Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
В развитии речи выделяется определенная последовательность: работа над словом, словосочетанием, предложением, связной речью, образной речью.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить необходимо, развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
Условиями успешного развития речи являются:
1. Потребность ребёнка в общении.
2. Создание речевой среды, показ образцов речи и многократное применение этих образцов в общении с ребенком.
3. Речь, развиваясь, нуждается в фактическом материале, новой информации, новых впечатлениях. Материал должен быть значимым, интересным, содержательным, познавательным.
4. Наряду со стихийно-усваиваемой речью, нужно усвоение литературного языка, подчиненного нормам грамматики.
5. Овладение средствами выразительности речи, мимикой, интонациями.
6. Овладение чтением и письмом.
Дети-дошкольники, имеющие тяжёлые речевые расстройства, с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, недостаточная сформированность связного высказывания.
Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использование в логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка.
Устное народное творчество помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Использование малых фольклорных форм в логопедической работе решает такие задачи, как:
- образовательные – обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, совершенствование звуковой стороны речи;
- развивающие – развитие фонематического слуха, развитие наблюдательности, развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;
- воспитательные – воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного, расширить представление о добре, правде, красоте.
Дети с ОНР имеют некоторые особенности восприятия, понимания и употребления произведений малых фольклорных жанров. И потому, при отборе фольклорного материала важно учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей: трудности усвоения причинно-следственных связей, задержка в формировании семантических полей, недостаточный уровень сформированности лексических средств языка.
Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 4х–летнего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, чистоговорки, считалки, короткие сказки; с детьми 5 – 6 лет наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, дразнилкам, загадкам; детей 6 — 7 лет знакомим с небылицами, частушками, былинами.
Потешки – песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сфер. В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».
Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах.
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны.
При том силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, а зиму сетуют, жалуются.
Чистоговорки — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.
«Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения.» (В. И. Даль)
Чистоговорки используется и как средство для исправления речевых дефектов.
Дразнилки – небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика.
Дразнилки (по «Толковому словарю русского языка» В. И. Даля — это слово Тамбовской губернии) — это выражения, которыми умышленно сердили кого-либо.
» Бабка-ежка, костяная ножка!..» Дразнилки сложены почти на все русские имена: » Федя — бредя, съел медведя…» и т.д. Но чаще дразнилки высмеивают: жадных ребят, хвастунов, воображал, трусов. Важно понимать, что дразнилка не издевательство, хотя грань между ними очень тонкая. Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. Литературные дразнилки объективны, их автор обращается к этому жанру не для посрамления конкретного ребенка, а для изображения недостатков, свойственных в той или иной степени всем детям.
Скороговорки — это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.
Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:
- проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;
- проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;
- проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);
- проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;
- проговорить громко, как можно четче и быстрее.
Каждую скороговорку проговаривайте с разными интонациями:
- с вопросительной;
- весело;
- грустно;
- «запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).
Проговорите скороговорку, выделяя голосом последовательно разные слова: «У САШИ шея и уши в саже. У Саши ШЕЯ и уши в саже. У Саши шея и УШИ в саже. У Саши шея и уши в САЖЕ».
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Поговорки – образные выражения, меткое слово. Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла. Например, поговорки: «молодо-зелено», «не плюй в колодец», «свалить с больной головы на здоровую». Это часть пословиц: «Молодо-зелено, а погулять велено»; «Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться». Поговорка близка к пословице: стоит добавить одно слово, и поговорка станет пословицей.
Пословицы – изречения, суждения о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение
творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
В большинстве случаев, дошкольники с ОНР демонстрируют непонимание скрытого смысла образных выражений, буквальное истолкование значения пословиц, недостаточные умения абстрагироваться от конкретной ситуации, целенаправленно анализировать условия мыслительной задачи.
В старшем возрасте эти дети обладают определёнными знаниями и интеллектуальными умениями, однако их логическая деятельность отличается крайней неустойчивостью и отсутствием планомерности: они обращают внимание на какой-либо один, случайно выхваченный признак, характеристику предмета или явления. Детям сложно выразить свои мысли. В речи они не употребляют абстрактных понятий, редко используют обобщённые слова, затрудняются в доказательстве своего суждения. Рассуждения детей непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют краткий, отрывистый характер, грамматически неоформленный характер.
Выявленные трудности требуют создания коррекционно-педагогических условий и разработки методики использования произведений малых фольклорных форм в логопедической работе. Объясняя детям смысл пословиц и поговорок, логопед не может обойтись без комментария, путём сравнения сопоставлять предмет или явления с другим. Начинать работу нужно над отдельными словами и их значениями, только потом можно переходить к объяснению прямого переносного значения всей пословицы в целом.
Небылицы – перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- стимуляция умственной активности;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- развитие сенсорной сферы.
Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются:
- предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке;
- продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;
- уровень развития речи детей;
- учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.
Развивая умственные способности детей с тяжёлыми нарушениями речи, важно, не только просто отгадывать знакомые загадки, но и научить его составлять собственные.
В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, а неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок — перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.
Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:
- занятия по развитию лексико-грамматических средств языка;
- занятия по формированию навыков связного рассказывания;
- занятия по формированию правильного звукопроизношения (на этапе
автоматизации звуков в связной речи);
- логоритмические занятия.
Используем фольклорные произведения на разных этапах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики, мимической гимнастики, при выполнении различных видов массажа.
Таким образом, если малые фольклорные формы отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа, они доступны в понимании детям с тяжёлыми нарушениями речи.
Использование в логопедической работе малых фольклорных произведений позволяет устранить проблемы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарь детей, развить интерес к слову, к речи, расширить знания детей, их кругозор. Что, в свою очередь, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.
Авторы статьи:
Аракчеева Н. В.
Екатеринбург, МБДОУ № 548, учитель-логопед;
Уфимцева М. А.
Екатеринбург, МБДОУ № 548, учитель-логопед;
Фаизова Е. Г.
Екатеринбург, МБДОУ № 548, учитель-логопед;
Белопашенцева И. В.
Екатеринбург, МБДОУ № 548, инструктор по физической культуре.
Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999.
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. – М., 1996.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.
5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.
6. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
7. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.
8. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой
активности детей // Дошкольное воспитание.-1990.-№7
9. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981.
10. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошкольное воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
11. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошкольное воспитание.-1983.-№7