Развитие речи и мелкой моторики рук на занятиях изобразительной деятельностью с детьми с тяжелыми нарушениями речи

РисованиеВ статье представлена система коррекционной работы по развитию мелкой моторики и речи на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Представлен конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием ИКТ,средств нетрадиционного массажа кистей рук для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.

В решении проблем обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями значительное место занимает вопрос развития мелкой моторики как одного из факторов развития речи.

Считается, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом и др.), тем сложнее движения, которые необходимы для этого взаимодействия.

Развитие речи является важнейшей задачей интегрированного занятия, составляющей которого предусмотрена работа по изобразительной деятельности.

Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Занятия по изодеятельности дают возможность для развития кисти и пальцев детской руки.

Изобразительная деятельность для детей с нарушениями речи имеют важное значение. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного развития ребенка, что в свою очередь связано с развитием речи.

Представленный ниже конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности имеет познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. Важно то, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов: тактильное восприятие, зрение, слух, что также оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики и речи дошкольника.

Педагогический опыт позволяет отметить, что изобразительная деятельность оказывает благотворное влияние на развитие речи и мелкой моторики. Умение правильно рассуждать в ходе работы над рисунком усиливает активность дошкольников, повышает их внимание, обеспечивает лучший контроль за движениями руки.

Конспект НОД по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
для детей старшего дошкольного возраста
в группе компенсирующей направленности

Рисование на тему «Наш город зимой»

Программное содержание:

  1. Закреплять умение передавать в рисунке сюжет на листе;
  2. Учить детей правильно располагать изображение на листе; передавать цветовую гамму зимнего города;
  3. Закреплять навыки и умения рисовать акварельными и гуашевыми красками; смешивать краску для получения нового оттенка;
  4. Закреплять умения и навыки создавать эскиз простым графитным карандашом;
  5. Развивать чувство композиции, чувство цвета;
  6. Воспитывать любовь к родному городу и к зиме;
  7. Пополнять и активизировать словарь по теме;
  8. Использовать нетрадиционный массаж рук.

Оборудование и материалы:

  • Компьютерная презентация с изображениями зимнего города; картинки; образец воспитателя; альбомный лист тонированный голубой краской; кисть №2 и №5; акварельные краски; гуашь белая; палитра.

Предварительная работа и связь с другими занятиями и видами деятельности:

  • просмотр иллюстраций, открыток, прогулки детей с родителями, беседы, чтение художественной литературы.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Дети заходят с воспитателем в группу и садятся на стульчики вокруг ноутбука.

Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку, а вы ее отгадайте.

Кто снежинки закружил
Снегом все запорошил,
Сделал белыми дома?
Это зимушка… (зима)

Дети отвечают хором.

Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно!

- Как называется город в котором мы живем? (Дети отвечают: мы живем в Армавире).

Воспитатель: Правильно! А давайте вместе с вами рассмотрим картинки про зимний город.

(Показ слайдов сопровождается беседой воспитателя и детей).

- Как вы думаете, это село или город? Почему? (дети отвечают)

- А какое время года изображено на картинках? Как вы догадались? (дети: на картинках зима, потому что лежит снег, идет снегопад).

- Что еще вы заметили на картинках? (дети отвечают: дома, деревья, машины, люди).

- Какие дома вы видите на картинках? (дети отвечают: большие и маленькие дома, одноэтажные и многоэтажные дома, прямоугольной формы и квадратной формы).

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько транспорта ездит по городу. Давайте назовем транспорт, который вы знаете.

(Дети называют: автобус, троллейбус, трамвай, грузовые автомобили, специальный транспорт – пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина, почтовая машина)

Воспитатель: Как назвать этот транспорт одним общим словом? И почему он так называется? (Дети отвечают: это все наземный транспорт. Наземным он называется потому, что ездит по земле).

Воспитатель: Молодцы, правильно! Дети, а вы хотите нарисовать наш город? (Дети отвечают: да хотим!).

- Тогда представим, что мы шоферы, сядем в машину и поедем в художественную школу!

2. Подвижная игра «Шоферы».

(координация речи и движения, развитие творческого воображения)

Качу, лечу (идут по кругу, крутят воображаемый руль)
Во весь опор.
Я сам – шофер,
Я сам – мотор. . .
Я нажимаю на педаль (останавливаются, нажимают на воображаемую педаль ногой и едут по кругу дальше)
И машина мчится вдаль.

3. Основная часть.

Дети садятся за столы. Воспитатель напоминает детям последовательность рисования, правила смешивания красок, припоминает ребятам как правильно держать кисточку.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте подготовим наши пальчики, чтобы они хорошо рисовали. Мы поиграем пальчиками. (дети берут в руки кисточку и выполняют пальчиковую гимнастику).

Пальчиковая гимнастика «Строители» с использованием кисти для рисования.

Чтобы дом построить новый (раскатывают кисточку между ладонями)
Запасают лес дубовый.
Кирпичи, железо, краску, (кисточкой проводят круговые движения по ладошке)
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом, (раскатывают кисточку между ладошками)
Начинают строить дом!

(Дети приступают к рисованию. Сначала рисуют эскиз города карандашом, затем закрашивают красками. Если в ходе работы у ребенка возникают трудности, воспитатель корректирует ребенка).

4. Итог занятия.

Из рисунков на столах дети вместе с воспитателем выкладывают улицу города.

Воспитатель: Ребята, если мы живем в городе Армавире, то как мы можем назвать улицу, которая у нас получилась? (Дети отвечают: мы назовем ее Армавирской).

- Ребята, сегодня на занятии вы постарались! Хорошо отвечали на вопросы, придумывали обобщающие слова, название улицы, отгадывали загадки, играли пальчиками. И поэтому я вам приготовила сюрприз, потому что вы все молодцы!

Воспитатель раздает детям подарки и уходит вместе с детьми под музыкальное сопровождение «Песня про Армавир».

Литература:

  1. Безруких М. М., Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7 лет. Руководство по тестированию и обработке результатов/ М. М. Безруких, Л. В. , Морозова. М. , 1996г
  2. Ашикова С. Совместная с детьми творческая деятельность. // «Дошкольное воспитание», 2001, №3
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -2-е изд. М. : Просвещение, 1967г.
  4. Безубцева Г. В. , Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениям по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет./ Г. В. Безубцева, Т. Н. Андриевская. –М. : Издательство ГНОМ и Д. , 2003г.

Ткачева Элина Игоревна,
воспитатель МБДОУ №37,
г. Армавир

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.