Опыт применения сенсорного оборудования SNOEZELEN в условиях специализированного Дома ребенка

В публикации представлен опыт применения сенсорного оборудования SNOEZELEN в условиях ГОБУЗ «Областного специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики». Кроме того, дано краткое представление об учреждении, его основная задача, структура, оборудование, этапность работы специалистов учреждения в условиях сенсорной комнаты.

Данное сообщение было представлено в ходе международной открытой дискуссии на специализированном семинаре «Сенсорная стимуляция и Снузелен в реабилитации и специальном образовании детей со специальными потребностями», проводимого в г. Москве в декабре 2012 года. Выступление сопровождалось демонстрацией мультимедийной презентации и было положительно воспринято и оценено аудиторией и организаторами семинара.

Сообщение об опыте применения сенсорного оборудования SNOEZELEN в условиях специализированного Дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики

На Кольском полуострове в городе Апатиты Мурманской области находится Государственное учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС, с нарушением психики».

Это уютное, просторное, светлое двухэтажное здание с хорошо оборудованными детскими участками и игровыми площадками.

Основной задачей учреждения является оказание специализированной помощи детям с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики и недостатками физического развития, детям, оставшихся без попечения родителей, детям-инвалидам, детям с профильной патологией, воспитывающихся в семьях по медицинским и социальным показаниям.

Структура учреждения

Учреждение включает в себя:

  • лечебно-реабилитационное отделение с кабинетом функциональной диагностики и ультразвуковыми исследованиями,
  • массажный зал,
  • физиотерапевтический кабинет, куда входят кабинеты водолечения, светолечения,
  • ингаляторий,
  • тренажерный зал,
  • бассейн,
  • зал лечебной физкультуры, оборудованный ортопедическими укладками фирмы «Rehab and medical», балансировочными досками, рефлекторно – нагрузочным комбинезоном «Адели», петлей Гросса и пр.

И коррекционное отделение. Коррекционную работу с детьми осуществляют учителя-дефектологи, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Специалисты отделения коррекционной педагоги в ходе занятий активно используют современные прогрессивные методики и оборудование в том числе оборудование ведущих мировых фирм-производителей.

А именно:

  • музыкотерапия,
  • Монтессори – класс, оборудованный Монтессори материалом,
  • кабинет педагога – психолога, работающего с детьми раннего возраста,
  • компьютерная мультисенсорная система «PMD», специально разработанная для детей с тяжелыми физическими недостатками, имеющими ограниченные физические возможности,
  • логотерапевтический аппарат биологической обратной связи (БОС),
  • сенсорная комната SNOEZELEN.

Сенсорная комната SNOEZELEN

В 1993 году наше учреждение включено в президентскую программу «Дети России», подпрограмма «Дети – инвалиды», в рамках которой осуществлялось финансирование внедрения новых технологий диагностики заболеваний и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 1996 году начались первые поставки выбранного нами оборудования для сенсорной комнаты.

В апреле 1997 года была смонтирована сенсорная комната. Каких-то специальных рекомендаций по ее использованию нам не предоставили и материал нарабатывался методом «проб и ошибок».

В середине 1998 года к нам поступили некоторые методические рекомендации по использованию сенсорной комнаты. К этому моменту нам стало понятно, что мы не только нашли правильный путь, но имеем несколько отличный и более широкий аспект применения сенсорной комнаты.

Задачи специалистов

Занятия в сенсорной комнате проводят специалисты разного профиля: педагог-психолог и учителя-дефектологи. Каждый специалист ставит перед собой и решает свои задачи:

1) Психолог, посредством оборудования СК формирует положительный эмоциональный фон настроения, снимает повышенный уровень тревожности и страхов, нормализует поведение.

2)​ Дефектологи, используя элементы сенсорной комнаты, в ходе комплексных занятий решают ряд специфических задач, таких, как:

  • развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций,
  • формирование зрительно-моторной координации,
  • развитие тонкой моторики,
  • стимуляция речевой активности,
  • нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата в условиях релаксации.

Этапы работы в сенсорной комнате

Работу в сенсорной комнате можно условно разделить на три этапа:

1. Знакомство с сенсорной комнатой.

Непривычная для детей обстановка может вызвать отрицательные эмоции, поэтому знакомство мы начинаем без включения сенсорных панелей, давая возможность привыкнуть к новым ощущениям. Необходима и предварительная подготовка посредством рассказа о сказочной, волшебной комнате. Для этапа ознакомления обычно бывает достаточно одного посещения.

2. Адаптация к условиям сенсорной комнаты.

Элементы вводим поэтапно. Занятия проводятся в виде игры, в которой «волшебная» комната дарит детям свои сюрпризы.

3. Коррекционная работа в условиях сенсорной комнаты.

Этот этап, непосредственного развития сенсорной чувствительности, начинается с наиболее сохранных видов – тактильной и кинестетической, постепенно переходит к более депривированным – зрительной и слуховой. Количество занятий определяется степенью развития сенсорных ощущений.

Оборудование сенсорной комнаты

Оборудование сенсорной комнаты условно можно разделить на два функциональных блока, в зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС – релаксация или активация.

К релаксационному блоку относятся:

1) «Светящийся» бассейн с прозрачными шариками,

2) Водная музыкальная кровать, «космическая» сетка и фонотека релаксационной музыки

3) Панели, создающие рассеянный свет:

  • Световые трубки с пузырьками и цветными шарами
  • Интерактивные трубки с пузырьками
  • Зеркальная панель со светооптическими нитями
  • Настенная панель с пузырьками
  • Световая трубка «Фонтан»
  • Каскад светооптических волокон
  • Панель «Искрящийся ковер»
  • Ковер «Млечный путь»
  • Зеркальный шар с цветовым проектором.

Активационный блок включает в себя все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями:

1) Панель «Огненное колесо».

2) Интерактивная фиброоптическая панель «Фонтан».

По нашему мнению некоторые панели и оборудование можно отнести к «универсальным». Так, например, в «светящемся» бассейне можно просто полежать, наблюдая, как изменяется цвет шариков, или понаблюдать, как по стенам плавно плывут разноцветные «зайчики», образованных от вращения зеркального шара, слушая спокойную, релаксационную музыку. А можно провести подвижные игры с детьми, например, «Кто быстрее доплывет до берега» или «Прятки».

Детям нашего учреждения очень нравятся занятия в «волшебной» комнате. Всегда с удовольствием идут туда, в ожидании очередного чуда и волшебства.

Отслеживая динамику развития детей, мы с уверенностью можем отметить, что использование оборудования SNUZELIN в коррекционной работе является мощным стимулом эмоционального, речевого, физического и сенсорного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

1) Образцова Ольга Евгеньевна,
учитель-дефектолог,
ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка
для детей с органическим поражением ЦНС
с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской области;

2) Гутель Светлана Валерьевна,
учитель-дефектолог,
ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка
для детей с органическим поражением ЦНС
с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской области.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.