Р. Р. Шипунова,
учитель-логопед
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения в школе.
В качестве основных показателей готовности к школе рассматриваются учебная мотивация и произвольность поведения. Формы и методы обучения в первом классе предполагают наличие у ребенка определенного уровня сформированности умений и личностных качеств, которые делают его учеником.
У детей с ОНР формирование учебных навыков часто запаздывает. В результате наступает кризис, порождаемый сменой преобладающей деятельности, увеличением требований к качеству речи, объему внимания, его устойчивости.
Не у всех детей, поступивших в школу, одинаково быстро формируются навыки чтения и письма. Отслеживая адаптацию бывших воспитанников в школе и беседуя с учителями начальных классов, пришла к выводу, что одна треть учеников слабо успевает по русскому языку. Ученые установили зависимость между состоянием речевого развития и возможностью усвоения школьных знаний.
Установлено, что у детей, которые в дошкольном возрасте имели общее недоразвитие речи, при обучении в школе проявляются остаточные явления недоразвития речи, выражающиеся в: недостаточном понимании и употреблении на письме понятий и правил русского языка; затруднениях в планировании своей деятельности, в использовании знаково-символических действий; недостаточном развитии словесно-логического мышления. В целях предотвращения нежелательных последствий при обучении в школе задачу коррекции речи воспитанников реализую с использованием развивающих технологий Л. Л. Тимофеевой, А. И. Уман.
Моя система работы позволяет успешно решать задачи формирования речи и учебных навыков воспитанников, повысить уровень логопедической грамотности родителей и педагогов, помогает детям обрести чувство успеха, уверенности в себе, как ведущее условие благополучной социализации ребенка, успешного обучения в школе.
Кроме того, позволяет сформировать следующие умения:
- Умение включаться в достойные виды общения и взаимодействовать с другими людьми;
- Речевые умения и способности:
• Фонетические и грамматические умения
• Регулятивная функция речи
• Коммуникативная функция речи
• Знаково-символическая деятельность
• Простые логические умения
- Двигательные умения
Структура логопедического занятия
1. Содержание: Одна тема, которая красной нитью проходит через все занятие и одна цель, для достижения которой необходимо тщательно подобрать практический материал.
2. Взаимодействие: педагог – воспитанник
- комфортная обстановка (мы вместе)
- создание ситуации успеха для всех (все получится)
- учет индивидуальных темпов развития каждого (идти от воспитанника)
3. Развитие познавательной деятельности – поскольку любое обучение невозможно без желания научится чему-либо.
В работе с воспитанниками использую современные методы и приемы, направленные на развитие речи и мышления.
В работе над звукопроизношением, различением фонем использую символы звуков (по Т.А. Ткаченко). Знаки символизируют оральный образ звука (для гласных) или соотносятся с каким-либо реальным предметом (для согласных).
Использую схемы и в работе над усвоением предложно-падежных конструкций (схемы предлогов, схема предложения) и в работе над связной речью: при пересказе по сигнальным карточкам, придумывании загадок на основе выделенных признаков и свойств предметов.
Для формирования логических умений использую прием выкладывания последовательностей, серий (Кто кем был раньше? Прошлое, настоящее, будущее), выделение 4-лишнего по заданному признаку.
Использование на занятиях индивидуального раздаточного материала различного уровня сложности позволяет осуществить дифференцированный подход и оценить степень усвоения воспитанниками учебного материала. Анализируя работу на индивидуальных листах из рабочих тетрадей, отмечаю умение работать по инструкции педагога, умение соотносить схему и реальный предмет, умение производить действия во внутреннем умственном плане.
Система работы позволяет включить воспитанников, родителей, педагогов в деятельность, помогает детям реализовать себя, обрести чувство уверенности в себе, как ведущее условие социализации ребенка.
Успешная коррекция речи невозможна без привлечения социума: педагогов, родителей, специалистов ДОУ.
Для более эффективной работы с педагогами организовала работу по проведению индивидуального и подгруппового консультирования. «Тематический практикум» — это новая форма сотрудничества, которая позволяет мне обучить педагогов практическим навыкам работы с воспитанниками с ОНР.
Одним из условий успешности коррекционной работы является соблюдение преемственности с педагогом-психологом и другими специалистами, в результате которой обеспечивается комплексный подход к реализации коррекционных задач, обсуждение которых проходит на ПМПк.
Работа с родителями носит систематический характер, определен день индивидуальных консультаций. В течение трех последних лет работает родительский клуб «Лесенка успеха», на заседаниях которого родители получают практические советы и рекомендации по закреплению в домашних условиях полученных на занятиях навыков, просматривают видеофрагменты логопедических занятий. Такая работа позволяет сформировать правильное отношение к речи ребенка в домашних условиях и помогает организовать домашние занятия по рекомендациям учителя-логопеда.
Информационный стенд «Советы логопеда» адресован родителям воспитанников всех возрастных групп. Он содержит информацию о возможных отклонениях в речевом развитии ребенка, поможет определиться, какие вопросы можно задать на консультации у логопеда, какую позицию занять в общении с малышом. Считаю, что тесная взаимосвязь в работе учитель-логопед — родитель является одной из важнейших составляющих успеха в преодолении речевой патологии воспитанников.
Традиционным является проведение «Праздника Азбуки», посвященного Дню славянской письменности. Праздник проводится с выпускниками детского сада совместно с педагогом по обучению грамоте, учителями начальных классов. Является своеобразным итогом коррекционной работы с воспитанниками.
Таким образом, проводимая коррекционно-развивающая работа с воспитанниками, имеющими речевые нарушения помогает повысить уровень подготовленности наших выпускников к обучению в школе, служит профилактикой школьной дезадаптации, предупреждает возникновение вторичных речевых нарушений: дисграфии и дислексии.
Здравствуйте! Материал хороший, все конкретно, из своего опыта, «без воды». Спасибо!