Работа с текстом при восстановлении речевой функции у пациентов с афазией (практический материал)

Работа с текстом при афазииВ данной статье предлагается практический материал для проведения индивидуальных и групповых занятий с пациентами с легкой степенью речевых нарушений, возникающих вследствие инсультов, ЧМТ и др. Целью занятий является не только восстановление речи, но и восстановление личностного и социального статуса больного, преодоление психологического барьера в общении с окружающими, преодоление дефектов психологического контакта. Кроме того, на занятии создается нужная речевая среда для больных с афазией, которая максимально приближена к нормальной, способствует реализации таких форм речи, которые наименее произвольны, наиболее сохранны, эмоциональны и выразительны.

Одной из форм работы, применяемой мною на занятиях, является использование текстов, которая позволяет эффективно реализовывать различные методы.

Я предлагаю брать этот вид работы как часть группового занятия, 1-2 раза в неделю. Тексты подбираются специалистом и должны быть интересными, привычными для данной группы, вербальный материал выбирается с учетом форм афазии и степени выраженности речевых нарушений, образовательного и культурного уровня пациентов, иногда учитываются пожелания больных.

Тематика текстов различна: от сказочного жанра, юмористических историй, автобиографий знаменитых людей до спортивных, исторических, актуальных политических сообщений.

Как правило, тема текста, его содержание становится темой всего занятия, так как после прослушивания текста, пациенты начинают вести совместный диалог, высказывают свое отношение к изложенному, приводят примеры из своего личного опыта, спорят, отстаивают свою точку зрения.

Обсуждение ведется в форме беседы, специалист дает возможность общаться пациентам непринужденно, максимально приближая ситуацию к свободному общению, при этом сам принимает активное участие, если требуется своевременно приходит на помощь, сглаживает трудности речевого контакта.

Такая форма работы создает дружественную и одновременно рабочую атмосферу, оказывает стимулирующее воздействие на вербальную и невербальную коммуникацию, основой которой является вопросно-ответная структура беседы, интерес к теме.

К каждому тексту специалист подбирает различные задания. Широко используется работа по актуализации слов различных грамматических категорий, по подбору синонимов, антонимов, составлению словосочетаний, предложений, придумыванию и решению кроссвордов, составлению серий слов их одного многосложного слова, опираясь на материал текста.

В текстах сказочного характера часто встречаются пословицы, поговорки, «крылатые выражения», которые также становятся материалом для задания, требующего истолковать, объяснить их значение. Либо, наоборот, специалист просит подобрать нужный оборот для определенной ситуации из текста.

Прочитав текст, специалист задает вопросы, в которых требуется назвать даты, факты, какие-то точные сведения, прозвучавшие в тексте (например, в тексте про озеро Байкал приводятся данные о количестве рек, впадающих в озеро, о его глубине и т.д.). Вопросы, требующие от пациентов концентрации внимания, памяти могут задаваться как сразу после прочтения текста, так и отсроченно.

Социальное и психологическое воздействие на заболевшего человека, на его нарушенную речь методом групповых занятий является эффективным в восстановлении способности больных к общению с окружающими людьми, в преодолении дефектов личности.

Эксперименты показывают, что в ходе занятий у больных значительно улучшается речь. Улучшения проявляются в росте активного словаря и частотной фразеологии, в изменении темпа речи (появляется «беглость» в диалоге), в преодолении феномена «страха речи», в формировании активной позиции в речевой ситуации и др.

Помимо решения специальных задач по восстановлению у больных речи, ее коммуникативной функции, групповые занятия способствуют восстановлению и других форм коммуникации: во взаимосвязи с речью жест, мимика, эмоционально-выразительные формы речи выступают не в замещающей речь функции, а в сопровождающей ее, усиливая тем самым эффект коммуникации.

Групповые занятия оказывают и общее психотерапевтическое влияние на больного человека. Эффект этого влияния проявляется в снижении тревожности, в исчезновении фобии речи, в улучшении общего эмоционального состояния больных, в повышении работоспособности и др. Положительные изменения в эмоционально-волевой сфере больного, его личности, восстановление коммуникативных способностей ведут к формированию правильных психологических установок, притязаний.

Настоящая работа показала значительную положительную роль не только методов групповых занятий, но и роль самой группы как важнейшего положительного механизма системного воздействия на личность больного, на его речевой дефект.

Оказалось, что малая терапевтическая группа наряду с известными для нормальной малой социальной группы механизмами и характеристиками имеет и свои специфические механизмы воздействия на личность члена группы. Различные формы взаимодействия членов группы – сотрудничество, взаимопомощь, соревнование – оказались хорошими методами преодоления дефектов вербальной коммуникации и личности больных с афазией.

Таким образом, и сама группа с ее особыми механизмами воздействия на ее членов, и групповые методы обучения, учитывающие социальный характер речи и личности больного и обеспечивающие системное воздействие на дефект через воздействие на разные стороны психической сферы, – все это позволяет нам получить значительный системный эффект восстановления не только речи, но и других психических процессов.

Это дает основание рассматривать терапевтическую группу больных с афазией первичной средой (после семьи), облегчающей переход больных в нормальную социальную среду и являющейся кратчайшим путем перехода больных к вербальной коммуникации, к общению с окружающими людьми.

Именно поэтому можно думать, что групповые занятия при правильной их организации, при научном обосновании их методов, при обязательном их взаимодействии с индивидуальной формой обучения могут стать сильным фактором, способствующим мобилизации всех резервов как в психической сфере, так и в работе головного мозга.

Занятие №1

Чтение текста »Смех».

Теоретически все люди земного шара мо­гут общаться благодаря спутниковой связи и Интернету. Но практически это не всег­да возможно, так как им мешает языковой барьер. В мире существует слишком много абсолютно разных языков. Например, в Кении (Африка), где живёт 24 миллиона человек, говорят на 30 языках.

Жесты? Может быть. Но у разных на­родов жесты не совпадают и обознача­ют абсолютно разные чувства и понятия. Нет, существует только один универсаль­ный «язык» — мимика. Шесть основных чувств: страх, отвращение, ярость, горе, удивление и радость — отражались уже на лицах людей каменного века, ещё не знав­ших языка. Испуг, отвращение или ярость были сигналами опасности. Чувство удив­ления могло быстро измениться и стать чувством страха. Только смех во все вре­мена был жизнеутверждающим: смотри, я смеюсь, мне хорошо, и я тебе не желаю зла!

Смех — это уникальное человеческое явление. Мы единственные из живых су­ществ, кто умеет смеяться. Даже наши«предки» обезьяны не обладают этим уме­нием. Если вы оказались рядом со «смею­щимся» шимпанзе, тогда вам лучше как можно быстрее уйти. Обезьяна на самом деле не радуется, а чем-то испугана и мо­жет быть очень агрессивной. А «смех» де­льфинов имеет совсем другую причину: они выглядят так всегда, даже когда очень грустны.

Человек почти сразу же после появления на свет начинает смеяться: с того момента, когда видит улыбающееся лицо матери. Её улыбка как будто говорит: «Малыш, всё хорошо, не бойся, с тобой ничего не слу­чится». И потом всю жизнь мы отвечаем улыбкой, когда нам улыбаются.

Интересно, что происходит с нашим ли­цом, когда мы смеёмся? Даже при слабой улыбке начинают двигаться 17 связанных между собой лицевых мышц. А при смехе во всё горло (при сильном смехе) работают 80 мышц, до самого живота, что иногда мо­жет вызывать боль. Смех действует даже на мозг. Смеясь, мы делаем лицо красивее. Напротив, когда мы хмуримся, мы застав­ляем работать 43 не связанные между собой мышцы и из-за этого получаем морщины.

В результате исследований медики до­казали, что смех лечит. Благодаря смеху снижается кровяное давление, улучша­ется работа сердца, активизируются по­ложительные биохимические процессы в мозге. Смех укрепляет наш иммунитет. Даже раковые клетки под влиянием смеха разрушаются. Во французских больницах проводился эксперимент: одной группе па­циентов показывали весёлые фильмы, а другой группе нет. Пациенты первой груп­пы быстрее выздоравливали.

Ну и конечно, смех — это ключ к успеху как в личной жизни, так и на работе. Толь­ко смех создаёт положительный имидж: вы хорошо выглядите, на вас приятно смот­реть, с вами приятно общаться. Смеясь, человек показывает уверенность в себе: я многого добился, самая красивая девуш­ка — моя, у меня всё хорошо, поэтому я ра­дуюсь.

1. Вопросы к тесту:

  • Какие способы общения — «языки» — существуют между людьми?
  • Почему можно сказать, что смех – это уникальное человеческое явление?
  • Как смех и улыбка влияют на здоровье и внешность человека?
  • Почему врачи называют мех лекарством?
  • Какое значение имеет смех в жизни человека?

2. Образуйте глаголы от данных существительных:

  • Влияние обозначение
  • Умение разрушение
  • Изменение активизация
  • Совпадение обладание
  • Общение сохранение
  • Движение создание

3. Объясните значение слов:

Мимика, отвращение, ярость, морщина, имидж, мышца, живот, хмуриться, кровяное давление.

4. Продолжите фразы:

  • У разных народов жесты………
  • Смех положительно …………….
  • Когда человек смеется………….
  • В результате экспериментов медиками………
  • Благодаря улыбке и смеху…………….

5. Назовите однокоренные слова к словам:

Смех, общение, улыбка, испуг, жест.

6. Как вы понимаете следующие выражения:

  • Языковой барьер
  • Смех во все горло
  • Ключ к успеху
  • Положительный имидж
  • Отвечать улыбкой

Занятие №2

Чтение текста »Русь изначальная».

История становления России как государства глубокими корнями уходит в старину, ко времени появления восточного славянства и русского этноса как самостоятельной ветви славян. Славяне крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов, говорящих на славянских языках, и живущих в Центральной и Восточной Европе, начиная с середины 2го тысячелетия до н.э. Существует версия происхождения названия народности, по которой этимология имени «славяне» связана со словом «слава». Тогда славянские племена боролись за вою независимость и, многократно подвергаясь опустошительным набегам враждебных степных племен, всегда с честью выходили из сражений.

Важнейшую роль в жизни восточных славян играли леса, реки, степи.

Лес шел на строительство жилищ, служил топливом (древесина), материалом, который использовался в хозяйстве для создания предметов быта, был основой старинных промыслов и надежным убежищем от врагов.

Реки были транспортными магистралями, по которым велась торговля с другими странами, устанавливались политические отношения с Западной и Центральной Европой, с Византией и Азиатским Востоком. По берегам большинства крупных рек строились города, села, маленькие деревушки, рыбачьи и охотничьи хижины. Реки кормили славян рыбными запасами.

Степь-широкая, раздольная-на протяжении многих веков была для русского народа символом свободы и одновременно источником угрозы нашествий и разорения. На роль хозяев степи претендовали многие, но именно русичам удалось не только закрепиться там, но и со временем сделать ее частью территории одного из самых могучих и древних государств. Защищая свои земли, совершая походы, доблестные и отважные воины восточных славян ( позже их стали называть витязями, богатырями) чувствовали свое родство друг с другом и с гордостью говорили: «Мы из рода русского!»

Постепенно сложилась одна из самых удивительных народностей — древнерусская.

1. Вопросы для обсуждения:

  • Какая версия происхождения названия народности «славяне»?
  • Какую роль для славян играли леса, реки, степи?
  • Можете ли вы сейчас с гордостью произнести: «Мы из рода русского!»?

2. Подберите 2-3 определения к существительным:

  • Государство-
  • Русь-
  • Славяне-
  • Промысел-
  • Страна-
  • Богатырь-
  • Магистрали-
  • Народность-
  • Убежище-
  • Степь-
  • Племена-

3. Объясните значение выражений:

  • Уходить глубокими корнями в..;
  • с честью выходить из..;
  • быть самостоятельной ветвью…;
  • претендовать на роль…;
  • чувствовать родство с ….;
  • ощущать себя единым целым с …

4. Составьте предложения со словосочетаниями:

  • опустошительные набеги;
  • враждебные племена;
  • старинные промыслы;
  • надежное убежище;
  • транспортные магистрали;
  • политические отношения

Занятие №3

Чтение текста «Чудо природы».

В Восточной Сибири находится уникаль­ное озеро Байкал. Природа спрятала Бай­кал подальше от людей — в самый центр Сибири. Байкалу уже 25 миллионов лет. Возможно, что это озеро самое древнее на нашей планете. Обычно в таком возрасте озеро считается старым, а Байкал молод, он не стареет. Научные исследования пос­ледних лет показали, что Байкал является зарождающимся океаном. Об этом говорит тот факт, что размеры озера увеличивают­ся каждый год. Учёные считают, что Бай­кал не исчезнет с лица Земли, как исчезли и исчезают многие озера.

Байкал — это самое глубокое озеро на земном шаре. Его глубина 1640 метров. Объём воды в Байкале 23 тысячи кубиче­ских километров. Это составляет 22 % ми­ровых запасов пресной воды и 90 % питьевой воды России. Примерно такой же объ­ём воды содержится в пяти Великих озёрах США вместе взятых. Люди часто называют Байкал морем. Даже в песне поётся: «Слав­ное море — священный Байкал». 336 боль­ших и малых рек в течение многих лет не­сут в Байкал свои воды, и только одна река вытекает из Байкала — Ангара. Она несёт свои воды в другую большую сибирскую реку, которая называется Енисей.

Вода в Байкале уникальна и удивитель­на, как и сам Байкал. Это чистая, прозрач­ная, богатая кислородом, неповторимая по качеству пресная вода. В тихую погоду с лодки можно увидеть дно озера на глуби­не 40 метров. Такая высокая прозрачность объясняется тем, что байкальская вода самоочищается благодаря деятельности живых организмов, находящихся в ней. «Уникальная фабрика чистой воды» — так люди называют это озеро. В давние време­на вода из Байкала считалась лечебной, с её помощью лечили людей.

Байкал очень красив и богат. В водах Байкала 1000 видов растений и 2500 видов животных, среди них 58 видов рыб. Извес­тно, что 60 % всех растений и животных, встречающихся в озере, нельзя увидеть больше нигде в мире. На Байкале 22 остро­ва. Самый большой из них — остров Оль­хой. Берега и острова Байкала красивы в любое время года. Весной и летом в горах ещё лежит снег, а на побережье цветут цве­ты — маки, эдельвейсы… Летом зеленеет

тайга. В леёу много ягод, грибов, вкусных и полезных орехов. Осенью на берегах Бай­кала все самые яркие краски природы: зелёные, жёлтые, красные… Зимой Байкал покрыт чистым, прозрачным льдом. Через лёд можно увидеть, как в озере плавают рыбы. Богатая природа — деревья и цве­ты, животные и птицы — всё это окружает и охраняет живую воду Байкала.

Люди, живущие на Байкале, считают Байкал священным, многие относятся к нему не как к озеру, а как к живому, ра­зумному и мудрому существу. С Байкалом связано очень много сказок и легенд. Одна из них — легенда об Ангаре. У могучего и сильного Байкала была единственная дочь — красавица Ангара. Байкал очень любил свою дочь и берёг её. Но красави­ца Ангара полюбила Енисея и решила убе­жать к нему. Когда Байкал узнал об этом, он очень рассердился и бросил огромный камень вслед убегающей дочери. Но он не смог остановить Ангару. Она убежала к любимому Енисею. И с тех пор уже тыся­чи лет Ангара несёт свои воды к Енисею. А камень, брошенный Байкалом, так и стоит в том месте, где Ангара вытекает из Байка­ла.

1. Скажите, какая информация вас заинтересовала.

2. Ответьте на вопросы:

  • Сколько лет озеру Байкал?
  • Какова его глубина?
  • Сколько % мировых и российских запасов воды содержится в Байкале?
  • Сколько рек впадает в озеро и вытекает из него?
  • С какой глубины можно увидеть дно озера?
  • Сколько островов на озере, как называется самое большое из них?
  • Как люди называют Байкал?
  • Что гласит легенда о Байкале?

3. Продолжите предложения:

  • Ученые считают, что Байкал…..
  • Байкал-это самое ……
  • Вода в Байкале………
  • В тихую погоду с лодки……
  • Люди, живущие на Байкале………
  • Байкал казался таким огромным, как будто…..
  • Байкал-такое удивительное место, что …..

4. Составьте короткие сообщения на темы:

  • «Уникальная фабрика чистой воды» — так люди называют озеро Байкал.
  • Байкал — это самое древнее озеро на нашей планете.
  • С Байкалом связано очень много сказок и легенд.
  • Байкал — это самое глубокое озеро на земном шаре.
  • Природа Байкала богата и разнообразна.

5. Подберите антонимы:

  • Старый-
  • Глубокий-
  • Пресный-
  • Прозрачный-
  • Богатый-
  • Чистый-
  • Яркий-
  • Тихий-
  • Увеличиваться-
  • Исчезать-
  • Очищать-
  • Спрятать-
  • Охранять-

Калашникова Елена Олеговна,
логопед-афазиолог,
Центр Патологии Речи и Нейрореабилитации,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.