Обследование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у дошкольников 5 -7 лет с ЗПР в форме игры «Поездка в автобусе»

АвтобусПредставлено обследование развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей 5 – 7 лет с ЗПР. Основная цель обследования: проведение диагностики фонематических процессов в игровой, интересной для детей форме. Материал адресован педагогам компенсирующих групп, учителям – логопедам, работающим с детьми с ЗПР, а также с детьми с ОНР.

Обследование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у дошкольников 5 -7 лет с ЗПР в форме игры «Поездка в автобусе».

При составлении обследования фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей 5-7 лет с ЗПР была использована методика Е. А. Стребелевой. Содержание соответствует программе С.Е. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР », по которой работает группа.

Обследование проводится индивидуально в начале и в конце учебного года в форме игры «Поездка в автобусе».

«Поездка в автобусе».

- Наш автобус возит детей бесплатно, но чтобы ехать в нем, нужно выполнять интересные задания. – Ты согласен? – Поехали.

1. Остановка «Шумелки».

1) Узнавание неречевых звуков.

Логопед показывает 3 баночки, наполненные горохом, гречей и манкой, предлагает послушать и запомнить звучание каждой из них.

Задание. — Догадайся, какая коробочка шумела, что находится в ней. Задание выполняется без зрительной опоры, с закрытыми глазами.

2) Узнавание музыкальных инструментов.

Сначала показать инструменты, послушать, как они звучат, а затем без зрительной опоры определить, какой музыкальный инструмент звучал (погремушка, барабан, колокольчик, дудочка ).

3) Восприятие ритма.

Логопед отстукивает ритм, а ребенок повторяет.

1-2 2-1-2 1-2-1

Отправляемся дальше, следующая остановка «Узнавайка».

2. Остановка «Узнавайка».

1) Восприятие слова.

Цель: Уметь выделять слово среди других слов, близких по звучанию, понимать смысл услышанного.

Задание. У меня на картинке нарисован банан. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать только тогда, когда я скажу слово банан.

Банан, диван, банан, стакан, баран, банан ,таран, банан.

Если ребенку трудно, то называются слова, различные по звучанию.

Банан, апельсин, яблоко, банан, лимон, груша, банан.

2) Повторение слогов.

Цель: Уметь различать на слух слоги, близкие по звучанию.

Сначала ребенок повторяет слоговые цепочки из 2 слогов, если справляется, то повторяет по 3 слога.

  • па-ба, па-ба-па
  • ко-то, ко-то-ко
  • си-зи, си-зи-си
  • ву-фу, ву-фу-ву
  • ку-ту, ку-ту-ку
  • пи-би, пи-би-пи
  • ма-на. ма-на-ма

3) Навыки слогового анализа.

Цель: Уметь отхлопывать и называть количество слогов в слове.

Задание. Хлопни столько раз, сколько слогов в слове.

  • Мак, сок, нос.
  • Ва-та, не-бо, ру-ка, ку-бик, ба-тон.
  • Мо-ло-ко, са-по-ги, ма-ши-на.

Отправляемся дальше, следующая остановка «Спортивная».

3. Остановка «Спортивная».

1) Выделение гласного звука среди других звуков.

Цель: Уметь выделять гласный звук среди других звуков.

Задание. Присядь, если услышишь звук «А».

А-У-М-И-А-С-А-А-О-К-А.

2) Выделение начального гласного звука в слове.

Цель: Уметь выделять гласный звук в начале слова.

Задание. Подними правую руку вверх, когда услышишь звук «У» в начале слова.

Утка, аист, улица, окна, ухо, азбука, утро.

3) Выделение конечного гласного звука в слове.

Цель: Уметь выделять гласный звук в конце слова.

Задание. Топни правой ногой, если услышишь звук «И» в конце слова.

Ноги, руки, мука, мост, шина, сапоги, соки, окно, тапки, яблоки.

Автобус едет дальше, следующая остановка «Фигурная».

4. Остановка «Фигурная».

1) Выделение согласного звука среди других звуков.

Цель: Уметь выделять согласный звук среди других звуков.

Задание. Перед ребенком лежат геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Положи перед собой круг, если услышишь звук «М».

М-С-А-У-М-И-М-К-М-М.

2) Выделение согласного звука в начале слова.

Цель: Уметь выделять согласный звук в начале слова.

Задание. Если услышишь в начале слова звук «С», то положи перед собой квадрат.

Сок, мак, сумка, кот, собака, мама, сом, машина, санки, коза, слон.

3) Выделение согласного звука в конце слова.

Цель: Уметь выделять согласный звук в конце слова.

Задание. Если услышишь звук «К» в конце слова, то положи перед собой треугольник.

Сок, носок, душ, ток, сон, мак, лак, стол, ком, лук, стук.

4) Дифференциация близких по звучанию звуков.

Цель: Уметь различать близкие по звучанию звуки.

Задание: — Хлопни, если услышишь звук «С» и топни, если услышишь звук «Ш»

Автобус отправляется дальше. Следующая остановка «Школьная».

Обследуются только дети 6-7 лет.

5. Остановка «Школьная».

1) Навыки звукового анализа и синтеза.

Цель: Уметь определять количество и последовательность звуков в слове с помощью зрительных опор.

Задание. Положи столько кружков, сколько звуков ты услышал. Назови звуки по порядку.

АУ, УМ, ИА.

Анализ односложных слов.

СОК, ЛУК, РАК, КОМ

Задание: — У меня отдельные звуки «С», «О», «К», собери звуки в слово.

- Какое слово получилось? – CОК.

2) Нахождение картинок с предметами на заданный звук.

Цель: Уметь из множества картинок находить только картинки с предметами на заданный звук.

Задание: — Положи перед собой только те картинки ,на которых изображены предметы ,названия которых начинаются на звук «С»

- Отложи слева от себя картинки, на которых изображены предметы ,названия которых начинаются на звук «Л», а справа от себя картинки на звук «Р».

3) Подбор слов на заданный звук.

Цель: Уметь подбирать слова и предметы с заданным звуком.

Задание: — Назови слово, которое начинается на звук «М».

При затруднении логопед сам называет несколько слов, помогая ребенку включиться в выполнение задания.

Использование игровых приемов позволяет в интересной для ребенка форме провести диагностику развития фонематического восприятия и уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза.

Данные обследования заносятся в таблицу.

Динамика развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза отражается количеством баллов.

  • 1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание.
  • 2 балла — ребенок принимает задание, но условия задания не понимает, ответы носят неадекватный характер, после обучения отвечает адекватно, но самостоятельно с заданием не справляется.
  • 3 балла — ребенок принимает и понимает задание, самостоятельно его выполняет только после обучения.
  • 4 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, самостоятельно справляется с его выполнением.

Таким образом, у нас существует 4 уровня оценки развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза:

  • 1 уровень — низший.
  • 2 уровень — средний.
  • 3 уровень — выше среднего.
  • 4 уровень — высокий.

Баллы по каждому разделу ссумируются в начале года и ставится уровень развития. В конце года после обследования снова ссумируются баллы по каждому разделу и ставится уровень развития.

Такое обследование позволяет увидеть динамику и результаты коррекционной работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза и спланировать дальнейшую логопедическую работу по данному разделу.

Играя, дети легче справляются с заданиями, с удовольствием отвечают на вопросы логопеда.

Библиографический список:

  1. Корнилова Л.А. Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников. //Логопед. 2009. №2. 65-69 с.
  2. Кудрова Т.И. Использование игровых приемов при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2. 51-53 с.
  3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста./ Под ред.Е.А.Стребелевой.М.Просвещение,2005,164с.
  4. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.,1994.,- 265 с.
  5. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР», М. Школьная пресса, 2004 г.

Фуртаева Ольга Михайловна,
учитель–логопед,
МАДОУ «ЦРР – детский сад №161»,
г. Пермь

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.