Сказкотерапия в коррекционной деятельности с детьми дошкольниками

Сказкотерапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии -  целостное развитие личности ребенка.

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим  средством в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения. Ведь у таких детей повышенная двигательная активность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, агрессивность, неуверенность в себе. Такие дети не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют четко излагать свои мысли и пересказывать.

Между родителями и детьми преобладает обиходно — бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную. Без яркости и красочности речь бледнеет и тускнеет. Как помочь таким детям?

Сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с речевыми нарушениями.

Мы можем взять сказку в помощники для овладения детьми лексики и грамматики, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений.

Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди.  Поведение ребенка формируется   не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, поговорки.

Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения. Поэтому так нужны небылицы, которые есть в сказках.

Сказка помогает формировать умение слушать и слышать, анализировать и различать  звуки речи. Ведь только в сказках оживают  предметы, различные явления природы и начинают издавать определенные звуки, которые дети могут придумывать сами в соответствие с особенностями характера героев (сердитые и добрые, громкие и тихие, длинные и короткие). Все это способствует непроизвольному развитию фонематического слуха.

Дети должны освоить не только родной язык, но и овладеть им в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонацию (просодика речи). Все эти свойства речи вырабатываются в процессе драматизации сказок.

Сказкотерапия способствует автоматизации и дифференциации звуков в связной речи детей дошкольников. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Для получения устойчивого результата в работе с такими детьми необходимы многочисленные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Все это с успехом можно отрабатывать в процессе рассказывания и драматизации сказок, так как в них очень часто используются приговорки, заклички, песенки – повторы. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объему стихотворные формы, которые могут повторяться в процессе рассказывания сказок несколько раз. Звучание этих приговорок помогают ребенку наладить  эмоциональный контакт и форму речевого общения со взрослыми и со своими сверстниками.

Автоматизация и дифферециация звуков речи в сказках

Название сказки

 

Приговорки¸ прибаутки, песенки — повторы

Автоматизация и дифференциация звуков

«Колобок»

Я колобок, колобок, румяный бок,

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Я от зайца ушел,

 Я от волка ушел,

 

«ш»

«л»

«Теремок»

Я мышка-норушка,

Я лягушка-квакушка,

Я комар-пискун,

Я зайка-побегайка,

Я лисичка-сестричка,

Я мишка косолапый.

 

«с» — «ш»

«Лисичка и скалочка»

Лягу на лавочку,

Хвостик под лавочку,

Скалочку под печку.

 

«ч»

«Маша и медведь»

Не садись на пенек,

Не ешь пиражок,

Неси бабушке,

Неси дедушке.

 

«с» — «ш»

«Кот, петух и лиса»

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

 

 

«ш»

 

«Заюшкина избушка»

«Репка»

Сейчас как выгляну,

Сейчас как выскочу,

Полетят клочки

 По закоулочкам.

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабушку,

Бабушка за дедушку,

Дедушка за репушку.

 

«ч»

 

 

 

 

 

 

«з» — «ж»

«с» — «ш»

«Волк и семеро козлят»

Вы козлятушки,Вы ребятушки,Отопритеся, отворитеся,Ваша матушка пришла,Молочка вам принесла.

 

«с» — «ш»

«Заяц – хваста»

У меня не усы, а усищи,

У меня не лапы, а лапищи,

У меня не зубы, а зубищи.

Ни кого не боюсь.

 

«сь» — «щ»

Щербакова Ирина Юрьевна,
учитель – логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом

Посмотрите ещё:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.