Роль игры в формировании у дошкольников психологической базы речи

Значение игрыИзменилось время, изменились и дети нашего времени.

Для логопеда это имеет большое значение, потому что в массовых детских садах значительно увеличилось число воспитанников с эмоционально-волевыми нарушениями и задержкой развития, детей, у которых не сформированы по возрасту высшие психические функции – восприятие, внимание, память.

В современных условиях учителю-логопеду массового детского сада наряду с логопедическими приходится ставить перед собой дополнительные задачи по формированию этих функций. Проблема состоит в том, что для решения каждой задачи требуется время, а часы работы у специалиста остаются прежними. Выходом в данной ситуации, на наш взгляд, может стать переосмысление форм и методов работы логопеда с ребенком.

Значение игры в формировании у дошкольников психологической базы речи

«Каков разум – таковы и речи».
Русская пословица.

Л.С. Выготский в своих исследованиях убедительно доказал, что речь является инструментом мышления, что постепенно наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое.

Сейчас уже не подлежит сомнению, что не только речь зависит от уровня развития всех мыслительных операций, но существует и обратная связь: формирование умственных действий зависит от развития речи.

Таким образом, развивая речь, мы развиваем мозг ребенка, помогаем ему подняться на новый уровень развития.

Дети с речевыми нарушениями всегда задерживаются в общем развитии. И чем быстрее будут преодолены речевые нарушения, тем быстрее будет компенсирована задержка развития ребенка.

Необходимая психологическая база речи формируется по мере развития ребенка, и это формирование проходит последовательно, поэтапно.

Если у ребенка речь не вполне сформирована, значит что-то упущено, есть «пустоты» в том основании, на котором эта речь и строится. Это основание составляют основные психические процессы: восприятие, внимание, память и мышление.

Восприятие – основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов, явлений при непосредственном воздействии на органы чувств. Это основа ориентации человека в окружающем мире.

Память – процесс запоминания, сохранения, забывания, воспроизведения впечатлений, полученных об окружающем мире.

В онтогенезе развитие памяти идет по нескольким направлениям: механическая память заменяется логической, непосредственное запоминание уступает место опосредованному, а непроизвольное запоминание сменяет произвольное.

Развитие объема памяти как никогда стало важным с учетом усвоения дошкольниками возросшего объема информации. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память.

К началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений.

В задачи обучения школьника должно входит формирование осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания.

Внимание – форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект. Внимание разделяют на произвольное и непроизвольное. Последний вид является основным у детей дошкольного возраста.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми, т.е. на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми — взрослым и ребенком. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно.

Произвольное внимание тесно связано с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладе-ния речью, — в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

Однако, существует еще один вид внимания. Это так называемое послепроизвольное внимание, которое подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат.

Если ребенку предложена трудная задача, он постоянно отвлекается и должен прилагать усилие воли, чтобы вернуться к ее решению.

Но по мере того, как сама деятельность увлекает ребенка, а решение становится доступным, появляется интерес к самому процессу работы, и сосредоточение на ней уже не требует больших волевых усилий. Ребенок перестает отвлекаться, и само решение задачи для него становится интересным.

Становится очевидным то громадное значение, которое имеет послепроизвольное внимание для педагогического процесса.

Конечно, педагог может и должен способствовать приложению учащимися волевых усилий, но этот процесс утомителен. Поэтому важно увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя попусту свои силы, т. е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходил в непосредственный интерес.

В своей практической работе мы стараемся подходить к воспитанию правильной речи детей, посещающих логопедические занятия, комплексно, учитывая современный взгляд на речь, определяющий ее как процесс, как речемыслительную деятельность.

Составляя для ребенка программу логопедической коррекции его речи, мы включаем задания на развитие мыслительных процессов в структуру логопедического занятия с ребенком, и, подавая их в игровой форме, повышаем мотивацию ребенка к занятию, что дает возможность получать хорошую динамику в коррекции речи детей.

Таким образом, работая над произношением, мы одновременно строим и выравниваем основание речи — учим его запоминать, думать, выделять главное, находить сходное и т.д.

Ребенок должен определить место звука в слове, где он должен произнести звук. Для этого мало уметь его произносить, нужно определить позицию. Это уже умственные действия: требуется умение анализировать, удерживать в памяти линейный порядок звуков, синтезировать слово из отдельных элементов. Наконец, требуется умение обобщать конкретный накопленный опыт и переносить его, т. е применять в подобных случаях.

«Ученику удача – учителю радость»
Русская поговорка

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Это та форма организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.

Развитие игры и детской игровой деятельности положительно влияет на формирование общественных взаимоотношений дошкольников: например, на подгрупповом занятии, когда в игру включаются не только обучающие, но и соревновательные моменты.

Не менее важно и то, что игровое занятие психологически очень комфортно для ребенка.

И очень важно, что усваивая правильное произношение, в игре ребенок практически сразу начинает использовать и новую лексику в собственной речи, т.е. слово из пассивного словаря переходит в активный лексикон ребенка.

Необходимость решать практические задачи по формированию психологической базы речи привела нас к созданию авторской логопедической игротеки.

Топоркова Елена Михайловна,
учитель-логопед I квалификационной категории,
ГБОУ детский сад №2464 ЮЗАО г. Москвы

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 3,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.