Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтезаГородской семинар-практикум учителей-логопедов.

Тема: «Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза» (определение количества, последовательности и места звука в слове).

Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению и письму.

Обучение письменной речи начинается со знакомства ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.

В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, а в процессе письма — наоборот, воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой структуре.

В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма является не только умение выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам.

Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления о звуковой структуре слова.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании (ориентировочная основа будущего действия), освоение действия с предметами, далее выполнения действия в плане громкой речи, перенос действия во внутренний план, окончательное становление внутреннего действия (переход на уровень интеллектуальных умений и навыков).

В связи с этим, опираясь на исследования П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., мы выделили следующие этапы формирования функции фонематического анализа.

Первый этап— формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом.

По мере выделения звуков в слове ученик с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ученика являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).

Так, последовательность и место звуков в слове лук определяется следующим образом. Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней — схема, состоящая из трех клеточек, по количеству звуков в слове.

Логопед задает следующие вопросы: «Какой первый звук в слове лук? (Звук л.) Фишкой закрывается первая клеточка. Слово повторяется детьми и логопедом. «Какой звук слышится в слове после л?» (Звук у.) Предлагается еще раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после у в слове лук. Ученики определяют, что после звука у слышится звук к, и закрывают фишкой последнюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук (первый, второй, третий звуки).

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ученик понимает, что он выполнил действие неправильно.

Второй этап — формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Третий этап— формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.

Важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте является:

  • умение слышать каждый отдельный звук в слове,
  • чётко отделять его от рядом стоящего,
  • знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова. (слайд 2)

С 4-х лет ребёнок способен выделить звук на фоне слова (слайд 3).

С 5-ти лет – выделить ударный гласный в начале слова.

С 6-ти лет:

  1. определить первый согласный звук в слове (дом, булка);
  2. определить последний звук в слове (сыр, дым, пух);
  3. определить согласный в середине (усы, ура, ива);
  4. определить последовательность звуков в слове (мак, ком);
  5. определить количество звуков в слове.

Полноценным фонематическим анализом ребёнок овладевает в процессе обучения грамоте. К концу дошкольного возраста ребёнок правильно слышит каждую фонему языка. Не смешивает её с другими фонемами, овладевает их произношением.

Фонематическая система включает (слайд 4):

  1. Фонематический слух.
  2. Фонематическое восприятие.
  3. Фонематический анализ.
  4. Фонематический синтез.
  5. Фонематическое представление.

Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

(слайд 5)

Фонематический слух включает :

  • способность слышать — есть данный звук в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

(слайд 6).

Фонематическое восприятие включает:

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
  • осознание или подсчет количества звуков в слове.

(слайд 7)

Фонематический анализ – это сложный процесс умственного действия, формирующий умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть четко представлять себе звуковую структуру.

Фонетический синтез — умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков.

Под звуковым анализом понимается:

1) определение порядка слогов и звуков в слове;

2) выделение отдельных звуков;

3) выделение основных качественных характеристик звука (согл. – гл., тверд. – мягк.»

(слайд 8)

Фонематическое восприятие Звуковой анализ
 - Не требует специального обучения - Требует специального обучения
- Первая ступень к овладению грамотой  - Вторая ступень к овладению грамотой
- Формируется в период от 1 года до 4 лет  - Формируется в более позднем возрасте
- Способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно  - Способность различать тоже самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме

(слайд 9)

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени:

  • словарным запасом
  • грамматическим строем
  • тормозит развитие связной речи
  • затруднения при дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);
  • неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • невозможность подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

Этапы развития фонематического восприятия (слайд 10)

  1. развитие неречевого слуха.
  2. развитие речевого слуха.
  3. развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

1. Развитие неречевого слуха. (слайд 11)

упражнения включают задания на распознание:

  • звучащих инструментов;
  • звучащих предметов;
  • действий предметов.

2. Развитие речевого слуха.

  • различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
  • различение слов, близких по звуковому составу;
  • дифференциация слогов;
  • дифференциация фонем.

Фонематический анализ – (слайд 12)

  • умственные действия по анализу
  • звуковой структуры слова –
  • разложение его на последовательный
  • ряд звуков, подсчет их количества,
  • классификация.

Фонематический синтез –

  • умственные действия по синтезу
  • звуковой структуры слова –
  • слияние отдельных звуков в слоги,
  • а слоги в слова.

3. Формирование фонематического анализа и синтеза предусматривает (слайд 13) определенную последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:

а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);

(слайд 14)

г) слова без стечения согласных:

1. односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)

2. двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);

3. двусложные слова со стечением согласных, в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);

4. односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);

5. односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);

6. двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);

7. двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);

8. трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).

( слайд 15)

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно:

  • с использованием различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек),
  • на речевое проговаривание (при назывании слов) на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.

Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза (слайд 16)

  • определение количества слогов в словах разной сложности;
  • выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;
  • выделение из слога гласного, затем согласного звука;
  • выделение первого и последнего звука в слове;
  • выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;
  • определение места, количества, последовательности звуков в слове;
  •  творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

( слайд 17 )

Для обучения детей звуковому анализу можно рекомендовать следующие приёмы:

1) выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук;

2) выделение последнего звука анализируемого слова и придумывание детьми слов с этим звуком:

  • чтобы этот звук был первым в придуманном слове,
  • чтобы этот звук находился в середине слова,
  • чтобы этот звук был последним в слове;

3) подбор слов, начинающихся на определенный звук;

4) подбор слов, заканчивающихся на определенный звук;

(слайд 18)

5) определение второго звука в слове,придумывание с ним слов:

  • если в слове второй звук гласный,
  • если в слове второй звук согласный;

6) определение третьего звука (гласный и согласный) в слове, придумывание слов, в которых этот звук стоит в начале, в середине, в конце (Маша – шапка, мишка, карандаш; волк – лес, пила, стол);

7) придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемых слов;

8) придумывание слов из определённого количества звуков:

  • оканчивающихся на гласный звук (луна,окно,игры),
  • оканчивающихся на согласный звук (аквариум, эскалатор, дом);

(слайд 19)

9) придумывание слов из двух-трёх звуков с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;

10) определение количества гласных и согласных звуков в словах, состоящих из трёх, четырёх, пяти звуков; придумывание слов на указанный звук:

  • которые бы начинались со второго гласного звука (лапа – астра, аквариум; аист – индюк, иголка),
  • которые бы начинались со второго согласного звука (гуси – солнце, стол; утка – кукла, кот),
  • которые бы начинались с третьего согласного звука (книга – гуси, гитара);

11) придумывание слов из трёх звуков, в котором второй и третий известны (ом – дом, кот, сом, лом);

12) нахождение одинаковых и разных звуков в словах мак и рак и т.д.

(слайд 20) Вывод:

В результате занятий по звуковому анализу слов совершенствуется не только фонематическое восприятие ребёнка, но и значительно пополняется словарный запас.

Презентация
«Развитие сложных форм
фонематического анализа и синтеза»

Подготовила: учитель-логопед
Китаева Е.М.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.