Начальный этап работы по воспитанию высших форм фонематического анализа

АзбукаНачальный этап работы по воспитанию высших форм фонематического анализа.

Статья может быть полезна начинающим логопедам и родителям, которые сами учат детей грамоте.

Коррекция фонематических процессов, как составная часть работы по развитию языкового анализа и синтеза, тесно переплетена с работой над всеми сторонами речи. Понятно, что фонематический слух нужен и для понимания речи, и для хорошей самостоятельной речи, и для нормализации ее произносительной стороны.

«Работа над речью должна протекать по трем разделам: ни одному из них не следует оказывать преимущества перед другими. Работа должна идти развернутым фронтом – в этом залог успеха» (Н.Н. Трауготт)

В этой статье я хочу рассказать о некоторых приемах работы по воспитанию полного фонематического анализа.

I. Самое главное – научить ребенка различать изолированный звук и два звука (ГГ, ГС и, наиболее сложное, СГ)

- Подними столько пальчиков, сколько звуков говорит:

Волк «У», малыш «УА», тигр «Р», Машенька в лесу «АУ», коза «МЕ», барашек «БЕ», жук «Ж», сова «УХ», змея «Ш», собачка «АМ»,корова «МУ»

Утрированно артикулирую и поочередно подношу пальцы к губам.

Когда ребенок уже слышит, два звука произнесены или один, это еще не значит, что он назовет отдельно первый и второй. Здесь нужна работа по формированию понятия «ряд» – с игрушками, картинками, символами звуков; уточнение (развитие) временных и пространственных ориентировок, так как речь звучит во времени, а символы располагаем в пространстве, слева направо. Учим ребенка понимать вопросы и инструкции:

- Сколько всего звуков ты слышишь?

- Назови первый, второй.

- Который по счету звук М? звук А?

Таким образом, развитие фонематических процессов тесно связано с формированием элементарных математических представлений.

Когда ребенок научится называть первый и второй звуки в слоге-слиянии, хорошо поиграть в «Заменялки» с мячом. Например: замени М на МЬ, а гласный звук оставь на своем месте АМ-АМЬ, ОМ-ОМЬ, МУ-МЮ, МЭ-МЕ.

Во время знакомства с буквами эту игру усложняем. (Воспитание высших форм фонематического анализа заканчивается в букварный период (в момент знакомства с буквами)). Теперь она называется «Волшебники». Играем с магнитными буквами на доске.

- АМ. Сколько звуков ты слышишь? Какой первый? Второй?

- Какую букву возьмем сначала? Поставь.

- Какую букву возьмем потом? Поставь.

- Прочитай. Получилось «волшебство»?

В дальнейшем играем и с гласными второго ряда.

- С какого ряда берем гласную букву? Какой звук слышишь? Какую букву видишь?

Дети любят эту игру.

II. Когда ребенок научился анализировать слог-слияние, переходим к формированию умения услышать гласный на фоне односложных слов. Наличие или отсутствие стечения согласных здесь не важно, главное, что гласный слышится хорошо.

В дальнейшем каждое занятие по развитию фонематического слуха начинаем с игры «Назови гласные звуки» с мячом (слоговую структуру слов постепенно усложняем):

МАК – А ЛУК — У СТОЛ – О

МЯЧ – А ЛЮК – У КРЕМ — Э

В начале игры вопросы типа:

- Чем похожи все гласные звуки?

- Сколько всего гласных звуков в русском языке?

- Назови гласные звуки.

Сначала гласные произношу утрированно, выделяю их голосом, тяну, потом необходимость в этом отпадает.

Слова подбираю так, чтобы гласные слышались наиболее близко к своим фонемам. Последовательность слов для обучения примерно такая:

  1. Односложные.
  2. Осы, козы, игры, Эля.
  3. Мячик, домик, кофта, столик, ловит, мальчик.
  4. Малина, работа, кастрюля.
  5. Заходит, кузнечик.
  6. Четырехсложные слова.

На каждом этапе работы слова берем аналогичные по слоговой структуре.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г.Санкт-Петербург

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.