Решения речевых расстройств детей дошкольного возраста

Решения речевых расстройств детей дошкольного возраста

Аннотация: в статье автор раскрывает проблемы современных дошкольников, имеющих речевые нарушения, которые можно решить при объединении усилий работы специалистов, при совместных действиях воспитателей и родителей.

Ключевые слова: дошкольный возраст, родной язык, речевые нарушения, сотрудничество, совместные действия.

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе педагогической работы по обучению родному языку.

Дошкольный возраст — уникальный период для личностного развития, но существует проблема речевого развития под влиянием различных факторов и заслуживает особого внимания.

Нарушения речи многообразны: ребенок поздно начинает говорить, фразовая речь развивается с опозданием, недостаток звукопроизношения и др., они проявляются на любом этапе возрастного развития — это нарушение произношения, грамматического строя речи, бедный словарный запас и не соответствует возрастной норме, не развито фонематическое восприятие. А дефицит общения дошкольников со взрослыми приводит к нарушениям коммуникативной функции, что также влияет на развитие связной речи.

Речевое развитие детей дошкольного возраста включает владение устной речью как средством общения и культуры, знакомство с книжной культурой, овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими.

На речевые расстройства влияют различные факторы, но большую роль играют социальные условия — это эмоционально — положительное окружение, развивающая речевая среда (пример речи взрослых), взаимодействие и общение со взрослыми и родителями.

Из наблюдений за взаимодействием детей замечено, что многим детям на современном этапе становится трудно воспринимать информацию на слух, т.к. они не могут удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения. В результате таким детям неинтересно слушать даже самые хорошие детские книги, потому что они не в состоянии понять текст в целом. Поэтому важное направление в повседневной логопедической работе:

  1. развитие слухового восприятия для умения сосредоточиться на звуке, без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь других;
  2. развитие чистого звукопроизношения, речевого дыхания;
  3. развитие мелкой моторики (двигательная активность).

Слуховое восприятие — это развитие фонематического слуха, для развития которого используются игры, слушание музыки, звуков природы.

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков родного языка.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от дефектно произносимого, знать из каких частей состоит слово является важнейшей предпосылкой для успешной коррекции звукопроизношения, а в дальнейшем и овладением грамотой. Поэтому в работе логопеда должно быть достаточное количество пособий и звучащих игрушек для развития слухового внимания и фонематического слуха.

Для правильного произношения звуков важным является и развитие артикуляционного аппарата, с этой целью используются различные звукоподражательные игры: жужжание насекомых, шум деревьев и т.д.

Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и её интонационной выразительности.

В четком произношении звуков важная роль принадлежит развитию мелкой моторики – это двигательная активность не только всего организма, но и отдельных его частей, которые укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, участвующих в речевом процессе. Всем известно, как важно развивать координацию и мелкую моторику: работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только ловкость рук, но и речевое развитие у детей; улучшить качество речи, четкость произношения звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Перечисленные речевые нарушения не могут быть делом только логопеда, речевые задачи должны решаться комплексно всеми педагогическими работниками, работающими с детьми.

Мы хотим предложить модель сотрудничества логопеда, специалистов, воспитателей и родителей в целостном педагогическом процессе. Деятельность каждого специалиста позволит сформировать единый речевой режим в дошкольном образовательном учреждении при активной поддержке родителей.

Итак, логопед занимается устранением недостатков речи, ему помогают воспитатели при решении программных задач по развитию всех сторон речи не только на занятиях, но и в повседневной жизни, используя речевые игры и упражнения, наглядное моделирование, мнемотаблицы по обучению связной речи, игровые ситуации, организация диалога, элементы театрализации.

Развитие познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления) ребенка дошкольного возраста требует создания условий для успешного овладения знаниями и умениями. Педагог-психолог может выполнять упражнения на развитие психических процессов, развитие мелкой моторики, релаксационные упражнения и др.; инструктор по физической культуре развивает общую и мелкую моторику, используя игры с речевым сопровождением, проводит упражнения на дыхание, мышечную релаксацию, способствуя развитию координации речи и движения.

И главные участники образовательного процесса – родители, которые закрепляют проводимую работу в детском саду, используя речевые игры и упражнения в кругу семьи.

Модель сотрудничества специалистов, воспитателей и родителей:

Модель сотрудничества специалистов, воспитателей и родителей

Опыт нашего детского сада подтвердил, что эффективным средством является сотрудничество специалистов и воспитателей, используя различные виды детской деятельности: игры и упражнения с движением, упражнения на развитие мелкой моторики, массаж пальцев, динамические паузы и др. И главное обогащение речи специалистов, воспитателей и родителей.

Используемая литература:

1. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта/сост.О.Н.Киреева.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.-112с.

2.Краузе Е. Логопедия.-СПб.: Издательство «Корона.Век»,2017.-208с.,ил.

3.Горбушина С.Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.-64с.

Виктор Наталья Николаевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.