Реализация комплексного подхода к преодолению речевых нарушений в условиях логопункта ДОУ

Лучникова Светлана Геннадьевна,
учитель–логопед
МБДОУ «Детский сад №369»  г. Пермь

В последние годы количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт, увеличивается процент малоговорящих и неговорящих детей в возрасте 2–4 года. Поэтому актуальность проблемы преодоления задержки речевого развития стимулирует постоянный поиск идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

Формирование правильной речи дошкольника – одна из важнейших задач воспитания и обучения в детском саду,  поскольку от своевременного формирования речи зависит в дальнейшем успешное овладение ребёнком грамотой, школьная успеваемость, легкая адаптация в коллективе сверстников.

Речевые нарушения в раннем возрасте обозначаются в современной логопедии как задержка речевого развития. Педагоги Т.В. Волосовец, О.Е. Громова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева под задержкой речевого развития понимают — отставание в темпах становления речевой функции, проявляющееся во всех компонентах структурной речи, носящее временный характер и относительно легко ликвидируемое в условиях коррекционной работы.

В результате проведенного на логопунке ДОУ речевого диагностического обследования, было выявлено, что у 77,6% детей, посещающих детский сад, присутствуют фонетические, фонетико–фонематические  речевые нарушения, а у 11,2% детей — задержка речевого развития.

Данная картина состояния речи детей и многочисленные обращения родителей: «Помогите моему ребенку заговорить!», определила  задачу поиска оптимальных путей преодоления выявленных нарушений. Решением этой задачи стал образовательный  проект «Начинаю говорить», включающий комплексное взаимодействие специалистов разного профиля, таких как:

1.    Учитель-логопед – коррекционные занятия.
2.    Инструктор по физическому воспитанию – занятия ЛФК.
3.    Музыкальный руководитель, учитель-логопед – логоритмические занятия.
4.    Воспитатели группы – развитие и закрепление полученных знаний и умений у детей.
5.    Родители – помощь в выполнении заданий.
6.    Невролог поликлиники – интенсивное медикаментозное воздействие.

Ключевая и структурирующая роль в реализации образовательного проекта отводится учителю–логопеду.

На коррекционных занятиях ребёнка одновременно «погружали» как в восприятие  и понимание речи, так и в формирование собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на  речевую деятельность коррекционный процесс охватывал все основные формы детской деятельности, способствовал формированию у 2-4 летних детей познавательной деятельности, развитию высших психических функций, ассоциативных связей и т.д.

Занятия с учителем-логопедом проводились 3 раза в неделю по 15-20 минут, в зависимости от возраста ребёнка.

Программа занятий была составлена с учётом стимулирования познавательной деятельности и интересов ребенка. Учитывались предпочтения детей в выборе игрушек, книг, игр и пособий. Родители детей помогали оформлять индивидуальный звуковой альбом, вклеивали  смысловые картинки слов.

Коррекционные занятия с детьми с ЗРР были разделены на три последовательных этапа: подготовительный,  основной, заключительный.

На подготовительном этапе дети знакомились с кабинетом учителя-логопеда. Проводились игры для налаживания контакта с ребёнком: «Дай ручку», «Здравствуй! До свидания!», «Хлопаем в ладоши!», «Ку-ку!», «Платочек», «Лови мячик!»,  «Петрушка», «Котёнок», «Солнечный зайчик», «Коготки — царапки»  и другие.

Основной коррекционный этап проводился  по направлениям:

•    Развитие понимания речи. С детьми рассматривались картинки. Учитель-логопед спрашивала: «Где кукла? Домик?  Покажи…». Если малыш не справлялся с заданием, педагог брала его пальчик и они вместе находили картинку, приговаривая: «Вот кукла. Вот домик». Если при выполнении этого задания ребенок испытывал трудности, использовали 3 — 4 объемные игрушки. Важно, чтобы ребёнок начал понимать вопрос «Где?» и просьбы «Покажи…», «Дай…». Использовались лексические темы: Части тела. Животные. Машины. Посуда. Мебель. Словарный запас расширяли за счёт глаголов: «Что делает девочка?», «Что делает мальчик?», «Что нужно, чтобы…» и других.

Следующее направление:

•    Развитие общей и  мелкой моторики – пальчиковые игры. Подобранные упражнения на развитие общей и мелкой моторики помогали развить координацию движений детей. Учили сочетать движение со стихотворным текстом и повысили эмоциональный настрой на занятии, активизировали мыслительную деятельность и одновременно снимали напряжение мышц рук и всего организма в целом.  Например:

Мы топаем немножко: топ – топ – топ (топаем),
Мы хлопаем немножко: хлоп – хлоп — хлоп (хлопаем в ладошки),
А теперь мы повернёмся (повороты вокруг себя),
И все вместе улыбнемся (улыбаемся друг другу и обнимаемся).

Так же использовали пальчиковые игры:

1. «Ножницы» — разведение в стороны и сведение вместе пальцев одной, затем другой руки, потом обеих рук сложенных вместе.

2. «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев.

3. «Сгибаем – разгибаем» — сгибание в кулак и разгибание по очереди пальцев, начиная с мизинца, затем с большого (пальцы одной руки, другой, двух одновременно).

4. «Пальчики здороваются» — соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно) и другие.

5. «Кольцо».

Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки,
Подарить хочу
Кирюшке! (Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону)

6. « Зайки и ушки»

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат. (Кисть сжата в кулачок. Указательный  и средний пальцы («ушки») выставлены в вверх. Они шевелятся – то разводятся в стороны, то сгибаются по очереди или вместе)

Проводился массаж рук по методике О. Приходько. На занятиях использовались различные предметы и материалы: бусы, шнуровки, прищепки, медная проволока, пластилин, воск, резиновые игрушки, крупные пазлы.

Для того чтобы ребенок начал говорить и в последствии быстрый темп развития речи не спровоцировал заикание у детей, на занятиях выполняли дыхательные и артикуляционные упражнения в течение 2-5 минут, повторяя каждое по 2 -3 раза. Например:

1. Тема «Транспорт». Упражнение на активизацию вдоха и  развитие плавного выдоха.

На картинке нарисован автобус с открытыми дверями. Когда у автобуса открываются двери, то мы слышим такой звук: Ф-Ф-Ф-Ф. Вдох через нос, на выдохе произнести: Ф-Ф-Ф-Ф. Выполнить 3 раза.

2. Тема «Инструменты». Упражнение на активизацию вдоха и  развитие плавного выдоха.

Представьте, что мы помогали папе забивать гвозди и ударили молотком по пальчику. Как больно! Подуем на пальчик.Сделать полный вдох, выдох через неплотно сомкнутые губы – с усилением в конце фразы. Выполнить 3 раза.

3. Тема «Цветы». Упражнение на активизацию вдоха и  развитие плавного выдоха.

Игровая ситуация «Выбираем цветок для мамы». Мы выбираем цветок, чтобы подарить его маме. Как приятно пахнут цветы! Понюхаем цветок. Выполняем плавный вдох носом, на выдохе произносим: «АХ!». Выполнить 3 раза.

4. Тема «Идем в гости». Развитие направленного плавного выдоха.

Упражнение «Горячий чай». Сделать плавный бесшумный вдох и подуть на изображение чашечки с «паром», сделанное на папиросной бумаге и прикрепленное к полоске картона. Выполнить 3 раза.

Выполнялись упражнения и на развитие речевого дыхания: «Пой со мной», «Звуки вокруг нас», «Девочки поют», «Змейка», «Насос» и другие.

Использование артикуляционных упражнений помогли улучшить подвижность губ и языка, что необходимо для правильного произнесения звуков, звукосочетаний и целых слов. Например:

1.    «Дом». Рот малыша – дом. Постучали пальчиком по щёчке: «Тук – тук», — и ротик открывается: «Дверки дома открылись». Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.

2.    «Окошечко». Открываем ротик, произнося звук «О». удерживаем рот в этом положении в течение 3 – 5 секунд.

3.    «Вкуснятина». Приоткрываем рот, облизываем верхнюю губу. А затем нижнюю.

4.    «Лопаточка». Широкий язык высунут,  и лежит на нижней губе. Держим язычок в таком положении 5 – 10 секунд.

5.    «Блинчик». Высовываем язычок и губками «шлёпаем» по нему, проговаривая: «Пя – пя – пя».

6.    «Пузырь». Надуваем щёчки, пальчиками с двух сторон дотрагиваемся до щёчек и сдуваем пузырь.

7.    «Волшебные дверки». Укажите малышу на его губки. Говорим: «Раз, два, три», — и губки улыбаются. Затем снова повторяем: «Раз, два, три», и губки вытягиваются вперёд.

8.    «Чистые зубки». Улыбаемся, показываем зубки. Кончиком Языка скользим по верхним, а затем по нижним зубам и «чистим» их.

9.    «Качели». Широко открываем рот и, улыбнувшись, кладём кончик языка за нижние зубы, а потом поднимаем за верхние зубы.

10.    «Дудочка». Сильно вытянув губы вперед, поем с малышом: «Ду – ду — ду, ту – ту – ту». Следить, чтобы губы не размыкались.

Применяли и другие артикуляционные упражнения.

Следующее направление:

•    Развитие слухового восприятия. Ребенок 2-4 лет уже может слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Дети все более ориентируются на слово — название вещи, слово – оценку поведения других детей и своего собственного, слово – приказ, требование, побуждение. Словесная работа на занятиях вызывала большое напряжение внимания и соответственно большую утомляемость, которую снимали динамическими паузами. Задачи проводимой работы:

1.    Пробуждать интерес к звукам окружающего мира и к звукам речи.
2.    Учить дифференцировать речевые и неречевые звуки; тихие и громкие; длинные и короткие.
3.    Формировать умение определять направление и источник звука; локализовать звук в пространстве; соотносить количество звучаний с числом.
4.    Учить дифференцировать звукоподражания.
5.    Прививать навык локализовывать и узнавать голос.
6.    Формировать умение различать голоса различной громкости; ориентироваться на смысл сказанного.
7.    Развивать речевую память; устойчивое внимание к звуковой оболочке слова.

С детьми проводили игры: «Кто как голос подаёт?», «Повтори как…», «Звуки дома», «Расскажи историю»,  «Дай… на», «Попугайчик», «Кто это?» и другие. Использовались компьютерные программы:

•    Лизунова Л.Р. Логопедическая коррекционная программа «Игры для тигры». Пермь 2003
•    Программа «Учимся говорить правильно». Тамбов. Новый диск 2008.
•    Котова Е. А. Логопедическая коррекционная программа «Играем и учимся» Пермь. 2004
•    Скворцова И.В. Диск «Трудные звуки». 2007.

Основной «пусковой» момент появления речи – общение. Формирование звуковой структуры речи происходит, прежде всего,  в диалоге.  Говорящий и слушающий всё время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый хочет понять, что хочет сказать другой. Для развития диалога использовались:

1.    Инсценировки. Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов – диалогов, маленьких сказок с изготовленными иллюстрациями к ним. Если ребенок не мог дать ответ с помощью вербальных средств, он показывал на картинку. Чтение стихотворения, пение песенки  сопровождалось жестами. Превращая это задание в маленький спектакль, серию сценок. Для инсценировки использовались тексты:
Б. Заходер «Ёж», «Ну и мышонок», «Кискино горе». Саша Черный. «Скрут», И. Токмакова «На лошадке ехали…», В. Бианки «Лис и мышонок». Из русского фольклора «Кисонька – мурысонька» и другие.

2.    Вопросы. При рассматривании картинок задавались игры — вопросы:

•    «Да – нет». (Хочешь есть? Давай играть? Видишь машину?)
•    «Да – нет». Ребёнка ставили в ситуацию, когда реальные действия не соответствовали смыслу вопроса. (Ты сидишь?  Ребёнок стоит.)
•    «Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет?» Вопросы задаются о людях, животных, предметах, растениях, которые ребенок видит, наблюдает, об отображенных на плоскости (карточки лото, фотографии, картинки, слайды и т.д.); об объемных, представленных в динамике (на экране телевизора, дисплее и т. д.). Вопросы  направлены на использование существительных в речи.
•    «Что делает?» Вопросы ставятся к одушевленным лицам и неодушевленным предметам знакомым детям. «Что делает кукла? Что делает мама?  Что делает собака?  Что делает машина?  Что делает самолет?».  Вопросы направлены на использование глаголов в речи.
•    «Где?» Вопросы направлены на появление в речи ребенка указательных местоимений. «Где мама?»  «Тут, там, вон, здесь».

3.    Команды.  Глаголы  в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи детей уже на ранних этапах речевого развития, что обуславливается необходимостью высказать просьбу – команду. Наиболее значимые команды в реальных жизненных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги.

4. Домашний театр.  Использование театра позволило копировать ребенку интонации, отдельные звуки и слова. Использовались лексические темы: «Кормление зверей», «Магазин», «Праздничное чаепитие».

В работе по формированию правильной речи дошкольника нельзя обойтись без упражнений и игр по имитации и звукоподражанию.

Применение традиционных игр типа «Ладушки, ладушки», «Поехали, поехали, с орехами, с орехами…» побуждали ребенка вслед за логопедом изобразить ситуацию, а затем и подражать его речи. Имитируя звуки, издаваемые животными (гав-гав, мяу-мяу, ква-ква и т.д.), произнося междометия, отражающие эмоциональные состояния (ай-ай-ай, ох, ой) ребенок начинал «заражаться» обстановкой взаимодействия, повторять вслед за логопедом.

В программе детского сада не стоит задача обучения чтению, но для лучшего запоминания двусложных, односложных слов, двусложных слов со стечением согласных в середине слова, двусложных слов состоящих из открытого и закрытого слога, трехсложных слов использовалась методика обучения глобальному чтению Т. С. Резниченко. Ребенок должен быть узнать написанные слова целиком, как иероглиф, не вычленяя отдельных букв. Для начала писали два три коротких слова-названия предмета на картонках размером 10 ×15. Слова были знакомы детям. ( Дом, сок, мама, папа). После того, как ребенок запоминал картинку и иероглиф целиком, иероглиф отрезали. Постепенно ребенок учился находить нужные карточки и соотносить их с иероглифом без подсказки. Затем убирали картинку, и ребенок ориентировался на слово иероглиф, состоящее только из букв. Количество слов – карточек увеличивали,  постепенно добавляя слова – глаголы. Например:

Обучение глобальному чтению методика Т. С. Резниченко

Заключительный этап занятий посвящен повторению пройденных лексических тем, закреплению навыка глобального чтения и расширению коммуникативных возможностей детей.

На сегодняшний день находимся на основном этапе коррекционной работы. Благодаря использованию игровых технологий подготовительный этап прошёл легко и быстро.

По результатам  промежуточного логопедического мониторинга у 70% детей посещающих образовательный  проект «Начинаю говорить» была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, развиты навыки артикуляционной и дыхательной гимнастики, повысилась устойчивость внимания при ознакомлении и различении основных цветов. Улучшены навыки ориентировки в пространстве.

Появились в речи односложные слова с закрытым слогом   (мак, бык, зуб и т.д.), прямые двусложные слова (каша, коза, руки и т. д.) и слова, состоящие из открытого и закрытого слога (диван, банан, совок и т.д.).

Трехсложные слова заменили звукоподражание (собака – гав-гав, корова – му-му и т.д.).  Дети научились говорить  короткую  фразу и простое двусоставное предложение. Вырос интерес дошкольников к занятиям.

Дальнейшее развитие проекта направлено на внедрение программы в широкую практику ДОУ для работы с детьми 2-4 лет, имеющих нарушения речи и создание методических рекомендаций для педагогов и родителей.

Список литературы:

1.    Громова О.Е. «Алло! Ляля? Речь. Первые глаголы» – М.:Карапуз,  2003.
2.    Громова О.Е. «Топ – топ. Бух. Речь. Первые глаголы» – М.:Карапуз,  2003.
3.    Жукова Н.С., Мастюкова  Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» – М.: Просвещение, 1990.
4.    Козак О.Н. «Игры и занятия с детьми от рождения до трёх лет». – С.-Петербург; Союз, 1998.
5.    Резниченко Т.С. «Занимательный букварь». – М.: Издательство гном и Д., 2009.
6.    Янушко Е. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет». – Москва: Теревинф, 2007.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Речевые игры для всей семьи Речевые игры для всей семьи
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.