машина, где машины; где летит, а где летят. Положи мяч на стол, под стол. Застегни шубку, расстегни шубку. Машина уехала – приехала. Много – мало. Длинный – короткий» и т.д.

Родителям предлагается говорить короткими предложениями с паузами, повторяя по два- три раза одни и те же словосочетания, при этом употребляя одни и те же слова в разных грамматических формах и проговаривая все слова с естественными интонациями и с нарочитым выделением ударного слога.

В логопедической работе с детьми важно создать потребность подражать слову взрослого. Логопед постоянно задает ребенку вопросы с целью вызвать стремление к общению со взрослыми с помощью речевых средств, имеющихся в его активном словаре (восклицаний, отдельных звуков, слогов, звукоимитации).

Подражание может выражаться в любых звукосочетаниях. Следует создавать условия, при которых ребенку хотелось бы произносить одни и те же словосочетания повторно.

Стимуляция речевых подражаний тесно связана с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). Именно в игре развивается речь ребенка.

Наряду с общением со взрослыми необходима организация специальных занятий способствующих развитию речи. На таких занятиях решаются задачи формирования у детей потребности в речевом общении со взрослым. Если у них возникнет эта потребность, желание сказать что-то взрослому, они будут пользоваться речью. Дети общаются с теми взрослыми, которые им близки, с которыми у них установился тесный эмоционально-деловой контакт. Чтобы активизировать подражательную речь, надо развивать подражательность и в других проявлениях.

Любое проявление речи у ребенка на этом этапе работы следует поощрять. Однако лучше избегать слов «скажи, повтори», так как у детей на такие просьбы может выработаться негативная реакция. Такого рода слова заменяют вопросами или словами с игровым посылом, например «угадай».

Необходимо создавать потребность подражания словам произносимым взрослым. На этом этапе развития речи дети нередко называют игрушки, свои действия и действия своих близких, а также выражают свои желания и прочие эмоции, образуя слова так, как могут их произносить.

Сюжетные игры

Особое место в активизации речи детей занимают сюжетные игры. Иногда приходится учить родителей играть вместе с детьми. Вот один из вариантов такого рода игр:

Предлагаю созвать гостей. Спрашиваю ребенка: «Кого позовем? Собачку позовем?» Протягиваю телефонную трубку. Звони собачке: «Алло, собачка, приходи в гости». Козу позовем? Звони: «Коза иди в гости». Уточку позовем?… Ой, а вот бежит собачка, как она лает? «Ав-ав». Вот коза пришла, как она кричит? «Ме-ме». Вот уточка идет, переваливаясь с боку на бок, как она крякает? «Кря-кря-кря». Ой, а ослика пригласить забыли. Видишь, он обиделся. Позови ослика: «Ослик, иди к нам».

Поставь диванчик. Поставил? Куда посадим козу? Посади на диван. Пригласи ее: «Садись, коза». А рядом кто сядет? Ослик. Позови ослика. Как ослик кричит? «Иа-иа». «Иди сюда! Сядь!». Позови собачку: «Собачка садись! Иди сядь!» Ой, а уточке не хватило места! Давай ей из кирпичиков сделаем стульчик. Вот какой удобный стульчик получился. «Утка садись! Иди сюда! Сядь на стул!»

Поставь стол. А чем будем угощать гостей? Давай испечем блинчики. Вот у нас пластилин. Из него будем блинчики делать. Отщипни кусочек, сделай блинчик и на сковородку. Поставили сковородку на импровизированную плиту. Теперь блинчики положи на тарелку. Осторожно горячие, подуй на них! Теперь угощай! «На, собачка, кушай! На, уточка, кушай! Осторожно! Не обожгись! На, ослик, на коза, кушай! Ой, как вкусно!» Они говорят спасибо. А теперь они захотели пить. «Пить, пить!» просит собачка. Давай нальем чай. «На, пей собачка! На, пей уточка, на, пей коза!» Предложи ослику. «На, пей ослик!» Все гости поели, попили чай и спать захотели. Давай их уложим спать. Козу положим на диван. А собачку куда? Давай сделаем кроватки собачке, уточке, ослику. Из кирпичиков делаем кроватки, укладываем остальных спать. Давай споем им песенку: «А-а-а. Баю-бай». Тихо не шумите! Наши гости спят. А потом гости просыпаются. Вызываем такси. Из кирпичиков строим машины и провожаем гостей. Коза в красной машине уезжает, ослик в зеленой и т.д. (в зависимости от цвета игрушек)

На следующем занятии играем в Паровозик. Строим из кирпичиков паровозик, из кубиков — дома. Назначаем машиниста, например, медведя. Поезд едет, по дороге забирает пассажиров- животных и развозит их, делая остановки возле домов зверей.

Добиться от детей речевой реакции можно и другими методическими приемами.

Это может быть эмоциональный настрой (эффект неожиданности), создаваемый до появления предмета с помощью вопросов «Угадай, что у меня за спиной? Что у меня в пакете? Кто там?», внезапным появлением предмета, его исчезновением. Если ребенок не называет предмет, я это делаю сама, произнося несколько раз правильные и упрощенные слова («кукла» – «ляля»). Пряча предмет, говорю: « Ай – нет!», а затем снова достаю со словами: «Ай – вот зайчик». Прячу игрушки, вынимаю из «чудесного мешочка» другие и показываю их ребенку. После чего игрушки «возвращаются» в «чудесный мешочек», и малышу предлагается на ощупь определить ту или иную игрушку. В случае, если ребенок угадывает, это вызывает у него на эмоциональном подъеме стимуляцию речевой активности.

Для стимуляции речевой активности также хорошо показывать детям «кукольный театр» с игрушками би-ба-бо, где перед ребёнком разыгрываются сюжеты с несколькими действующими лицами. Такого рода спектакли, как правило, вызывают у малышей речевые реакции, связанные с эмоциональной вовлечённостью в игровой процесс.

Например, в своей практике я разыгрываю перед детьми сценку «Бабушка и утка».

Рассказываю: «Жила-была бабушка…». Появляется кукла би-ба-бо в виде бабушки. «Была у нее уточка, которую бабушка очень любила…» Рассматриваем с ребёнком уточку, трогаем лапки, клювик, крылышки. «Вот, как-то раз позвала бабушка уточку. Как она ее позвала? Утя-утя-утя. Позови ее. Иди кушать. Давай насыпем ей зерна в тарелочку. «Поела уточка и стала просить пить. Пошла бабушка за водой, а в это время к уточке стала подкрадываться лиса (игрушка би-ба-бо), которая хотела схватить уточку и унести к себе, чтобы съесть». Вызывая эмоциональную реакцию малышей, побуждаю их к активным действиям. Грозим пальцем лисе. Не позволяем хватать утку. Некоторые дети кричат: «Нельзя!». Зовем Бабушку на помощь. Некоторые дети кричат: «Баба иди!». Но бабушка не слышит и лиса уносит с собой утку. Приходит бабушка с водой, зовет утку, но ее нигде нет. Она спрашивает: «Где же уточка? Кто унес?» Некоторые дети говорят: «Лиса». Бабушка плачет: «Кто же поможет мне спасти уточку? Кто покажет дорогу?» Дети обычно вызываются помочь. Боремся с лисой. Отнимаем утку. Скажи: «Уйди! Отдай!» И дети на эмоциях, переживая, кричат: «Уйди! Отдай!» и отнимают утку. Бабушка благодарит, целует. И мы вместе с детьми строим забор из кирпичиков, чтобы лиса не смогла в следующий раз унести уточку.

Инсценируем также и другие сюжеты. Лиса и Заяц: как Лиса Зайца выгнала из домика или сюжет сказки Теремок. Все эти игры воздействуют на эмоциональную сферу малышей, вызывают переживания, стимулируют речевую активность, эмоциональное отношение к содержанию спектакля и его героям.

Владимирова Ольга Витальевна,
логопед Поликлинического отделения
ДГКБ №13 им.Н.Ф.Филатова,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (9 понравилось, средний балл: 4,78 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Один комментарий к материалу: "Из опыта работы с детьми с отставанием в речевом развитии"

  1. Юлия Лукьянова:

    Уважаемая Ольга Витальевна! Хочу выразить Вам огромную благодарность за потрясающие, крайне эффективные и очень интересные занятия с моей дочкой, Полиной! Мы занимаемся с Вами с 1,6 лет и сечас нам уже 2 года. С начала наших занятий, моя дочь могла сказать только мама, папа, баба, деда, но сейчас она уже строит предложения, рассказывает наизусть стихи А. Барто, сказки К.Чуковского, результаты просто потрясающие! У Вас удивительный талант заинтересовать деток, привить усидчивость. Ваши занятия интересные, содержательные и направлены на развитие разных аспектов речи. Мой ребенок мечтает о занятиях с Вами и постоянно просится к Вам на урок. Спасибо Вам большое за Ваш нелегкий труд, от которого зависит благополучие и успех наших детей! С уважением, Юлия Лукьянова.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.