Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста

Р. Р. Шипунова,
учитель-логопед

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения в школе.

В качестве основных показателей готовности к школе рассматриваются учебная мотивация и произвольность поведения. Формы и методы обучения в первом классе предполагают наличие у ребенка определенного уровня сформированности умений и личностных качеств, которые делают его учеником.

У детей с ОНР формирование учебных навыков часто запаздывает. В результате наступает кризис, порождаемый сменой преобладающей деятельности, увеличением требований к качеству речи, объему внимания, его устойчивости.

Не у всех детей, поступивших в школу, одинаково быстро формируются навыки чтения и письма. Отслеживая адаптацию бывших воспитанников в школе и беседуя с учителями начальных классов, пришла к выводу, что одна треть учеников слабо успевает по русскому языку. Ученые установили зависимость между состоянием речевого развития и возможностью усвоения школьных знаний.

Установлено, что у детей, которые в дошкольном возрасте имели общее недоразвитие речи, при обучении в школе проявляются остаточные явления недоразвития речи, выражающиеся в: недостаточном понимании и употреблении на письме понятий и правил русского языка; затруднениях в планировании своей деятельности, в использовании знаково-символических действий; недостаточном развитии словесно-логического мышления. В целях предотвращения нежелательных последствий при обучении в школе задачу коррекции речи воспитанников реализую с использованием развивающих технологий Л. Л. Тимофеевой, А. И. Уман.

Моя система работы позволяет успешно решать задачи формирования речи и учебных навыков воспитанников, повысить уровень логопедической грамотности родителей и педагогов, помогает детям обрести чувство успеха, уверенности в себе, как ведущее условие благополучной социализации ребенка, успешного обучения в школе.

Кроме того, позволяет сформировать следующие умения:

- Умение включаться в достойные виды общения и взаимодействовать с другими людьми;

- Речевые умения и способности:

• Фонетические и грамматические умения

• Регулятивная функция речи

• Коммуникативная функция речи

• Знаково-символическая деятельность

• Простые логические умения

- Двигательные умения

Структура логопедического занятия

1. Содержание: Одна тема, которая красной нитью проходит через все занятие и одна цель, для достижения которой необходимо тщательно подобрать практический материал.

2. Взаимодействие: педагог – воспитанник

- комфортная обстановка (мы вместе)

- создание ситуации успеха для всех (все получится)

- учет индивидуальных темпов развития каждого (идти от воспитанника)

3. Развитие познавательной деятельности – поскольку любое обучение невозможно без желания научится чему-либо.

В работе с воспитанниками использую современные методы и приемы, направленные на развитие речи и мышления.

В работе над звукопроизношением, различением фонем использую символы звуков (по Т.А. Ткаченко). Знаки символизируют оральный образ звука (для гласных) или соотносятся с каким-либо реальным предметом (для согласных).

Использую схемы и в работе над усвоением предложно-падежных конструкций (схемы предлогов, схема предложения) и в работе над связной речью: при пересказе по сигнальным карточкам, придумывании загадок на основе выделенных признаков и свойств предметов.

Для формирования логических умений использую прием выкладывания последовательностей, серий (Кто кем был раньше? Прошлое, настоящее, будущее), выделение 4-лишнего по заданному признаку.

Использование на занятиях индивидуального раздаточного материала различного уровня сложности позволяет осуществить дифференцированный подход и оценить степень усвоения воспитанниками учебного материала. Анализируя работу на индивидуальных листах из рабочих тетрадей, отмечаю умение работать по инструкции педагога, умение соотносить схему и реальный предмет, умение производить действия во внутреннем умственном плане.

Система работы позволяет включить воспитанников, родителей, педагогов в деятельность, помогает детям реализовать себя, обрести чувство уверенности в себе, как ведущее условие социализации ребенка.

Успешная коррекция речи невозможна без привлечения социума: педагогов, родителей, специалистов ДОУ.

Для более эффективной работы с педагогами организовала работу по проведению индивидуального и подгруппового консультирования. «Тематический практикум» — это новая форма сотрудничества, которая позволяет мне обучить педагогов практическим навыкам работы с воспитанниками с ОНР.

Одним из условий успешности коррекционной работы является соблюдение преемственности с педагогом-психологом и другими специалистами, в результате которой обеспечивается комплексный подход к реализации коррекционных задач, обсуждение которых проходит на ПМПк.

Работа с родителями носит систематический характер, определен день индивидуальных консультаций. В течение трех последних лет работает родительский клуб «Лесенка успеха», на заседаниях которого родители получают практические советы и рекомендации по закреплению в домашних условиях полученных на занятиях навыков, просматривают видеофрагменты логопедических занятий. Такая работа позволяет сформировать правильное отношение к речи ребенка в домашних условиях и помогает организовать домашние занятия по рекомендациям учителя-логопеда.

Информационный стенд «Советы логопеда» адресован родителям воспитанников всех возрастных групп. Он содержит информацию о возможных отклонениях в речевом развитии ребенка, поможет определиться, какие вопросы можно задать на консультации у логопеда, какую позицию занять в общении с малышом. Считаю, что тесная взаимосвязь в работе учитель-логопед — родитель является одной из важнейших составляющих успеха в преодолении речевой патологии воспитанников.

Традиционным является проведение «Праздника Азбуки», посвященного Дню славянской письменности. Праздник проводится с выпускниками детского сада совместно с педагогом по обучению грамоте, учителями начальных классов. Является своеобразным итогом коррекционной работы с воспитанниками.

Таким образом, проводимая коррекционно-развивающая работа с воспитанниками, имеющими речевые нарушения помогает повысить уровень подготовленности наших выпускников к обучению в школе, служит профилактикой школьной дезадаптации, предупреждает возникновение вторичных речевых нарушений: дисграфии и дислексии.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом

Посмотрите ещё:

Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ 1-го доп. класса «Азбука речи» Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ 1-го доп. класса «Азбука речи»
План группового логопедического занятия «Мы слова умеем составлять» План группового логопедического занятия «Мы слова умеем составлять»
Внедрение компьютерных технологий при логопедическом воздействии Внедрение компьютерных технологий при логопедическом воздействии
Цвет в работе с текстом Цвет в работе с текстом

Один комментарий к материалу: "Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста"

  1. Ирина:

    Здравствуйте! Материал хороший, все конкретно, из своего опыта, «без воды». Спасибо!

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.