Развитие связной речи у детей 5-7 лет с речевыми патологиями

Проект «Развитие связной речи у детей 5-7 лет с речевыми патологиями через использование нетрадиционных приемов повышения эффективности логопедической работы».

В настоящее время перед учителями –логопедами, работающими с дошкольниками остро стоит проблема -как повысить эффективность логопедической работы с детьми 5-7 лет, способствующей развитию связной речи.

Именно поэтому, изучение специфических особенностей проявления ОНР у детей дошкольного возраста, в том числе особенностей формирования и развития связной речи, разработка методов и содержание устранения речевых недостатков является актуальным для общей и специальной педагогики.

Одним из эффективных методов является метод коррекционно-предупредительного и развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями.

В связи с этим, возникла необходимость применения нетрадиционных приемов по развитию мелкой моторики рук, которые помогут добиться большей эффективности в работе с детьми, направленной на коррекцию речевых патологий.

К таким методам относятся: криотерапия –игры со льдом, контрастотерапия –использование контрастных ванн для кистей рук, работа с наждачной бумагой, работа с тестом –мукосолька, работа с импликатором Кузнецова и шариком Су Джок, самомассаж рук и «разноцветные прищепки».

Таким образом, актуальность представленного педагогического проекта обусловлена следующим:

  1. Необходимостью скорейшего перемещения в педагогическую плоскость одной из важнейших логопедических задач – формирование в дошкольном возрасте умения связно говорить и полно излагать свои мысли, легко строить развёрнутые сложные предложения, без труда пересказывать художественные произведения.
  2. Необходимостью разрешения противоречия между повышением требований к подготовке детей к обучению в школе и отсутствием новых программ для коррекции речи детей в дошкольном возрасте, учитывающих требования школы и использованием учителями-логопедами дидактического материала, способствующего развитию только речевых категорий и отсутствием в системе коррекционной работы методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Опираясь на выше изложенное, нами определена цель проекта:

Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию связной речи и применения нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук.

Основная идея проекта заключается в комплексировании занятий по развитию связной речи детей и применения нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук. А также в том, что учебно-воспитательный процесс в компенсирующей группе для детей с общим недоразвитием речи МКДОУ «Детский сад «Улыбка» должен реализовать свои функции не только в форме коррекции речевых патологий, но и качественно подготовить выпускников ДОУ к обучению в школе.

Гипотеза реализации педагогического проекта основана на предположении о том, что в результате использования в коррекционной работе разработанного мини-проекта «Развитие связной речи у детей 5-7 лет с речевыми патологиями через использование нетрадиционных приёмов повышения эффективности логопедической работы» повысится уровень сформированности тонкой моторики рук и развития связной речи детей.

Мини-проект рассчитан на два года коррекционного обучения. Темы занятий и содержание выстроены с учётом требований программы Филичивой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи» (два года обучения).

Основные формы работы с детьми при реализации проекта:

  • Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе занятий по развитию связной речи.
  • Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе совместной работы учителя-логопеда и дошкольников по коррекции тонкой моторики, в соответствии с рекомендуемыми направлениями.

Этапы образовательной деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе занятий по развитию связной речи имеет несколько этапов:

  • Проведение специальной подготовительной работы (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядного сюжета);
  • Специальный языковой разбор текстового материала;
  • Включение в занятия лексических и грамматических упражнений, игровых приёмов, активизирующих внимание, зрительное и вербальное восприятие;
  • Использование вспомогательных методических приёмов, облегчающих детям овладение навыками связных высказываний (опорные вопросы, речевой образец, разнообразный и иллюстративный материал и др.).

Последовательно применяя описанные выше этапы обучения, удается сформировать связную речь у тех детей, которые изначально не владеют развернутыми словарными высказываниями, подменяя их названием перечня предметов, действий либо наборов последовательных, грамматически не сформированных фраз.

Мини-проект рассчитан на два года обучения и включает в себя годовой тематический план фронтальных занятий первого и второго года обучения; тексты художественных произведений для пересказа, подобранные и адаптированные для данной категории детей; календарный план нетрадиционных методов развития мелкой моторики пальцев рук в работе учителя-логопеда с дошкольниками 5-7 лет; диагностический инструментарий.

Тематический план

Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов:

  • тема занятия;
  • задачи;
  • направления работы по развитию мелкой моторики рук;
  • коррекционный компонент;
  • словарная работа;
  • предварительная работа;
  • планируемый результат.

Мини-проект рассчитан на 33 занятия по развитию связной речи в каждой возрастной группе. Занятия по развитию связной речи детей с ОНР проводятся 1 раз в неделю. Совместная работа учителя-логопеда и детей по коррекции тонкой моторики проводится систематически, последовательно в течении всего учебного года, в соответствии с рекомендуемыми направлениями. Длительность занятий соответствует требованиям СанПиН2.4.1.1249-03: *в старшей группе-25 мин; *в подготовительной к школе группе-30 мин.

Результативность работы проекта оценивается через диагностирование знаний и умений детей по образовательной области «Коммуникация».

В результате реализации мини-проекта:

  • повысилась эффективность логопедического воздействия на развитие связной речи детей, посредством развития мелкой моторики пальцев рук, используя нетрадиционные приёмы;
  • обогатился словарь и сформирован грамматический строй речи;
  • сформированы умения и навыки по составлению рассказов по картине и сюжетным картинам;
  • сформированы у детей умения связно говорить и полно излагать свои мысли, легко строить развёрнутые сложные предложения, без труда пересказывать художественные произведения.

Что позволило качественно улучшить результаты: большинство детей (76%) имеют высокий уровень успешности развития связной речи и 67% высокий уровень развития мелкой моторики. Отсутствуют дети, имеющие низкий уровень.

Сравнительный анализ результатов диагностического исследования показывает, что применение мини-проекта «Развитие связной речи у детей 5-7 лет с речевыми патологиями через использование нетрадиционных приёмов повышения эффективности логопедической работы» позволяет качественно улучшить развитие связной речи и мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость данного мини-проекта заключается в возможности его применения учителями-логопедами в условиях детского дошкольного учреждения, ориентированного на выпуск детей в школу с полноценной речевой функцией.

Милусь Наталья Александровна,
учитель-логопед I квалификационной категории,
МКДОУ «Детский сад «Улыбка»,
г.Надым

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.