Применение информационно-компьютерных технологий в коррекционном сопровождении образовательного процесса (из опыта работы)

Аннотация: В данной статье представлен опыт коррекционной работы учителя-логопеда с применением информационно-компьютерных технологий, раскрыты основные направления использования ИКТ в деятельности логопеда ДОУ, представлены игровые компьютерные технологии. Раскрыто содержание развивающих компьютерных игр, используемых на групповых и индивидуальных занятиях с детьми. Также в статье представлены результаты исследовательской работы, проводимой на базе детского сада в 2013-2014учебном году в старших группах, целью которой являлось доказательство эффективности использования интерактивных логопедических игр и мультимедийных презентаций в работе логопеда ДОУ.

Работая учителем-логопедом в детском саду около 5лет, активно применяю в коррекционно-развивающей работе компьютерные технологии. Убеждена в том, что они делают работу с детьми более увлекательной, разнообразной.

Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видеосреду.

ИКТ

Поэтому одна из центральных проблем в логопедической работе – это проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом.

Наблюдая за детьми, поняла, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Известно, что использование в логопедической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед. Поэтому цель работы – повысить эффективность процесса коррекционно-логопедического воздействия через разработку коррекционно-логопедических мероприятий с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий. Исходя из этой цели, выбрала тему самообразования «Использование интерактивно-компьютерных технологий в работе дошкольного логопеда»

Работу с применением информационно-компьютерных технологий провожу со всеми участниками образовательного процесса: старшими дошкольниками, их родителями и педагогами. Взаимодействие с ними происходит в пяти направлениях, взаимосвязанных между собой:

  • Диагностика
  • Совместно-практическая деятельность с детьми
  • Досуговая деятельность с детьми
  • Работа с родителями
  • Обмен опытом

Диагностируя детей, проводя с ними занятия и развлечения, активно использую презентации, которые разрабатываю самостоятельно.

Занятия в детском саду проводятся по лексическим темам, поэтому стараюсь к каждой теме создать презентацию, которая включает в себя различные задания по лексике, грамматике, а также видеофайлы с нужным материалом. Также использую презентации и на групповых занятиях по подготовке к обучению грамоте. Это очень удобно. Если раньше к каждому занятию нужно было искать материал, то сейчас все это содержится в одной презентации. Конечно, используя презентации на занятиях, не забываю про нормы СанПИНа, дозируя материал в нужном количестве и используя упражнения на расслабление глазных мышц, на снятие мышечного напряжения.

Но особенно нравится в своей коррекционной работе использовать развивающие компьютерные игры и логопедические программы и игры по блокам:

  1. Звукопроизношение
  2. Просодика
  3. Фонематика
  4. Лексика

В своей работе активно использую такие компьютерные игры, как:

Логопедическая игра «Игры для Тигры» построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой и предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических компонентов речи, правильного произношения звуков, фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка.

Компьютерная логопедическая программа «Играем и учимся» (автор: учитель-логопед Котова Елена Анатольевна) адресована педагогам, логопедам, родителям дошкольников, словом, всем тем, кто занимается воспитанием и обучением детей. Использование игры на индивидуальных и групповых занятиях позволяет эффективно работать над всеми сторонами речи.

Компьютерная программа «Домашний логопед» направлена на коррекцию звукопроизношения.

Интерактивные онлайн-игры для проведения занятий детскими специалистами на портале Мерсибо разработаны командой опытных специалистов в коррекционной педагогике под руководством учителя-логопеда. На сайте размещены более ста развивающих игр, направленных на развитие фонетического слуха, постановку звуков, развитие связной речи, обучение чтению, счету, развитие грамотности, дошкольной подготовки и многое другое.

икт

Помимо самих развивающих игр также на сайте есть Конструктор картинок, с помощью которого можно создавать пособия для занятий с детьми и распечатать их. Для специалистов есть Рабочий журнал специалиста, в котором педагог фиксирует все занятия с детьми, заполняет карту обследования и ведет работу с родителям. Сам ребенок, проходя каждую из игр, зарабатывает билетики, с помощью которых открывает свою сокровищницу и зарабатывает кубки за достижения.

Чтобы подтвердить эффективность логопедического воздействия с применением компьютерных технологий, в 2013-2014 учебном году провела исследование, целью которого было изучение возможности, необходимости и условий использования информационных технологий в качестве вспомогательного средства обучения и коррекции детей с нарушениями речи.

Объект исследования: речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.

Предмет исследования: динамика речи детей в процессе коррекции речевых нарушений с использованием информационных технологий.

Гипотеза исследования: включение компьютерных технологий в работу логопеда и использование их в процессе обучения в целях коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста может повысить эффективность логопедического воздействия.

Цель и предмет исследования и его гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

  • Изучить и проанализировать научно методическую литературу по проблеме исследования;
  • Провести диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
  • Выявить условия использования выбранных компьютерных технологий в процессе коррекционной работы с детьми на логопедических занятиях.

Практическая значимость исследования заключалась в том, что:

  • разработаны и апробированы методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по коррекции речи у детей, в которых нашли отражение выводы нашего исследования;
  • результаты исследования и разработанные презентации могут быть использованы педагогами ДОУ, методистами и руководителями дошкольных учреждений для планирования коррекционной деятельности с использованием ИКТ.

При проведении эксперимента в течение года происходило наблюдение за двумя старшими группами: старшей группой А (воспитатель Кушакова А.М.) и старшей группой В (воспитатель Кашина А.А.). Работа в обеих группах осуществлялась в соответствии с речевыми нарушениями на базе Программы воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой с помощью следующих коррекционных логопедических программ:

  • «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А.Миронова, А.В.Лагутина, Москва, 2008 г.
  • «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А.Миронова, А.В.Лагутина, Москва, 2008 г.

В старшей группе А индивидуальные и групповые занятия проводились с применением информационно-компьютерных технологий, а в старшей группе В занятия проводились с помощью традиционных методик.

В работе со старшей группой А на индивидуальных занятиях использовалась компьютерная программа «Игры для Тигры», которая была построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой5 и Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой6. Также использовались логопедические программы «Играем и учимся», «Домашний логопед», обучающие игры «Баба-Яга учится читать», «Я учусь читать слова», мультимедийные презентации. На групповых занятиях по лексическим темам и по подготовке к обучению грамоте использовались преимущественно презентации, которые создавали сами, элементы обучающих игр, видеофайлы («Уроки тетушки Совы» и др.), аудиофайлы, диафильмы.

В работе со старшей группой Б использовались преимущественно традиционные методики, опираясь на Программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строилось с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи, что обеспечивало интеграцию речевого и познавательного развития детей с нарушением речи.

На первом этапе эксперимента в сентябре 2013г. проводилась диагностика речевого развития по методике Вершининой М.Б. (7)

Диагностические задания, предлагаемые в данном сборнике, рассчитаны на детей старшей группы, занимающихся по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Комплексная диагностика Н.Б.Вершининой ведется по следующим направлениям воспитательно-образовательного процесса:

  1. Ребенок и окружающий мир.
  2. Природное окружение. Экологическое воспитание.
  3. Умственное развитие.
  4. Художественно-эстетическое развитие.
  5. Физическое развитие.
  6. Развитие речи.
  7. Формирование элементарных математических представлений.
  8. Трудовое воспитание.

За каждый диагностический блок отвечали определённые специалисты. Нами проводилась диагностика развития речи в трех направлениях:

  1. формирование словаря, связная речь;
  2. грамматический строй речи;
  3. звуковая культура речи.

Блок «Формирование словаря, связная речь»

Изучается:

  1. Умение самостоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта,
  2. по сюжетной картине, по набору картинок.
  3. Умение сочинять концовки к сказкам.
  4. Умение последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

Блок «Грамматический строй речи».

Изучается:

  1. Умение согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к существительному несколько прилагательных.
  2. Умение заменять слово другим со сходным значением.

Блок «Звуковая культура речи».

Изучается:

  1. умение опреде­лять место звука в слове.

На этапе констатирующего эксперимента в обеих группах проводилась диагностика по трем блокам раздела «Развитие речи».

Результаты диагностики представлены в сводных диаграммах.

Скачать

СВОДНАЯ ДИАГРАММА «Формирование словаря, связная речь»:

Вывод: Из результатов диаграммы видно, что уровень сформированности словаря и связной речи в обеих группах приблизительно одинаковый — находится на среднем уровне. Высокого уровня нет.

СВОДНАЯ ДИАГРАММА «Грамматический строй речи»:

Вывод: Грамматический строй в начале года в обеих группах тоже имеет средний уровень развития. Высокого уровня не наблюдается. Особую трудность вызывают у детей задания в подборке слов-синонимов. Некоторые дети затрудняются в подборе прилагательных, называют к каждому существительному не более одного прилагательного.

СВОДНАЯ ДИАГРАММА «Звуковая культура речи»:

Вывод: В сводной диаграмме отмечается достаточной большой процент низкого уровня развития звуковой культуры речи: В старшей группе А – 42% детей, в старшей группе Б – 43% детей от общего количества диагностируемых. В старшей группе А — 1 ребенок с высоким уровнем развития звуковой культуры речи, у остальных детей наблюдается средний уровень.

Анализ результатов диагностики всех сторон речи на констатирующем этапе эксперимента показал следующее:

Диаграмма диагностики старшей группы А на констатирующем этапе эксперимента(сентябрь 2013-2014 уч.года) в процентном соотношении (количество – 19 человек) :

Из результатов диаграммы видно, что в начале учебного года 90% (17 человек) дошкольников имел средний уровень развития сформированности связной речи и словаря, 10% (2 человека) – низкий уровень. Что касается грамматического строя речи, то низкий уровень его развития был у 16% (3 человека) дошкольников, средний – у 84% (16человек), высокого не было. Высокий уровень звуковой культуры речи отмечался у 10% дошкольников, средний – у 48% (9 человек), а низкий – у 42% (8 человек).

Диаграмма диагностики старшей группы Б на констатирующем этапе эксперимента(сентябрь 2013-2014 уч.года) в процентном соотношении (количество – 23 человека) :

Из результатов диаграммы видно, что в начале учебного года 78% (18 человек) воспитанников старшей группы Б имел средний уровень развития сформированности связной речи и словаря, 22% (5 человека) – низкий уровень. Что касается грамматического строя речи, то низкий уровень его развития был у 26% (6 человек) дошкольников, средний – у 74% (17человек), высокого не было. Средний уровень звуковой культуры речи отмечался у 57% дошкольников, а низкий – у 43% (10 человек). Высокого уровня ни по каким показателям не наблюдалось.

Выводы по констатирующему этапу эксперимента:

Из результатов диагностики на первом этапе эксперимента видно, что уровень речевого развития старших групп находился преимущественно на среднем уровне. Высокого уровня не было вообще.

Анализ сводных диаграмм констатирующего этапа эксперимента позволил наметить коррекционную программу по развитию речи детей, в которой будет вестись работа по формированию и обогащению словаря и развитию связной речи, формированию грамматического строя речи и развитию звуковой культуры речи как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. С этой целью в течение 2012-2013 учебного года проводилась коррекционно-логопедическая работа в старшей группе А по всем направлениям дошкольной логопедической службы: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, профилактика нарушений речи, логопедическое просвещение с использованием ИКТ.

Ведущими целями в работе были:

  1. Создание оптимальных условий для преодоления проблем, связанных с нарушением речи через использование современных информационно-коммуникативных технологий;
  2. Подготовка детей к полноценному овладению устной и письменной речью, в конечном итоге – к успешному обучению в школе.
  3. На промежуточном этапе эксперимента фиксировались результаты мониторинга, в конце года проводилась диагностика по результативности коррекционной работы с применением ИКТ.

Программа использования ИКТ строилась в течение года на базе основных программ детского сада и являлась подспорьем в коррекционной работе.

Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми с нарушениями речи в течение года проводились при помощи компьютера, индивидуально или подгруппами по 2 человека 2 раза в неделю в первой половине дня, продолжительностью не более 10 минут непрерывного общения с компьютером (Сан ПиН 2.2.2.542-96-Гигиенические условия организации учебных занятий с применением компьютеров, 1998).

В начальный период взаимодействия ребёнка с компьютером проводились пальчиковые игры, специальные упражнения с мячиками, направленные на развитие точности и координации движений кисти для уверенного и непринужденного управления мышью — манипулятором.

На занятиях активно использовалась логопедическая программа «Игры для Тигры». Работа строилась от простого к сложному и в зависимости от степени сложности нарушения: сначала работали с блоком «Просодика», далее работали над звукопроизношением, фонематикой и лексико-грамматической стороной речи. (см. методическое пособие)8

На индивидуальных и подгрупповых занятиях, кроме логопедической программы «Игры для Тигры», использовалась также компьютерная программа «Играем и учимся» (авторы Е. Котова, учитель-логопед, С. Котов, инженер-программист, к.т.н., г.Пермь). 9. Работа с этой программой тоже строилась от простого к сложному, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и от характера нарушения речи.

Логопедическая программа «Играем и учимся» использовалась для формирования фонематических процессов у детей на наиболее сложных и значимых этапах: развитие неречевого слухового восприятия, выделение звука на материале слов, выделение первого, последнего звука в слове, определение наличия, количества и последовательности звуков, проводить звуковой анализ.10

На этапе автоматизации трудных звуков помимо дидактического материала использовались упражнения компьютерной программы «Домашний логопед», в которой в красочной форме представлен речевой материал для автоматизации того или иного звука. Также использовались речевая и дыхательная гимнастика и упражнения на развитие неречевого и фонематического слуха.

Интерактивные игры Мерсибо использовались на всех этапах развития речи преимущественно на индивидуальных занятиях.

На групповых занятиях по лексическим темам и по подготовке детей к обучению грамоте, которые проходили один раз в неделю согласно тематическому планированию, использовались авторские презентации.

В течение года наблюдалась большая заинтересованность детей в занятиях с использованием компьютерных технологий. Они охотно шли на занятия, активно участвовали в работе, потому что им было интересно общение с компьютером. Промежуточный мониторинг звукопроизношения показал эффективность коррекционной работы в феврале речь детей стала намного чище, а к маю дети показали еще более высокие результаты.

В конце мая на контрольном этапе эксперимента оценивалась эффективность коррекционной работы с применение ИКТ. Проводилась диагностика развития речи, результаты диагностики сопоставлялись данными начала 2013-2014 уч.года, делались сравнительные диаграммы. Анализ диаграмм показал следующее:

СВОДНЫЕ ДИАГРАММЫ «Формирование словаря, связная речь»:

Вывод: анализ сводных диаграмм «Формирование словаря, связная речь» показывает положительную динамику коррекционной работы в сравнении с началом учебного года и в сравнении с группой, работающей по традиционным методикам. В начале года детей с высоким уровнем сформированности словаря и связной речи не было. В конце года 26% детей старшей группы А имеет высокий уровень (это больше на 4%, чем в старшей группе Б). С низким уровнем остался 1 ребенок, этот результат объясняется сложностью его диагноза.

СВОДНЫЕ ДИАГРАММЫ «Грамматический строй речи»:

Вывод: Анализ сводных диаграмм «Грамматический строй речи» отражает положительную динамику в коррекционно-логопедической работе с применением ИКТ. По сравнению со старшей группой Б, где применялись традиционные методики, детей с высоким уровнем грамматического строя речи в группе А больше на 3 %, а с низким уровнем нет вообще (в старшей группе Б к концу учебного года осталось 2 ребенка с низким уровнем грамматического строя речи).

СВОДНЫЕ ДИАГРАММЫ «Звуковая культура речи»:

Вывод: Анализ сводных диаграмм «Звуковая культура речи» показывает эффективность логопедической работы с применением компьютерных технологий на индивидуальных занятиях и групповых занятиях по подготовке к обучению грамоте. Детей с высоким уровнем звуковой культуры речи в старшей группе А стало больше на 32%, в старшей группе Б – лишь на 9%.

Анализ результатов диагностики всех сторон речи на контрольном этапе эксперимента показал следующее:

Диаграмма диагностики развития всех сторон речи старшей группы А на контрольном этапе эксперимента(май 2013-2014 уч.года) в процентном соотношении (количество – 19 человек) :

На контрольном этапе прослеживается положительная динамика в развитии детей старшей группы А. Повысился уровень связной речи и формирования словаря: 26% ( человек) – высокий уровень (в начале года высокого уровня не было). Уровень грамматический строя речи возрос: появилось 16% (3 человека) дошкольников с высоким уровнем грамматического строя речи, детей с низким уровнем нет. Звуковая культура речи тоже повысилась: 42% (8человек) – имеют высокий уровень, 37% (7 человек) – средний уровень, низкий уровень упал до 21% (4 человека).

Диаграмма диагностики развития всех сторон речи старшей группы Б на контрольном этапе эксперимента (май 2013-2014 уч.года) в процентном соотношении (количество – 23 человека) :

На контрольном этапе прослеживается положительная динамика в развитии детей старшей группы Б. Повысился уровень связной речи и формирования словаря: 22% ( 5 человек) – высокий уровень (в начале года высокого уровня не было). Уровень грамматический строя речи возрос: появилось 13% (3 человека) дошкольников с высоким уровнем грамматического строя речи, количество детей с низким уровнем уменьшилось до 9% (2 человека). Звуковая культура речи тоже повысилась: 9% (2 человека) – имеют высокий уровень, 69% (16 человек) – средний уровень, низкий уровень упал до 22% (5 человек).

Выводы по контрольному этапу эксперимента:

Из сравнительной диаграммы видно, что уровень речевого развития повысился в обеих группах, однако более высокие результаты показала диагностика, проведенная в старшей группе А.

Эксперимент в данной главе был проведен с детьми старших групп А, Б 5-6 летнего возраста с помощью использования ИКТ и традиционных методик. В ходе проведения эксперимента при помощи диагностики Вершининой М.В. (11) была выявлена эффективность использования компьютерных технологий в деятельности логопеда. В обеих группах наблюдалась положительная динамика развития речи, но дети, на занятиях с которыми применялись ИКТ, показали результаты немного выше. Дошкольников с высоким уровнем речевого развития к концу 2013-2014 уч. года в старшей группе А больше на 10%, а детей с низким уровнем меньше на 4 % в сравнении со старшей группой Б. Во время эксперимента был отмечен большой интерес к занятиям с применением компьютерных технологий.

Для успешной коррекционной работы предлагаю использовать на индивидуальных и групповых занятиях такие компьютерные программы, как «Игры для Тигры», «Играем и учимся», «Домашний логопед» и др., а также мультимедийные презентации, аудио- и видеофайлы. Это позволит сделать коррекционный процесс интересней и результативней.

Список используемых источников:

  1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М. : Дрофа, 2007. – 213 с.
  2. Диагностика уровней усвоения программы. Автор-составитель М.Б Вершинина – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Жукова Н. С., Мастюкова Р. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990. — 239 с.; ил.
  4. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Старшая группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. — Волгоград: Учитель, 2011. — 27 с.
  5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы // Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 3–9.
  6. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие/Изд. 2 доп. и перераб. – Пермь, 2013. – 60с.
  7. Официальный сайт компьютерной игры для детей 4-7 лет «Играем и учимся»
  8. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. — 191 с.
  9. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. — № 6.
  10. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), с. 283-285.
  11. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 - 287.
  12. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). — М.: МГОПИ, 1993 – 72с.
  13. Интерактивные игры для проведения занятий детскими специалистами Мерсибо [Электронный ресурс]/ Е.А. Суслова.
  14. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи “Игры для Тигры” // [Электронный ресурс]
  15. Котова, Е. А. Играем и учимся [Электронный ресурс]/Е.А.Котова.
  16. Развивающая, обучающая игра для детей «Домашний логопед» / Разработчик: ID COMPANY // [Электронный ресурс]

Гаянова Екатерина Юрьевна,
учитель-логопед 1 кв. категории,
МДОУ Красногорский детский сад «Солнышко»,
Звениговский район, республика Марий Эл

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.