Развитие мелкой моторики рук как один из видов деятельности на логопедических занятиях

Многим детям с приходом в школу приходится сталкиваться с проблемой письма в тетради. У детей слабы и не развиты руки, не умеют держать ручку, а письмо  не отличается каллиграфичностью, оно аграфично. А Развитие мелкой моторикивместе с тем, развивая мелкую моторику рук, мы создаем предпосылки для успешного развития устной речи, побуждаем детей к творчеству, закрепляем знания об окружающей действительности.

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Особое место при развитии мелкой моторики руки занимают игры с пуговицами, спичками, песком и различными видами круп (рисом, гречкой, манкой). Положительное воздействие оказывает игры «Танграм», «Волшебный квадрат».

Предлагаемые игры можно разделить на несколько видов, однако их целью остается коррекция мелкой моторики руки и познавательных процессов, задействованных в каждой из игр.

•    Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы;

•    Игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы.

Важно помнить о том, что именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширять сферу социального ориентирования.

Хотелось бы привести примеры некоторых  из игр, которые успешно применяются в моей практике для развития мелкой моторики руки первоклассников.

«Массаж из пуговиц»

Коробка заполняется пуговками разного размера, разного цвета, формы, изготовленные из различных материалов, предлагается  выполнить следующие задания:

•    Опустить руку и погладить пуговицы ладошкой, а затем внешней стороной ладони.
•    Захватывание пуговиц в кулак и пересыпание обратно в коробку.
•    Перетирка пуговиц между ладонями.
•    Пересыпание пуговиц из ладони в ладонь.
•    Попеременное схватывание руками щепотки пуговиц.
•    Поиск и перекладывание пуговиц определенного цвета, формы, размера.
•    Перекатывание пуговиц между ладонями с постепенным увеличением амплитуды движений.
•    Перекатывание пуговиц внешними сторонами ладони.

Благодаря такому массажу активизируется «мануальный интеллект», стимулируются кончики пальцев рук и ладоней, происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.

«Пуговичное ожерелье»

Пуговицы выкладываются на стол (различные по цвету, форме, размеру).

Перед ребенком ставится задача: собрать подарок для мамы  (определенного цвета) ожерелье. Ребенку предлагается выбрать самую большую пуговицу — центр ожерелья, а затем по сторонам от нее выложить имеющиеся пуговицы по убывающей.

Таким образом, выкладывая пуговицы полукругом, получается искомое ожерелье.

Усложнением игры служит нанизывание пуговиц на нитку или леску.

Данная игра позволяет закрепить знания о цвете, форме, величине, понимание пространственных направлений. Кроме этого ребенок в процессе игры переживает радость творчества, принося радость ближнему, испытывать массу положительных эмоций.

«Пуговичное лото»

Берутся карточки, на которых наклеены разноцветные полоски. Пуговицы пересыпаются в мешочек. Ребенок вынимает пуговицу из мешка, называет цвет. Если называет правильно и  у него есть такой цвет, то кладет пуговицу на карточку,  затем также поступают и другие участники игры. Побеждает тот, кто первым закрывает свою карточку.

Особенностью данной игры является то, что она содержит инструкцию и правила. В игре возникают победитель и проигравший. Таким образом, начинает формироваться адекватное отношение к своей и чужой победе, учеба в переживании своего поражения.

«Творческое задание»

Предлагается ребенку из пуговиц выложить рисунок (это может быть как одиночный персонаж, так и пейзаж). Пуговицы разного цвета и разной формы и  величины. Побеждает тот, кто более точно передаст сюжет, рисунок выкладывается на листе цветной бумаги. Данная игра развивает творческие способности детей. Закрепляет знания о цвете, форме, величине.

«История потерянной пуговки»

Предисловием данной игры является вступление: «Каждая пуговица  хранит множество разных историй о тех людях, на одежде которых она жила, истории и грустные и веселые, мудрые и забавные. Давайте послушаем эти истории.

Устраивайтесь поудобнее за столом, включаем тихую музыку. Достаем коробку с пуговками, слегка встряхиваем коробку и слушаем историю понравившейся пуговки.

В данной игре можно рассказать о событиях, происходивших в жизни детей, приписывая пуговицам  чувства, окрашивающие данную историю. Таким образом, происходит создание символов различных эмоциональных состояний, которые способствуют коррекции эмоционально-волевого поведения ребенка.

Существует большое разнообразие коррекционных игр. Главное – это стремление и желание помочь детям пройти адаптацию к жизни в школе, сформировать письменные навыки, умение слушать и слышать учителя, выполнять его требования.

Учителям и логопедам необходимо, прежде всего, помнить о том, какой вклад они внесут в коррекцию данного ребенка, формирования его личности, с каким багажом ребенок переступит порог начальной школы.

Плотникова Ирина Васильевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом

Посмотрите ещё:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Один комментарий к материалу: "Развитие мелкой моторики рук как один из видов деятельности на логопедических занятиях"

  1. Марфина Ольга:

    Очень интересный подход. Спасибо за идею! Успехов Вам!

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.