Развитие фонематических процессов посредством игровых образов

Фонематический слухАннотация: В развитии фонематического анализа и синтеза посредствам игрового образа, в который «перевоплощается» взрослый является наибольшим стимулом для детей к выполнению заданий, так как взрослый может наиболее полно воплотить и реализовать данный образ в игре. Учитывая данные особенности развития игровой детей, а так же особенности мышления и воображения дошкольников, развитие фонематического анализа и синтеза может происходить более эффективно при использовании специальных игр, предполагающих создание игрового образа.

Современное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного его обучения в школе и дальнейшей трудовой деятельности.

Речевая функция ребёнка носит системный характер и включает в себя взаимодействие различных компонентов языка (звуковое произношение, лексику и грамматический строй речи).

У определённой части детей поступающих в школу имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом и синтезом, что снижает возможность полноценного овладения навыками письма и чтения. Дети могут или совсем не овладеть чтением, либо допускают ошибки типа: угадывающего или побуквенного чтения, замены и перестановки букв.

У детей с речевой патологией, посещающих логопедическую группу, фонематическое восприятие находится на очень низком уровне. Дети не только не выделяют звуки из потока звуков, но и не определяют места звука в слове, в результате чего не слышат четкого его произношения.

Для развития навыков фонематического анализа и синтеза предлагаю использовать такое вспомогательное средство, как игровой образ.

Многими исследователями (Д.Б. Эльконин, Е.О.Смирновой) было подмечено, что именно игровой образ служит хорошей побуждающей мотивацией к различным заданиям, т.к. ведущим видом деятельности дошкольников служит игра.
Именно игровая деятельность является наиболее свободной, непринуждённой. В игре ребёнок начинает управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами.

Выполняя задания с использованием игрового образа, у детей повышается концентрация слухового и зрительного внимания, увеличивается объём памяти, развивается воображение, именно воображение повышает эмоциональность ребёнка: он переживает воображаемые события так же остро как реальные.

Если ребёнок находится в образе человека определённой профессии, например, «телефонист», «пилот», он полностью пытается реализовать свой образ невербальным и вербальным общением (мимикой, жестами, интонационной выразительностью речи).

По мнению 3.Фрейда, игровой образ помогает ребёнку преодолеть личностные комплексы, является терапевтическим средством возможных неврозов.

Так, у детей с ОНР наблюдается неуверенность в собственных силах, нервозность, игровой образ служит эффективным средством преодоления этих качеств, ошибки не травмирую ребёнка, а помогают найти наиболее верный вариант ответа.

В ходе моей работы по развитию фонематического анализа и синтеза посредствам игрового образа, было замечено, что игровой образ в который «перевоплощается» взрослый является наибольшим стимулом для детей к выполнению заданий, так как взрослый может наиболее полно воплотить и реализовать данный образ в игре.

Учитывая данные особенности развития игровой детей, а так же особенности мышления и воображения дошкольников, развитие фонематического анализа и синтеза может происходить более эффективно при использовании специальных игр, предполагающих создание игрового образа.

В результате проведённой работы по развитию фонематического анализа и синтеза посредствам игрового образа у детей логопедической группы наблюдается успешное формирование слуха, заметно обогащается лексикой пассивный и активный словарь детей, развиваются такие психические функции как: долговременная память, способность концентрировать внимание, формируется словесно — логическое мышление, воображение.

Игра «Диспетчер и пилоты»

Материал:

  • перфокарты с изображением самолётов на каждого ребёнка, чистые листы бумаги.

Программное содержание:

  1. учить детей определять на слух начальный звук в слове,
  2. учить соотносить звук и букву на письме,
  3. развивать фонематический синтез ( слияние звуков в слова),
  4. развивать интерес к чтению.

Ход игры:

Логопед раскладывает на столе перфокарты самолётов и приглашает детей. Задаёт вопросы : «Как вы думаете где мы можем видеть столько самолётов?»(аэродром). Далее логопед показывает игровой образ диспетчера и говорит, что самолёты взлетят тогда, когда мы правильно угадаем находящийся на борту груз, и определим опасный он или нет.

Мотивом к выполнению задания детей служит игровой образ пилотов. Беседа о профессии «пилот» (какие это люди, какие у них обязанности?).

Затем диспетчер даёт пилотам задание: « Я буду произносить слова, а вы должны услышать начальный (последний) звук и напечатать его буквой в окошке самолёта, начиная с первого окна.

Из данной строки, которая получилась в перфокарте, пилоты читают слово, и определяют опасный это груз или нет. Груз не опасный — самолёт полетел ( имитируют движение самолёта по логопедическому кабинету).

2 вариант — усложнение.

Для того, чтобы пилотам «прочитать» в строке слово из получившихся букв, нужно правильно выстроить их порядок ( т.е. поменять местами). Буквы даются в разбивку.

Игра «Рыбалка»

Материал:

  1. удочка с магнитом;
  2. контуры рыб со схематическим обозначением понятий «звук», «слово», «предложение»;
  3. контуры рыб со схематическим обозначением слогов;
  4. «Озеро» вырезано из картона;
  5. лягушки, пиявки вырезаны из картона.

Программное содержание:

  1. учить детей правильно дифференцировать понятия «звук гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный», «слог», «слово», «предложение»;
  2. учить детей правильно подбирать слоги к схематическим обозначениям.
  3. вызвать интерес к занятию, чувство удовольствия.
  4. развивать координацию движений, мелкую моторику.
  5. воспитывать уважение к сверстнику, соблюдать очерёдность.

Ход игры:

Логопед показывает детям «озеро» с рыбками, лягушками и пиявками. Предлагает детям стать «рыбаками»,и поймать как можно больше рыб (пиявок, ловить нельзя, лягушек нужно — выбор свободного ответа). Рыбки плавают по схематическим обозначениям понятий. «Рыбак» при помощи удочки ловит рыбу, смотрит на схематическое обозначение, определяет понятия, правильно произносит. Выиграл тот, кто больше всех поймал рыбок (лягушки тоже считаются).

2 вариант (усложнение)

«Озеро» с рыбками, лягушками, пиявками. На рыбаках находятся схематические обозначения слогов. «Рыбаки» ловят рыбу и подбирают к схеме правильный слог. Функции пиявок и лягушек остаются такими же как и в первом варианте игры.

Егорова Ольга Викторовна Егорова Ольга Викторовна,
учитель-логопед,
ГБДОУ детский сад № 6
Колпинского района Санкт-Петербурга
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.