В статье рассказывается о том, на что необходимо обратить внимание родителям детей первого года жизни.
Важнейшей составляющей полноценного развития малыша является его речевое здоровье.
Под речевым здоровьем понимают полноценное овладение ребенком родным языком и речью (устной, а позднее и письменной) как средством общения на этом языке.
Еще находясь в утробе матери, малыш слышит ее речь. Во всех странах мира 1,5-2-месячные дети «гулят» примерно одинаково, тогда как лепет 6-8-месячных детей уже в значительной степени состоит из звуков, характерных для его родной речи, а к 1,5-2 годам здоровый ребенок в состоянии вполне внятно объясняться со своими близкими.
Задержка или, тем более, нарушение речи вовсе не так безобидны, как это может показаться. Природой предопределено, что любая развивающаяся у ребенка функция впоследствии становится базой для развития следующей, более сложно организованной.
Речь не является врожденной способностью человека, а формируется у ребенка постепенно, в процессе его роста и развития.
Предвестники речевых нарушений
Если заметить предвестники речевых нарушений вовремя, можно избежать или минимизировать развитие речевых дефектов.
Если же время упущено, а причина нарушения речи не установлена – увы, впоследствии такого малыша ожидает длительная коррекционная работа с логопедом.
Между тем, уже на первых месяцах жизни внимательная мать, врач-педиатр могут заметить нарушения, которые в будущем повлияют на речевое развитие ребенка.
Итак, стоит встревожиться и обратиться к специалистам (неврологу, логопеду, сурдологу), если у детей двух-четырехмесячного возраста отсутствует «гуление», а после – лепет.
Серьезным поводом для беспокойства являются нарушения питания малыша: он неактивно сосет грудь или не сосет вообще, присутствуют нарушения глотания, малыш захлебывается, давится пищей, обильно срыгивает. В более тяжелых случаях язык может самопроизвольно выталкивать пищу изо рта.
Зачастую ребенок не может есть с ложки, постоянно кусая ее. У таких малышей могут наблюдаться серьезные трудности при переходе от приема жидкой пищи к твердой: ребенок не может жевать, складывает пищу за щеку или держит во рту «жвачку», а затем выплевывает ее. В результате родители, стремясь накормить свое чадо, проваривают и протирают ему еду до консистенции пюре, а это, в свою очередь, только усугубляет проблему.
Родители должны забеспокоиться, если малыш постоянно пускает слюни, или у него отсутствует самопроизвольное проглатывание слюны.
Не столь безобидны и вредные привычки ребенка, которые могут отрицательно сказаться на развитии речи: ребенок после года постоянно держит рот открытым, сосет палец.
Обязательно должны быть обследованы логопедом все дети раннего возраста, наблюдаемые неврологом.
Особую тревогу должны вызвать дети, у которых затруднена или отсутсвует реакция на звуки окружающего мира и речь людей. Если вы заметили, что в первые месяцы жизни ребенок не реагирует на громкие звуки, испытывает трудности при восприятии речи, когда он не видит губ говорящего.
Если ребенок не понимает обращенную к нему речь и не выполняет простые просьбы, срочно ведите ребенка к специалисту-невропатологу, логопеду, сурдологу. В связи с тем, что речевое развитие напрямую связано со слухом, необходимо всем детям в первые месяцы проверять слух.
Основаниями для беспокойства родителей являются следующие факты:
В первый месяц жизни: плач ребенка не громкий, неотчетливый.
В 2-4 месяца: ребенок не реагирует на звуки, слуховое сосредоточение сомнительно, крик невыразителен, малыш не реагирует на близких, не улыбается и не смеется, «гуление» однообразно или отсутствует.
В 6-10 месяцев: отсутствует или мало выражен лепет, ребенок не повторяет слоги за взрослыми, не выполняет простые словесные просьбы.
В 10-12 месяцев: не понимает речь и жесты окружающих, не отвечает жестами на обращенные к нему слова, не реагирует на свое имя, у него отсутствуют лепетные слова (мама, баба и т.д.).
Всех детей с подозрением на задержку формирования речи необходимо направлять на консультацию к логопеду с 4-6 месячного возраста.
С целью раннего выявления и профилактики речевых нарушений необходимо своевременное исследование функции слухового анализатора.
Дроздова Ольга Викторовна,
логопед I кв. категории,
МБУЗ ДГП №1 ОВЛ,
г.Таганрог Ростовская область