Решения речевых расстройств детей дошкольного возраста

Решения речевых расстройств детей дошкольного возраста

Аннотация: в статье автор раскрывает проблемы современных дошкольников, имеющих речевые нарушения, которые можно решить при объединении усилий работы специалистов, при совместных действиях воспитателей и родителей.

Ключевые слова: дошкольный возраст, родной язык, речевые нарушения, сотрудничество, совместные действия.

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе педагогической работы по обучению родному языку.

Дошкольный возраст — уникальный период для личностного развития, но существует проблема речевого развития под влиянием различных факторов и заслуживает особого внимания.

Нарушения речи многообразны: ребенок поздно начинает говорить, фразовая речь развивается с опозданием, недостаток звукопроизношения и др., они проявляются на любом этапе возрастного развития — это нарушение произношения, грамматического строя речи, бедный словарный запас и не соответствует возрастной норме, не развито фонематическое восприятие. А дефицит общения дошкольников со взрослыми приводит к нарушениям коммуникативной функции, что также влияет на развитие связной речи.

Речевое развитие детей дошкольного возраста включает владение устной речью как средством общения и культуры, знакомство с книжной культурой, овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими.

На речевые расстройства влияют различные факторы, но большую роль играют социальные условия — это эмоционально — положительное окружение, развивающая речевая среда (пример речи взрослых), взаимодействие и общение со взрослыми и родителями.

Из наблюдений за взаимодействием детей замечено, что многим детям на современном этапе становится трудно воспринимать информацию на слух, т.к. они не могут удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения. В результате таким детям неинтересно слушать даже самые хорошие детские книги, потому что они не в состоянии понять текст в целом. Поэтому важное направление в повседневной логопедической работе:

  1. развитие слухового восприятия для умения сосредоточиться на звуке, без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь других;
  2. развитие чистого звукопроизношения, речевого дыхания;
  3. развитие мелкой моторики (двигательная активность).

Слуховое восприятие — это развитие фонематического слуха, для развития которого используются игры, слушание музыки, звуков природы.

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков родного языка.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от дефектно произносимого, знать из каких частей состоит слово является важнейшей предпосылкой для успешной коррекции звукопроизношения, а в дальнейшем и овладением грамотой. Поэтому в работе логопеда должно быть достаточное количество пособий и звучащих игрушек для развития слухового внимания и фонематического слуха.

Для правильного произношения звуков важным является и развитие артикуляционного аппарата, с этой целью используются различные звукоподражательные игры: жужжание насекомых, шум деревьев и т.д.

Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и её интонационной выразительности.

В четком произношении звуков важная роль принадлежит развитию мелкой моторики – это двигательная активность не только всего организма, но и отдельных его частей, которые укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, участвующих в речевом процессе. Всем известно, как важно развивать координацию и мелкую моторику: работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только ловкость рук, но и речевое развитие у детей; улучшить качество речи, четкость произношения звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Перечисленные речевые нарушения не могут быть делом только логопеда, речевые задачи должны решаться комплексно всеми педагогическими работниками, работающими с детьми.

Мы хотим предложить модель сотрудничества логопеда, специалистов, воспитателей и родителей в целостном педагогическом процессе. Деятельность каждого специалиста позволит сформировать единый речевой режим в дошкольном образовательном учреждении при активной поддержке родителей.

Итак, логопед занимается устранением недостатков речи, ему помогают воспитатели при решении программных задач по развитию всех сторон речи не только на занятиях, но и в повседневной жизни, используя речевые игры и упражнения, наглядное моделирование, мнемотаблицы по обучению связной речи, игровые ситуации, организация диалога, элементы театрализации.

Развитие познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления) ребенка дошкольного возраста требует создания условий для успешного овладения знаниями и умениями. Педагог-психолог может выполнять упражнения на развитие психических процессов, развитие мелкой моторики, релаксационные упражнения и др.; инструктор по физической культуре развивает общую и мелкую моторику, используя игры с речевым сопровождением, проводит упражнения на дыхание, мышечную релаксацию, способствуя развитию координации речи и движения.

И главные участники образовательного процесса – родители, которые закрепляют проводимую работу в детском саду, используя речевые игры и упражнения в кругу семьи.

Модель сотрудничества специалистов, воспитателей и родителей:

Модель сотрудничества специалистов, воспитателей и родителей

Опыт нашего детского сада подтвердил, что эффективным средством является сотрудничество специалистов и воспитателей, используя различные виды детской деятельности: игры и упражнения с движением, упражнения на развитие мелкой моторики, массаж пальцев, динамические паузы и др. И главное обогащение речи специалистов, воспитателей и родителей.

Используемая литература:

1. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта/сост.О.Н.Киреева.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.-112с.

2.Краузе Е. Логопедия.-СПб.: Издательство «Корона.Век»,2017.-208с.,ил.

3.Горбушина С.Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.-64с.

Виктор Наталья Николаевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.