Развитие слухового восприятия детей раннего возраста

Материал статьи раскрывает особенности слухового восприятия и игровой деятельности детей раннего возраста, представлено игровое оборудования для развития детей. Статья для педагогов и родителей.

Развитие слухового восприятияДля того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Слуховое внимание, восприятие и память нужно целенаправленно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и так далее.

Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

Слуховое внимание — умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издаваемым предметом.

Слуховая память – умение удерживать в памяти и воспроизводить сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т.д.

Основная задача педагогов и родителей — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, внимания, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.

Уже в раннем возрасте детей можно познакомить со звучанием различных музыкальных инструментов. Дети звенят в колокольчик, играют с погремушками, стучат по бубну.

Игра на музыкально-шумовых инструментах не требует большой подготовки, но приносит много радости малышам! Они довольно четко отбивают ритм на ложках, прислушиваясь к музыкальному сопровождению, то есть играют ансамблем! Отбивают ритм ладошкой по барабану. Кто быстрее, кто медленнее, в соответствии со своим темпераментом. Малыши могут и любят хлопать по любым поверхностям, начиная примерно с семи месяцев. Все это

говорит о том, что чувство ритма заложено у детей от природы. Так почему бы его не развивать с раннего возраста?

Чувство ритма можно развивать через разные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, ритмику, танцы. Хорошо развивает чувство ритма игра на музыкально – шумовых инструментах.

Для чего же его надо развивать? Ритмичность присутствует во многих видах деятельности человека: ритм есть в речи, в письме, в рисовании.

«Ритм — соотношение длительностей звуков в их последовательности» В.Вахромеев.

Известно, что левое полушарие отвечает за логическую деятельность, а правое-за интуитивную и эстетическую. Ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые и зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу почувствовать свое тело.

Когда малыш берет погремушку, надо обращать внимание на захват. Большой пальчик должен противостоять остальным. Погремушку можно встряхивать, ударять по ладошке, стучать по полу, звенеть погремушкой, выполнять танцевальные движения

Учить брать колокольчик за ушко. Язычок при этом должен «смотреть» вниз. Учить начинать и заканчивать игру на колокольчике вместе с сопровождением. Колокольчиком можно звенеть, встряхивать, выполнять танцевальные движения (кружения, взмахи).Чтобы колокольчик молчал надо прятать его в ладошке

Можно взять по одной ложке в каждую руку «спинками» друг к дружке. «Спинка о спинку» ударяется и звук получается. Сесть на корточки и постучать по полу. Встать, постучать по животику, заметить, что звук при этом не слышен.

Предложить отбивать ритм ладошкой, деревянной палочкой. Высота, на которой будет находиться барабан, должна быть удобной для малыша.

Ударять ладошкой по бубну, который держит взрослый. Бегать и ритмично шагать под звуки бубна

Учить брать за веревочку левой рукой. Рука при этом не должна касаться треугольника, чтобы звук не заглушался. Металлическую палочку держать в правой руке. Играть в ритм музыке. Иметь в виду, что большой, средний и малый треугольники имеют разную высоту звучания.

Учить в дудочку дуть. Играть индивидуально и группой. При игре группой исключить дудочки с резким звучанием. Можно выбрать для сопровождения лирическую музыку. Перед игрой дудочки нужно помыть с мылом. Хранить на верхней полке в музыкальном уголке, чтобы ребенок брал дудочку только с разрешения взрослого, чистую.

Можно поиграть с ребенком в игры: найти спрятанный музыкальный инструмент и поиграть на нем; поиграть на таком же инструменте, который звучит за ширмой; показать, какая птичка поет: большая или маленькая, прослушав низкое или высокое звучание колокольчиков/металлофона или других звуковысотных инструментах.

Сказки-шумелки, где текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку есть возможность изобразить что-либо звуком, и многое другое.

Если взрослый проявит фантазию, то вместе с малышом они получат огромное удовольствие от игр и общения!

1) Салтанова Алена Владимировна,
учитель-логопед, учитель-дефектолог,
ГБОУ «Гимназия №1519″ г. Москвы
2) Баркарева Екатерина Николаевна,
учитель-логопед, учитель-дефектолог,
ГБОУ «Гимназия №1519″ г. Москвы

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.