Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития

Как правило, дети с ЗПР (задержкой психического развития) имеют проблемы с речью.

Работая с такими детьми, имеющими нарушения речи, воспитателю необходимо учитывать возрастные особенности и индивидуальные возможности ребенка. Поэтому в системе работы должны применяться разные методы и приемы для заучивания стихотворных текстов, пересказываний рассказов и сказок.

Для этого использую схемы-подсказки (модели-подсказки), что способствует развитию речевой и зрительной памяти, логического мышления и воображения.

Некоторые методы и приемы я хочу представить вашему вниманию:

Рисуем стихотворение

Воспитатель кодирует стихотворение, изображая его с помощью символов, выразительно прочитывает. Затем дает установку детям: «Сегодня пробуем стихотворение нарисовать, и тогда вы сумеете его хорошо запомнить». Потом читаю текст и рисую по ходу чтения. Затем вместе с детьми воспроизводим текст с опорой на рисунки, прочитывают дети хором, группами, по одному.

Дети старших групп придумывают рисунки сами или вместе с воспитателем.

Обратите внимание детей на схематичность выполнения рисунков, не увлекайтесь мелкими деталями. Таблица – рисунок вывешивается на видном месте на протяжении дня, чтобы дети при жлеании могли вспоминать и рассказывать друг другу текст.

Изображаем в действии

Известно, что совокупность движений рук и речевых органов способствует более быстрому запоминанию стихотворного текста. Содержание этого приема состоит в том, что к слову или строке стихотворного текста подбираются движения. Эти движения воспитатель, а потом и дети самостоятельно, выполняют во время проговаривания текста. С совсем маленькими детками можно и нужно «изображать» потешки и песенки. Старшие дошкольники уже могут придумывать движения сами или с помощью воспитателя.

Показываем стихотворение

Используем пальчиковый, настольный театр, фланелеграф, «театр игрушек». Малышам показываем стихотворение несколько раз для того, чтобы они могли вместе с воспитателем его проговорить. Старшим детям читаем два раза, затем они произносят совместно текст или один ребенок читает стихотворение, а другой «показывает». Например:

Ты-хомяк,
А ты-хорек,
Ты зайчишка,
Прыг да скок.
Ты-лисица,
Ты-куница,
Ты- бобриха-мастерица,
Ты- охотник…
Ой, беда!
Разбегайтесь кто куда!

Обыгрываем стихи

Данный прием заключается в запоминании текста стихотворения через игру, драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Сначала текст проговаривает воспитатель, а дети «играют», потом наоборот. Например:

«Мой мишка»

Я рубашку сшила Мише.
(показывает мишку и гладит его)
Я сошью ему штанишки.
(показывает штанишки)
Надо к ним карман пришить
(показывает карман)
И платочек положить.
(вкладывает в карман платочек)
На плите сварилась каша,
(берет кастрюлю с плиты)
Где большая ложка наша?
(ищет ложку)
Я тебе перед едой
Руки вымою водой.
(«моет» Мишке лапы, вытирает его и усаживает за стол)
Повяжу тебе салфетку,
(завязывает салфетку)
Ешь котлетку, ешь конфетку,
(дает на тарелочке конфету).
Молоко свое допей,
(поет молоком)
И гулять пойдем скорей!
(берет Мишку за лапку и идет гулять).
З. Александрова

Используем серию картинок

Опираясь на серию картинок при заучивании стихотворения, превращаем занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей, имеющих нарушение речи.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, который сохранился у малыша после прослушивания стихотворения, сопровождавшегося просмотром рисунков, позволяет впоследствии значительно быстрее запомнить текст.

Сначала подбираем стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. Воспитатель дает установку на запоминание: «Теперь смотрите на картинку, слушайте стихотворение и запоминайте». Читает полностью, не спеша, показываю картинку.

Используем один рисунок

Стихотворение можно выучить, используя только 1 рисунок. Такой метод особенно подходит при заучивании песенок, потешек, прибауток, закличек. При рассматривании рисунка воспитатель вместе с детьми неоднократно повторяет слова и строчки из текста для лучшего запоминания.

Считаем

Известно, что четкий ритм привлекателен для детей. Суть заучивания — многократное повторение, которое не утомляет детей, а доставляет радость.

Для совсем маленьких можно использовать короткие считалки типа «Раз, два, три, четыре, пять я иду искать!».

С более старшими дошкольниками считалки выучивают при выборе водящего в подвижной игре на прогулке.

Дети знают много считалок, которых не найдешь в книгах и не сразу сможешь выговорить, к примеру:

Тыры-пыры, две гантыры,
Бухты-барахты, лебедь крахты.
Солнце, бронце, луковка.

При заучивании считалок не только совершенствуется звуковая культура речи, но и развивается память, любовь к слову и словотворчеству, художественный вкус.

Презентация Развитие связной речи у детей с ЗПР

Скачать презентацию

Рыкова Вероника Николаевна Рыкова Вероника Николаевна,
воспитатель МБДОУ Краснокаменский
д/с №5 «Капелька»
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.