Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми (ОНР-III, второй год обучения)

Совместная деятельность логопеда с детьмиАннотация: В статье рассказывается об опыте работа по развитию связной речи у детей с ОНР-III. Приводится конспект подгруппового занятия по обучению монологической повествовательно-описательной речи с использованием серии сюжетных картинок. материал может быть полезен начинающим логопедам и воспитателям речевых групп.

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок с подробно представленным развитием сюжетного действия (Радлов Н.Э. «Неудачник мышелов» (Москва, издательство «Мелик—Пашаев»,2010г))

Цель: Развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию.

Задачи:

  • Учить детей устанавливать причинно-следственную связь изображенных событий;
  • Активизировать предикативный словарь детей через подбор слов-синонимов, образование прилагательных и причастий;
  • Отвечать на вопрос, используя слова из него.

Оборудование: серия сюжетных картинок.

Конспект занятия.

1. Организационный момент. Загадки о персонажах (кот, мышонок).
2. Сообщение темы: Сегодня мы будем рассматривать картинки, на которых изображен случай, который произошел с одним мышонком. (Картинки расставлены по порядку, но обратной стороной.)
3. Открываю I картинку и задаю вопросы к ней:

  • Что вы видите на этой картинке? Кота и мышонка.
  • Что делает кот? (За кем гонится кот?) Кот гонится за мышонком.
  • От кого убегает мышонок? Мышонок убегает от кота.

Показываю на норку:

  • Что еще здесь нарисовано? Это норка.
  • В норке живут мыши. Она чья? Это норка мышиная.
  • Откуда выбежал мышонок? Он выбежал из норки.
  • Как вы думаете, зачем вышел мышонок? Мышонок вышел погулять, может быть поискать себе еду.
  • Кто его увидел? Его увидел кот.
  • Зачем кот погнался за мышонком? Он погнался за мышонком, чтобы его съесть.
  • Кот очень быстро погнался за мышонком. Он погнался за ним. Как еще можно сказать? Каким словом можно заменить слово «погнался»? Бросился, кинулся за мышонком.

Примерный рассказ по I картинке:

Мышонок вышел из норки погулять. За ним погнался кот. Он хотел съесть мышонка.

4. Открываю II картинку:

  • Что лежало недалеко от норки? Недалеко от норки лежала бутылка.
  • Из–под чего? Из-под молока.
  • Какая? Стеклянная.
  • Молока в бутылке не было, значит она какая? Пустая.
  • Куда залез мышонок? Мышонок залез в пустую бутылку.
  • Он залез быстро. Каким еще словом можно заменить слово «залез»? Юркнул, шмыгнул.

5. Открываю III и IV картинки:

  • Как пытался кот достать мышонка сначала? Сначала кот пытался достать мышонка зубами.
  • Как потом? Потом просовывал лапку.

Прошу детей показать, как страшно было мышонку, как злился кот.

  • Почему коту не удалось достать мышонка из бутылки? Горлышко у бутылки узкое, лапки у кота короткие. И мордочка не лезет в узкое горлышко.

6. Открываю V картинку:

  • Что мы видим на этой картинке? Кот уходит.
  • Как вы думаете, кот уходит совсем или еще вернется? Об этом мы узнаем позже.
  • Зачем кот поставил бутылку?
  • Может ли мышонок выбраться из бутылки? Почему? Мышонок не может выбраться, потому что стенки бутылки скользкие и гладкие.

7. Открываю VI картинку:

  • Кто прибежал к бутылке? Прибежали мыши.
  • Зачем прибежали мыши? Они хотели спасти мышонка.
  • Каким еще словом можно заменить слово «спасти»? Выручить.
  • Мыши прибежали, чтобы спасти мышонка, выручить его из беды.
  • Как вы думаете, почему мыши не могли придти на помощь раньше? Они боялись кота.
  • Что сделали мыши? Они залезли друг на друга.
  • Они залезли быстро, можно сказать что они… Вскочили.
  • А если залезть было трудно, то можно сказать, что они… Вскарабкались.
  • Что сделала мышь, которая была сверху? Мышь, которая была сверху, опустила свой хвост в бутылку.
  • Зачем? Чтобы мышонок по нему выбрался наверх.
  • Как выбрался мышонок? Мышонок зацепился за хвост своего брата.
  • Мыши догадались, как спасти мышонка, значит они какие? Догадливые.
  • Вместо слова «догадливые» какое слово можно сказать? Сообразили.
  • Мыши сообразили, значит они какие? Сообразительные.
  • Они нашли, что сделать, значит они…? Находчивые.

8. Открываю VIII картинку:

  • Что принес кот? Кот принес удочку.
  • Зачем? Чтобы выудить, вытащить мышонка из бутылки.
  • Теперь понятно, куда уходил кот? Он уходил за удочкой, чтобы выудить мышонка.
  • Чему удивился кот? Кот удивился, что такой маленький мышонок выбрался из бутылки.

Прошу детей показать, как удивился кот.

  • Кто наблюдает за котом из норки? За котом наблюдают мыши.
  • Как вы думаете, какое чувство испытывают мыши? Они радуются тому, что кот не съел мышонка.
  • Показать, как радуются мыши, пляшут. (Физкультурная пауза на ковре)

9. Дидактические игры «Не зевай, нужную картинку поднимай!» и «Какой картинки не стало?».

Первая игра:

Раздаю картинки детям. Говорю предложения, прошу поднять нужную картинку, к которой относится это предложение. Что я буду говорить? – Предложения.

Затем прошу расставить картинку по порядку.

10. Последовательный рассказ по картинкам. Одна картинка — один ребенок.

11. Один из детей рассказывает весь рассказ, остальные дети обсуждают его. Что понравилось в рассказе?
Рассказы других детей логопед и воспитатель либо слушают индивидуально, либо дети «выступают» со своими рассказами позже.

На дом дается задание родителям записать рассказ со слов детей.

Примерный рассказ:

Жил-был мышонок в норе. Однажды он вышел погулять. Кот увидел мышонка и бросился за ним, чтобы поймать его и съесть. Недалеко от норки лежала пустая стеклянная бутылка. Мышонок юркнул в нее. Сначала кот пытался достать ее зубами, но его мордочка не лезла в узкое горлышко. Потом кот хотел вытащить мышонка лапкой, но она оказалась слишком короткой. Тогда кот поставил бутылку и ушел за удочкой. Мышонок не мог выбраться, потому что стенки бутылки гладкие и скользкие. Тут на помощь мышонку прибежали его мама, папа и брат. Все это время они наблюдали за котом из норки. Выйти они боялись. Мыши были догадливые. Они взобрались друг на друга, а верхняя мышь опустила свой хвост в бутылку. Мышонок зацепился за него и выбрался наружу. Потом мыши быстро убежали в свою норку. Тут пришел кот. Он удивился тому, что мышонка в бутылке нет. И очень расстроился, так как ему не удалось полакомиться. Мыши в норке радовались спасению мышонка и смеялись над котом.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок – это уже произвольная (осмысленная) речь. Развитие произвольности речи, подготовка к обучению рассказыванию начинается с первых дней пребывания ребенка в речевой группе и продолжается вплоть до выпуска. Эта работа включает в себя:

  1. Овладение детьми понятиями «звук», «слово», «предложение», «рассказ».
  2. Активизация, уточнение и обогащение словарного запаса детей. Овладение понятиями: «слово-предложение», «слово-признак», «слово-действие». Развитие умения образовывать родственные слова, опираясь на вопросы логопеда, формирование понятия «семья-слов».
  3. Обучение анализу предложения. Какое 1-ое, 2-ое слово? Сколько всего слов в предложении? Сначала с опорой на схему, потом без нее.
  4. Упражнение детей в придумывании предложений, в том числе с заданным словом (сначала с опорой на картинку), с заданным количеством слов.
  5. Развитие умений самостоятельно задавать вопросы по предметной, сюжетной картинке и развернуто отвечать на вопрос, использую слова из него.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №73 Кировского района,
г.Санкт-Петербург

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.