Использование мультисенсорной среды для коррекции речи

Сенсорная комнатаАннотация: В условиях нового стандарта дети больше времени проводят в школе, поэтому необходимы условия для отдыха, расслабления. В связи с тем, что в последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, в адаптации, для профилактики школьных трудностей, улучшения результатов обучения в школе, укрепления психического и соматического здоровья, необходимо проведение комплексной развивающей и психокоррекционной работы. Сенсорная комната позволяет решить эти проблемы. Она предоставляет условия для психологической разгрузки младших школьников и одновременно содержит богатую среду для исследования, дает пищу различным каналам восприятия.

Эта статья позволит вам узнать, что такое сенсорная комната, какие задачи можно решить с ее помощью; научиться организовывать работу по сохранению и укреплению психофизического и эмоционального здоровья учащихся, создавать условия для коррекции речевых недостатков посредством использования мультисенсорной среды.

Использование мультисенсорной среды для коррекции речи

Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Чем большее количество информации получит мозг ребенка через анализаторы, тем лучше будет он функционировать, тем богаче будет его опыт. У детей с различными речевыми расстройствами помимо собственно речевого недоразвития исследователи отмечают недостаточную сформированность внимания, памяти, восприятия, низкий запас знаний и представлений об окружающем, а также моторную неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук.

Нынешние дети, пришедшие в школу, уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, имеют хронические заболевания, низкий иммунитет. А учебная нагрузка приводит к умственному переутомлению, что сопровождается ухудшением здоровья, что, в свою очередь, становится проблемой для ребенка и сказывается на его учебной деятельности.

Сохранить и укрепить психофизическое и эмоциональное здоровье учащихся, улучшить память, внимание, восприятие, включить сенсомоторные механизмы, способствующие развитию речи, поможет организация сенсорной комнаты в логопедическом кабинете, группе.

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению.

Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

Организация работы сенсорной комнаты

Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся, создать условия для коррекции речевых недостатков посредством использования мультисенсорной среды.

Задачи:

  1. Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  2. Создание положительного эмоционального состояния;
  3. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кистей и пальцев рук;
  4. Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;
  5. Развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления;
  6. Решать образовательные задачи с помощью мультисенсорной среды.

Методики работы:

  1. цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
  2. звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
  3. развитие тактильно-зрительного восприятия.

Оборудование сенсорной комнаты

Условно оборудование сенсорной комнаты (СК) можно разделить на два функциональных блока:

I. Релаксационный — в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухие бассейны, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, библиотека релаксационной музыки.

II. Активационный — в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн.

Оборудование сенсорной комнаты (сенсорного уголка):

1. Кресла-пуфики с гранулами.

2. Настенные зеркала «Отражение».

Настенное небьющееся зеркало «Отражение» — безопасное акриловое зеркало для создания оптического эффекта расширения пространства и усиления воздействия световых установок.

3. Музыкальный центр с набором СD-дисков. Музыка является неотъемлемой частью СК. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в СК целесообразно использовать специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц и т.п.

4. Зеркальный шар.

Луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное множество “зайчиков”, которые, словно маленькие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героем которой вы стали.

5. Оптико-волоконный пучок «Звездный дождь».

Безопасный оптико-волоконный пучок «Звездный дождь» — водопад огромного числа тонких волокон (можно использовать мишуру). Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.

6. Проектор мультимедийный со светоотражающим экраном — прибор, проецирующий на противоположной стене картинки движущихся форм различной тематики (животные, растения, природа, облака, подводный мир, далекий космос и т. д.)

7. Сенсорные дорожки – мягкие из пряжи, гладкие из бумаги, ребристые из деревянной соломки. Используются для массажа кистей рук, развития тактильных ощущений. Способствуют снятию напряжения и агрессии.

8. Губки шершавые – для массажа кистей рук, активизации мышечного тонуса.

9. Сосновые шишки – для массажа, тактильных ощущений.

10. Мячи – гладкие пластмассовые (для сухого бассейна), резиновые с шипами и без – для развития ловкости, в дидактических играх.

11. Тазы – емкости для сухого бассейна.

12. Мелкие игрушки от киндер-сюрпризов – для развития тонких дифференциальных движений пальцев рук.

13. Пробки от пластиковых бутылок разного цвета в качестве материала для мозаики, поделок, как счетный материал.

14. Различные по форме подушечки с нашитыми пуговицами для тренировки навыка застегивания и расстегивания.

15. “Волшебный мешочек”. В зависимости от темы занятия в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы. Ребёнок находит предмет по названию. Например, в мешочек можно положить письменные принадлежности и попросить ребёнка не глядя достать резинку, карандаш, ручку.

При невозможности оборудования отдельной сенсорной комнаты рекомендуется организовать «сенсорные уголки» в логопедическом кабинете. Их можно оборудовать при помощи подручных средств.

Например, угол в комнате отгораживается занавеской или ширмой для создания ощущения изолированности и безопасности; в качестве сидения используется мягкая банкетка, мат или кресло; живые или искусственные цветы, аквариум с подсветкой, окно, при помощи цветной пленки превращенное в витраж, магнитофон или проигрыватель с медленной музыкой успокаивают и способствуют расслаблению. В этом уголке можно проводить занятия по развитию восприятия с использованием наборов Монтессори, «волшебного мешочка» и других средств.

Сенсорная комната — это важное лечебное средство для людей, чьи возможности осязать мир ограничены болезнью. Сеансы в сенсорной комнате можно включать в комплексную систему реабилитации пациентов с опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, нарушениями зрения, слуха, речи, что значительно повышает эффективность проводимого лечения.

Мозг и центральная нервная система определяет развитие многих заболеваний. В сенсорной комнате возможно, осуществлять немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности.

Отрицательные эмоции оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматика). Но эмоциональное напряжение даже самое сильное не будет опасным для человека, если они завершаются расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями.

Львова Любовь Станиславовна,
учитель-логопед,
МБОУ НШ-ДС №43,
г.Сургут, Тюменская область

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.