Аннотация: В статье рассказывается об опыте работа по развитию связной речи у детей с ОНР-III. Приводится конспект подгруппового занятия по обучению монологической повествовательно-описательной речи с использованием серии сюжетных картинок. материал может быть полезен начинающим логопедам и воспитателям речевых групп.
Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок с подробно представленным развитием сюжетного действия (Радлов Н.Э. «Неудачник мышелов» (Москва, издательство «Мелик—Пашаев»,2010г))
Цель: Развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию.
Задачи:
- Учить детей устанавливать причинно-следственную связь изображенных событий;
- Активизировать предикативный словарь детей через подбор слов-синонимов, образование прилагательных и причастий;
- Отвечать на вопрос, используя слова из него.
Оборудование: серия сюжетных картинок.
Конспект занятия.
1. Организационный момент. Загадки о персонажах (кот, мышонок).
2. Сообщение темы: Сегодня мы будем рассматривать картинки, на которых изображен случай, который произошел с одним мышонком. (Картинки расставлены по порядку, но обратной стороной.)
3. Открываю I картинку и задаю вопросы к ней:
- Что вы видите на этой картинке? Кота и мышонка.
- Что делает кот? (За кем гонится кот?) Кот гонится за мышонком.
- От кого убегает мышонок? Мышонок убегает от кота.
Показываю на норку:
- Что еще здесь нарисовано? Это норка.
- В норке живут мыши. Она чья? Это норка мышиная.
- Откуда выбежал мышонок? Он выбежал из норки.
- Как вы думаете, зачем вышел мышонок? Мышонок вышел погулять, может быть поискать себе еду.
- Кто его увидел? Его увидел кот.
- Зачем кот погнался за мышонком? Он погнался за мышонком, чтобы его съесть.
- Кот очень быстро погнался за мышонком. Он погнался за ним. Как еще можно сказать? Каким словом можно заменить слово «погнался»? Бросился, кинулся за мышонком.
Примерный рассказ по I картинке:
Мышонок вышел из норки погулять. За ним погнался кот. Он хотел съесть мышонка.
4. Открываю II картинку:
- Что лежало недалеко от норки? Недалеко от норки лежала бутылка.
- Из–под чего? Из-под молока.
- Какая? Стеклянная.
- Молока в бутылке не было, значит она какая? Пустая.
- Куда залез мышонок? Мышонок залез в пустую бутылку.
- Он залез быстро. Каким еще словом можно заменить слово «залез»? Юркнул, шмыгнул.
5. Открываю III и IV картинки:
- Как пытался кот достать мышонка сначала? Сначала кот пытался достать мышонка зубами.
- Как потом? Потом просовывал лапку.
Прошу детей показать, как страшно было мышонку, как злился кот.
- Почему коту не удалось достать мышонка из бутылки? Горлышко у бутылки узкое, лапки у кота короткие. И мордочка не лезет в узкое горлышко.
6. Открываю V картинку:
- Что мы видим на этой картинке? Кот уходит.
- Как вы думаете, кот уходит совсем или еще вернется? Об этом мы узнаем позже.
- Зачем кот поставил бутылку?
- Может ли мышонок выбраться из бутылки? Почему? Мышонок не может выбраться, потому что стенки бутылки скользкие и гладкие.
7. Открываю VI картинку:
- Кто прибежал к бутылке? Прибежали мыши.
- Зачем прибежали мыши? Они хотели спасти мышонка.
- Каким еще словом можно заменить слово «спасти»? Выручить.
- Мыши прибежали, чтобы спасти мышонка, выручить его из беды.
- Как вы думаете, почему мыши не могли придти на помощь раньше? Они боялись кота.
- Что сделали мыши? Они залезли друг на друга.
- Они залезли быстро, можно сказать что они… Вскочили.
- А если залезть было трудно, то можно сказать, что они… Вскарабкались.
- Что сделала мышь, которая была сверху? Мышь, которая была сверху, опустила свой хвост в бутылку.
- Зачем? Чтобы мышонок по нему выбрался наверх.
- Как выбрался мышонок? Мышонок зацепился за хвост своего брата.
- Мыши догадались, как спасти мышонка, значит они какие? Догадливые.
- Вместо слова «догадливые» какое слово можно сказать? Сообразили.
- Мыши сообразили, значит они какие? Сообразительные.
- Они нашли, что сделать, значит они…? Находчивые.
8. Открываю VIII картинку:
- Что принес кот? Кот принес удочку.
- Зачем? Чтобы выудить, вытащить мышонка из бутылки.
- Теперь понятно, куда уходил кот? Он уходил за удочкой, чтобы выудить мышонка.
- Чему удивился кот? Кот удивился, что такой маленький мышонок выбрался из бутылки.
Прошу детей показать, как удивился кот.
- Кто наблюдает за котом из норки? За котом наблюдают мыши.
- Как вы думаете, какое чувство испытывают мыши? Они радуются тому, что кот не съел мышонка.
- Показать, как радуются мыши, пляшут. (Физкультурная пауза на ковре)
9. Дидактические игры «Не зевай, нужную картинку поднимай!» и «Какой картинки не стало?».
Первая игра:
Раздаю картинки детям. Говорю предложения, прошу поднять нужную картинку, к которой относится это предложение. Что я буду говорить? – Предложения.
Затем прошу расставить картинку по порядку.
10. Последовательный рассказ по картинкам. Одна картинка — один ребенок.
11. Один из детей рассказывает весь рассказ, остальные дети обсуждают его. Что понравилось в рассказе?
Рассказы других детей логопед и воспитатель либо слушают индивидуально, либо дети «выступают» со своими рассказами позже.
На дом дается задание родителям записать рассказ со слов детей.
Примерный рассказ:
Жил-был мышонок в норе. Однажды он вышел погулять. Кот увидел мышонка и бросился за ним, чтобы поймать его и съесть. Недалеко от норки лежала пустая стеклянная бутылка. Мышонок юркнул в нее. Сначала кот пытался достать ее зубами, но его мордочка не лезла в узкое горлышко. Потом кот хотел вытащить мышонка лапкой, но она оказалась слишком короткой. Тогда кот поставил бутылку и ушел за удочкой. Мышонок не мог выбраться, потому что стенки бутылки гладкие и скользкие. Тут на помощь мышонку прибежали его мама, папа и брат. Все это время они наблюдали за котом из норки. Выйти они боялись. Мыши были догадливые. Они взобрались друг на друга, а верхняя мышь опустила свой хвост в бутылку. Мышонок зацепился за него и выбрался наружу. Потом мыши быстро убежали в свою норку. Тут пришел кот. Он удивился тому, что мышонка в бутылке нет. И очень расстроился, так как ему не удалось полакомиться. Мыши в норке радовались спасению мышонка и смеялись над котом.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок – это уже произвольная (осмысленная) речь. Развитие произвольности речи, подготовка к обучению рассказыванию начинается с первых дней пребывания ребенка в речевой группе и продолжается вплоть до выпуска. Эта работа включает в себя:
- Овладение детьми понятиями «звук», «слово», «предложение», «рассказ».
- Активизация, уточнение и обогащение словарного запаса детей. Овладение понятиями: «слово-предложение», «слово-признак», «слово-действие». Развитие умения образовывать родственные слова, опираясь на вопросы логопеда, формирование понятия «семья-слов».
- Обучение анализу предложения. Какое 1-ое, 2-ое слово? Сколько всего слов в предложении? Сначала с опорой на схему, потом без нее.
- Упражнение детей в придумывании предложений, в том числе с заданным словом (сначала с опорой на картинку), с заданным количеством слов.
- Развитие умений самостоятельно задавать вопросы по предметной, сюжетной картинке и развернуто отвечать на вопрос, использую слова из него.
Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №73 Кировского района,
г.Санкт-Петербург