Начальный этап работы по воспитанию высших форм фонематического анализа.
Статья может быть полезна начинающим логопедам и родителям, которые сами учат детей грамоте.
Коррекция фонематических процессов, как составная часть работы по развитию языкового анализа и синтеза, тесно переплетена с работой над всеми сторонами речи. Понятно, что фонематический слух нужен и для понимания речи, и для хорошей самостоятельной речи, и для нормализации ее произносительной стороны.
«Работа над речью должна протекать по трем разделам: ни одному из них не следует оказывать преимущества перед другими. Работа должна идти развернутым фронтом – в этом залог успеха» (Н.Н. Трауготт)
В этой статье я хочу рассказать о некоторых приемах работы по воспитанию полного фонематического анализа.
I. Самое главное – научить ребенка различать изолированный звук и два звука (ГГ, ГС и, наиболее сложное, СГ)
- Подними столько пальчиков, сколько звуков говорит:
Волк «У», малыш «УА», тигр «Р», Машенька в лесу «АУ», коза «МЕ», барашек «БЕ», жук «Ж», сова «УХ», змея «Ш», собачка «АМ»,корова «МУ»
Утрированно артикулирую и поочередно подношу пальцы к губам.
Когда ребенок уже слышит, два звука произнесены или один, это еще не значит, что он назовет отдельно первый и второй. Здесь нужна работа по формированию понятия «ряд» – с игрушками, картинками, символами звуков; уточнение (развитие) временных и пространственных ориентировок, так как речь звучит во времени, а символы располагаем в пространстве, слева направо. Учим ребенка понимать вопросы и инструкции:
- Сколько всего звуков ты слышишь?
- Назови первый, второй.
- Который по счету звук М? звук А?
Таким образом, развитие фонематических процессов тесно связано с формированием элементарных математических представлений.
Когда ребенок научится называть первый и второй звуки в слоге-слиянии, хорошо поиграть в «Заменялки» с мячом. Например: замени М на МЬ, а гласный звук оставь на своем месте АМ-АМЬ, ОМ-ОМЬ, МУ-МЮ, МЭ-МЕ.
Во время знакомства с буквами эту игру усложняем. (Воспитание высших форм фонематического анализа заканчивается в букварный период (в момент знакомства с буквами)). Теперь она называется «Волшебники». Играем с магнитными буквами на доске.
- АМ. Сколько звуков ты слышишь? Какой первый? Второй?
- Какую букву возьмем сначала? Поставь.
- Какую букву возьмем потом? Поставь.
- Прочитай. Получилось «волшебство»?
В дальнейшем играем и с гласными второго ряда.
- С какого ряда берем гласную букву? Какой звук слышишь? Какую букву видишь?
Дети любят эту игру.
II. Когда ребенок научился анализировать слог-слияние, переходим к формированию умения услышать гласный на фоне односложных слов. Наличие или отсутствие стечения согласных здесь не важно, главное, что гласный слышится хорошо.
В дальнейшем каждое занятие по развитию фонематического слуха начинаем с игры «Назови гласные звуки» с мячом (слоговую структуру слов постепенно усложняем):
МАК – А ЛУК — У СТОЛ – О
МЯЧ – А ЛЮК – У КРЕМ — Э
В начале игры вопросы типа:
- Чем похожи все гласные звуки?
- Сколько всего гласных звуков в русском языке?
- Назови гласные звуки.
Сначала гласные произношу утрированно, выделяю их голосом, тяну, потом необходимость в этом отпадает.
Слова подбираю так, чтобы гласные слышались наиболее близко к своим фонемам. Последовательность слов для обучения примерно такая:
- Односложные.
- Осы, козы, игры, Эля.
- Мячик, домик, кофта, столик, ловит, мальчик.
- Малина, работа, кастрюля.
- Заходит, кузнечик.
- Четырехсложные слова.
На каждом этапе работы слова берем аналогичные по слоговой структуре.
Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г.Санкт-Петербург