Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности ребенка.
Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения. Ведь у таких детей повышенная двигательная активность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, агрессивность, неуверенность в себе. Такие дети не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют четко излагать свои мысли и пересказывать.
Между родителями и детьми преобладает обиходно — бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную. Без яркости и красочности речь бледнеет и тускнеет. Как помочь таким детям?
Сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с речевыми нарушениями.
Мы можем взять сказку в помощники для овладения детьми лексики и грамматики, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений.
Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди. Поведение ребенка формируется не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, поговорки.
Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения. Поэтому так нужны небылицы, которые есть в сказках.
Сказка помогает формировать умение слушать и слышать, анализировать и различать звуки речи. Ведь только в сказках оживают предметы, различные явления природы и начинают издавать определенные звуки, которые дети могут придумывать сами в соответствие с особенностями характера героев (сердитые и добрые, громкие и тихие, длинные и короткие). Все это способствует непроизвольному развитию фонематического слуха.
Дети должны освоить не только родной язык, но и овладеть им в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонацию (просодика речи). Все эти свойства речи вырабатываются в процессе драматизации сказок.
Сказкотерапия способствует автоматизации и дифференциации звуков в связной речи детей дошкольников. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Для получения устойчивого результата в работе с такими детьми необходимы многочисленные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Все это с успехом можно отрабатывать в процессе рассказывания и драматизации сказок, так как в них очень часто используются приговорки, заклички, песенки – повторы. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объему стихотворные формы, которые могут повторяться в процессе рассказывания сказок несколько раз. Звучание этих приговорок помогают ребенку наладить эмоциональный контакт и форму речевого общения со взрослыми и со своими сверстниками.
Автоматизация и дифферециация звуков речи в сказках
Название сказки
|
Приговорки¸ прибаутки, песенки — повторы |
Автоматизация и дифференциация звуков |
«Колобок» |
Я колобок, колобок, румяный бок, Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел,
|
«ш» «л» |
«Теремок» |
Я мышка-норушка, Я лягушка-квакушка, Я комар-пискун, Я зайка-побегайка, Я лисичка-сестричка, Я мишка косолапый.
|
«с» — «ш» |
«Лисичка и скалочка» |
Лягу на лавочку, Хвостик под лавочку, Скалочку под печку.
|
«ч» |
«Маша и медведь» |
Не садись на пенек, Не ешь пиражок, Неси бабушке, Неси дедушке.
|
«с» — «ш» |
«Кот, петух и лиса» |
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку.
|
«ш»
|
«Заюшкина избушка» «Репка» |
Сейчас как выгляну, Сейчас как выскочу, Полетят клочки По закоулочкам. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабушку, Бабушка за дедушку, Дедушка за репушку. |
«ч»
«з» — «ж» «с» — «ш» |
«Волк и семеро козлят» |
Вы козлятушки,Вы ребятушки,Отопритеся, отворитеся,Ваша матушка пришла,Молочка вам принесла. |
«с» — «ш» |
«Заяц – хваста» |
У меня не усы, а усищи, У меня не лапы, а лапищи, У меня не зубы, а зубищи. Ни кого не боюсь.
|
«сь» — «щ» |
Щербакова Ирина Юрьевна,
учитель – логопед