Предлагаю вашему вниманию конспект фронтального занятия по теме: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».
Коррекционно-образовательные цели занятия:
- активизация и актуализация словаря по теме «Весна»,
- совершенствование навыка составления рассказа по таблице,
- формирование понятий «время года», «весна».
Коррекционно-развивающие цели:
- развитие связной речи,
- внимания,
- слухового восприятия,
- мышления,
- артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели:
- формирование доброжелательности, инициативности, развитие чувства справедливости.
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: магнитная доска, наглядный материал по теме «Весна», компьютер, презентация самомассажа «Солнышко», аудиозапись весенней мелодии, раздаточный материал (1/2 альбомного листа каждому ребенку), карандаши.
Ход занятия.
Оргмомент.
- Сядет на своё место тот, кто повторит ряд слов:
греет, светит, тает;
скворец, грач, ласточка;
капает, журчит, набухает;
ручей, дождь, капель:
теплый, яркий, солнечный…
Объявление темы занятия.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
(Весной)
- Сегодня мы с вами будем составлять рассказ о весне. Для это вспомним всё, что знаем о ней.
Игра «Вопрос-ответ». (Дети отвечают полными предложениями)
- Что такое весна? (Весна – это время года.)
- После какого времени года наступает весна?
- Что происходит с солнцем?
- Какое небо весной?
- Какие облака?
- Что происходит со снегом?
- Что появляется на земле, где растаял снег?
- Что вырастает на проталинах?
- Что набухает на ветках?
- Кто возвращается из тёплых краёв?
- Кто просыпается после зимы?
- Молодцы. А теперь посмотрите на доску.
Составление рассказа.
- На доске нарисованы предметы, к ним надо подбирать «красивые» слова. Они нам будут нужны при составлении рассказа.
Рис.1. Изображено солнце, облако.
- Что это?
- Солнце весной какое? Как оно греет?
- Небо весной какое?
- По небу плывут облака. Какие они?
Рис. 2. Дерево с почками, ручей.
- Что весной происходит с деревьями?
- Снег тает и по земле бегут ручейки. Какие они? (веселые, звонкие…)
- Что делают ручейки? (Текут, журчат, звенят…)
Рис. 3. Проталинка, подснежник, травка.
- солнышко пригревает и на земле появляются… (проталинки)
- Что на них вырастает? (Подснежники.)
- Какие они? (Маленькие, голубые…)
Рис.4. Птицы.
- кто прилетает из теплых краёв?
- Что делают птицы весной? (строят, вьют, лепят, чирикают…)
Рис. 5. Ёж и ежонок.
- Просыпаются звери. Что они делают? (Выползают, выбегают, прыгают, бегают, линяют…)
Рис. 6. Бабочка.
Кто ещё просыпается весной? (насекомые)
Работа с раздаточным материалом.
- У вас на столах лежат листочки, переверните их. Нарисуйте картинки для нашего рассказа. (Дети рисуют под аудиозапись.)
Комплекс самомассажа «Солнышко проснулось».
Физминутка «Дождик бегает по крыше»:
Дождик бегает по крыше-
Бом! Бом! Бом! (дети встают «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинкам друг друга)
По веселой звонкой крыше –
Бом! Бом! Бом! (постукивают пальчиками)
- Дома, дома посидите,-
Бом! Бом! Бом! (поколачивают кулачками)
- Никуда не выходите,-
Бом! Бом! Бом! (растирают ребрами ладоней)
- Почитайте, поиграйте,-
Бом! Бом! Бом! (ладони – на плечи, большими пальцами растирать плечи круговыми движениями)
А уйду – тогда гуляйте…
Бом… Бом… Бом… (поглаживать ладонями)
(Затем дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж.)
Составление рассказа детьми. (Спросить 2-3 детей).
«Хлопни в ладоши, если услышишь слово о весне»
Листопад, пригревает, вьюга, тает, журчит, теплое, ярче, набухают, проталина, снегопад, капель, ледоход, метель, прилетают.
Итог занятия.
- О чем мы с вами сегодня беседовали?
- Что учились делать?
- Чей рассказ вам понравился больше всего? Почему?
Деревягина Елена Сергеевна,
учитель-логопед,
МДОБУ д/с №3,
г. Богородицк, Тульская область
Интересное занятие с использованием современной образовательной технологии. Оно проведено по единому сюжетному плану, четко отслеживается этапность, части объединены логическими переходами. Занятие достойно занять место в коррекционной работе логопедов.