Презентация: Развитие фонематических процессов

Предмет нашего разговора – развитие фонематических процессов.

У меня была достаточно трудная задача – рассказать вам о хорошо знакомой и близкой для вас теме. Все вы на своих уроках занимаетесь развитие фонематических процессов.

Чем же вас заинтересовать? Что нового предложить?

Предлагаю вниманию известную вам теорию, немного разбавленную историческими сведениями, терминологией, психофизиологическими основами фонематических процессов, поделюсь собственными находками в этой области (пособия, которые употребляю на занятиях, познакомлю с литературой).

План

I. История изучения.
II. Терминология.
III. Психофизиологические основы фонематических процессов.
IV. Роль фонематических процессов в развитии речи.
V. Проявление нарушений фонематического восприятия при чтении, на письме.
VI. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях.
VII. Этапы развития фонематического восприятия.
VIII. Применение артикуляционной гимнастики и моделей артикуляции звуков.

Уточним, что же включают в себя фонематические процессы.

Фонематические процессы включают в себя:

- фонематический слух
- фонематическое восприятие
- фонематические представления

1. История изучения.

Долгое время (примерно до 1928г.) ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и из комбинаций. Фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. Значению восприятия речи никто не уделял внимания.

Впервые Л. С. Выготский ввел понятия «фонема»:  доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков.

Фонема – это не просто звук, а значащий звук. Л.С. Выготский обратил внимание и на восприятие фонем. Он считал, что «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т.е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи». Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи.

Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:

•    способность слышать есть данный звук в слове или нет;
•    способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
•    способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Несколько позже Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие». Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

•    умение определять линейную последовательность звуков в слове;
•    умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
•    осознание или подсчет количества звуков в слове.

Позже Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:

1. выяснение порядка следования фонем в слове;
2. установление различительной функции фонем;
3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.

2. Терминология.

Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

На основе понятия «представления», данного И. М. Онищенко, как одного из психических процессов, фонематическим представлениям можно дать следующее определение – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

3.   Психофизиологические основы фонематических процессов.

Многие ученые, такие как А. Р. Лурия, П. К. Анохин, пытались ответить на вопрос, благодаря каким отделам центральной нервной системы, благодаря каким механизмам её функционирования, осуществляется процесс восприятие речи, в частности фонем. Эти ученые также устанавливали и развитие соответствующих структур мозга на разных возрастных этапах. Уже в 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга в левом полушарии, на границе височной и теменной долей, имеется зона сенсорной речи. При её поражении человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в ней хранятся звуковые образы слов.

Фонематические процессы осуществляются за счет сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.

Согласно взглядам большинства эмбриофизиологов, на ранних стадиях онтогенеза, еще в период эмбрионального развития, закладывается предварительная способность к восприятию звуков человеческой речи, к фонематическому слуху.

Новорожденный ребенок еще не способен дифференцировать не только фонемы человеческой речи, но и другие звуки, различные по силе, высоте. Это связано с тем, что области головного мозга, отвечающие за восприятие звуков, еще не достаточно сформированы. Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, вес которого составляет 350-400г.

Способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) формируется постепенно, в процессе естественного развития.

Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку слова (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев). Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка

Для логопедов

По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.

А.Н. Гвоздев и Н.И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой — с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д.Б. Эльконин)

Дальнейшее развитие фонематических функций происходит за счет усложнения структуры мозга, за счет увеличения количества отростков нервных клеток и образования множества связей между ними.

В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных — согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких — глухих или мягких — твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, С.Н. Ржевкин).

4. Роль фонематических процессов в развитии речи

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.

По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Вывод: Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

5. Проявления нарушения фонематического  восприятия в устной речи, при чтении, на письме:

При логопедическом обследовании дошкольников нередко выявляются дети 6-7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико–грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется

•    в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);
•    неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
•    невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

В силу этого, что описанный речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.

При чтении наиболее типичны следующие ошибки:

•    трудности слияния звуков в слоги и слова;
•    взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих)
•    побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)
•    искажение слоговой структуры слов;
•    слишком медленный темп чтения;
•    нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма относятся:

•    замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
•    пропуски гласных;
•    пропуски согласных в их стечении;
•    слияние слов на письме;
•    раздельное написание частей одного слова;
•    пропуски, перестановки слогов;
•    орфографические ошибки.

Вывод: если у ребенка отмечаются хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то обязательно будут затруднения в овладении чтением и письмом.

Вывод: таким образом, необходима система поэтапного формирования фонематической стороны речи в процессе ознакомления обучающихся со звуками как в случае речевой патологии (ОНР, ФФНР, ФНР), так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.

Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы необходимо развивать!

6. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях

На моих занятиях исправление недостатков звукопроизношения у детей начинается с постановки у них точного, тонко дифференцированного произнесения звукосочетаний, одновременно у них развивается фонематическое восприятие. Понятно, что без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произнесение.  Вот почему, если при логопедическом обследовании устанавливается нарушение фонематического слуха, то, прежде всего, следует начать работу по его развитию.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь обучающегося). Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая направленность позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия. Ведь неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

7. Этапы развития фонематического восприятия

Предлагаю вашему вниманию этапы развития фонематического восприятия

1. Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Упражнения включают задания на распознание:

•    звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
•    звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
•    действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).

Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.

2. Развитие речевого слуха.

•    Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
•    Различение слов, близких по звуковому составу
•    Дифференциация слогов
•    Дифференциация фонем

3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

•    Определение количества слогов в словах разной сложности
•    Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
•    Выделение из слога гласного, затем согласного звука
•    Выделение первого и последнего звука в слове
•    Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
•    Определение места, количества, последовательности звуков в слове
•    Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель – учитель), каждый из которых заинтересован  в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.

Как же привлечь родителей? Это для нас наиболее сложный вопрос.

Для родителей будущих первоклассников подготовила небольшую памятку, пользуясь которой любой родитель сможет определить, развит ли у его ребёнка фонематический слух, и, если возникли проблемы, то какие упражнения помогут.

8. Применение артикуляционной гимнастики и моделей артикуляции звуков

Расширить возможности осознанного усвоения звуков и помочь формированию полноценных звукоразличений сможет применение артикуляционной гимнастики и моделей артикуляции звуков.

Артикуляционная гимнастика – это простое, но эффективное средство совершенствования силы, точности и координации речевых движений. Артикуляционная гимнастика может быть включена в уроки (5-7 мин. ежедневно), рекомендована учителем для ежедневного выполнения дома. В результате вырабатывается не только качество движений органов речи, но и формируется умение ощущать положение органов речи, как при выполнении упражнений, так и при произнесении отдельных звуков. В  перспективе это позволяет анализировать и сравнивать артикуляционные позы сходных звуков, находить в них общие черты и различия.

Применение моделей артикуляции звуков может сделать процесс обучения как наглядным, так и познавательным.

Для создания моделей артикуляции звуков разработаны специальные символы.

Развитие фонематического слуха - Модели артикуляции звуковМодели артикуляции гласных звуков учитывают:

- участие или неучастие губ;
- вибрацию голосовых складок;
- свободный проход выдыхаемого воздуха через рот.

Модели артикуляции согласных звуков учитывают:

- наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;
- способ артикуляции;
- место артикуляции;
- наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу.

Модели артикуляции звуков отражают положение органов артикуляции в момент произнесения звука, соответствуют характеристике конкретного звука. Модели легко узнаваемы, это даёт возможность легко их запомнить. Чем богаче и разнообразнее средства, которыми мы располагаем для запоминания, тем более просты и доступны они, тем лучше произвольное запоминание; чем больше усилий мы прикладываем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостность, тем легче она потом воспроизводится в памяти.

Модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребёнок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. Сопоставляя по модели уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов речи.

Работая над каждым новым звуком, ребёнок может одновременно: слышать звук, видеть на модели способ его произнесения, сопоставлять акустический образ, картинку и положение собственных органов речи.

Таким образом, модели артикуляции звуков, наряду с артикуляционной гимнастикой, расширяют возможности осознанного усвоения звуков и помогают формировать полноценное звукоразличение, что является профилактикой фонематических дисграфии и дислексии у младших школьников.

Скачать Презентацию Развитие фонематических процессов 

Гуцан Анжела Яковлевна,
учитель-логопед МОУ СОШ №19,
г. Вышний Волочёк, Тверская область

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (18 понравилось, средний балл: 4,83 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: , , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Один комментарий к материалу: "Презентация: Развитие фонематических процессов"

  1. Џойстик:

    Развивать ребенку фонематический слух вредно. «Развивать фонематический слух» — это значит портить слух речевой. Ибо абстракцию в принципе невозможно произносить и слышать.

    Фонема является не реальным речевым звуком, а абстракцией: «Фонема — это абстрактная неделимая звуковая единица языка, служащая для различения значимых единиц (словоформ, морфем) и обнаруживающая свои различительные признаки в разных позициях.» [Толковый словарь русского языка, Москва, Российская Академия наук, 2007] Фонема является неким обобщением различительных признаков, классом звуков, их психическим эквивалентом и в конечном итоге абстракцией второй степени: «Фонема — это
    1) Кратчайшая (минимальная) единица системы выражения звукового языка, представляющая собой определенную совокупность одновременно дифференциальных признаков и способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем.
    2) (звуковой тип) Класс фонетически подобных звуков.
    3) (акустико-артикуляционное представление) В психологической трактовке — представление звука речи в качестве психического эквивалента реально произносимых звуков.
    4) Абстракция второй степени, представляющая собой отвлечение от всех позиционных вариантов произнесения данного звука.» [О.С.Ахманова «Словарь лингвистических терминов», Москва, УРСС, 2004]

    Слышать фонемы, то есть слышать абстракции — это всё-равно что вместо реальных предметов видеть их названия, на такое здоровый человек не способен, учить детей такому вредно. «Развивать ребенку фонематический слух» — это значит приучать ребенка не слышать разницу между различными живыми звуками речи. Например, разницу между тремя разными «О» в слове «МОЛОКО». Разницу между московским взрывным «Г» и фрикативным южнороссийским «Г», которое звучит как звонкий вариант от «Х». Одна фонема обобщает сразу много разных звуков, иногда очень сильно отличающихся друг от друга. Фонем в русском языке всего 30, а звуков тысячи. Это ужасно, когда ребенок вместо тысяч нюансов начинает слышать лишь тридцать обобщений.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.