Оценка состояния некоторых двигательных функций у младших школьников с общим недоразвитием речи

Данная статья посвящена оценке состояния некоторых двигательных функций у младших школьников с общим недоразвитием речи путём использования нейропсихологической диагностики.

Движение и речьНедостаточность двигательных функций является одной из наиболее актуальных проблем в современном школьном образовании. Количество детей, имеющих моторные трудности с каждым годом неизменно растёт.

Младшие школьники, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) (число которых по последним данным достигает 35% в г. Белгороде), предрасположены к возникновению оптико-кинетических ошибок в письме, обусловленных, прежде всего, недостаточным развитием двигательных функций.

В России взят курс на модернизацию системы образования. Изменения, происходящие в связи с переходом на новую модель образования, требуют усовершенствования учебного процесса в отношении детей с проблемами в развитии. А это невозможно без выявления и учёта их особенностей. Следовательно, оценка состояния некоторых двигательных функций у младших школьников с общим недоразвитием речи в образовании имеет важное теоретическое и практическое значение.

На основании вышеизложенного определяется актуальность исследования.

Цель работы состояла в оценке двигательных функций у младших школьников, имеющих ОНР.

Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения (МБОУ) – лицей №10 г. Белгорода с сентября 2011 г. по февраль 2012 г. включительно.

В исследовании принимали участие 12 обучающиеся со 2-го по 4-ый класс, имеющих моторную форму дисграфии, что составляет 35,3% от общего числа детей с дисграфией учащихся в МБОУ – лицей №10 (всего в учреждении обучаются 34 ребёнка с дисграфией, что составляет 6,8% от общего количества учащихся).

Из 12 детей, которым поставлен диагноз моторная дисграфия 7 зачислены на логопедический пункт при МБОУ – лицей №10, одна обучающаяся посещает занятия психолога по поводу гиперактивности, 4 ребёнка оказались неохваченными вследствие незначительных проявлений моторной дисграфии.

Из всех выявленных детей с интересующей нас формой дисграфии отмечается 7 обучающихся с преобладанием стойких оптико-кинетических ошибок различной степени проявления, что составляет 58,3% и 5 детей со смешанными проявлениями, ведущая роль в которых отводится моторной дисграфии – 41,7%.

Из числа дисграфиков, принимающих участие в эксперименте 3 обучающихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, что составляет 25% от всех испытуемых, 9 детей с ОНР – 75%.

Использовались следующие методы исследования:

  • анализ научно-методической литературы;
  • педагогическое наблюдение;
  • опрос (беседа, интервью и анкетирование);
  • тестирование;
  • экспертная оценка;
  • хронометрирование;
  • методы математической статистики.

Предполагалось, что причиной ОНР у обучающихся могут являться дисфункции слухомоторных координаций и асимметрий, поскольку детям с ОНР присуща их несформированность.

Чтобы проверить выдвинутую гипотезу, были изучены психические функции и процессы, обеспечивающие письмо. Для этого мы провели нейропсихологическую диагностику, используя тесты, предложенные T.B. Aхyтиной, О.Б. Иншакoвoй [3] и получили следующие результаты, представленные в табл. 1

Табл. 1. Уровень сформированности нейропсихологических факторов обучающихся 2 – 4-ых классов.

Уровень сформированности нейропсихологических факторов обучающихся 2 – 4-ых классов

Проведённая диагностика позволяет говорить о недостаточности кинестетического и пространственного праксиса (способности производить целенаправленные действия, движения), динамического праксиса, и в незначительной степени асимметрий.

Под кинестетическим праксисом понимается умение выполнить по подражанию или вспомнить и повторить позу рук, артикуляционного аппарата и других групп мышц) полностью доступно уже в возрасте 4 – 5 лет. Кинестетический фактор отвечает за исполнение написания, а именно за схему движения, соответствующую образу буквы [1, 2, 4].

Динамический праксис – это динамика, переключаемость с одной позы на другую, выполнение упражнений, серии последовательно организованных движений или движений на переключение. Он формируется лишь в 7 лет, а проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется к 8 годам.

Нейродинамический фактор ответственен за стабильность написания, то есть равномерность темпа письма, сохранение размеров букв по всей длине строки, от начала до конца страницы, соразмерность интервалов [1, 2, 4].

Изучив полученные данные, можно прийти к заключению о подтверждении мнения многих авторов о наличии двигательных нарушений у младших школьников с ОНР.

Изложенные результаты также позволяют говорить о наибольшей уязвимости у младших школьников 2 – 4-х классов с ОНР, имеющих проявления моторной дисграфии, таких нейропсихологических факторов, как кинестетический, динамический праксис.

Предполагалось обнаружить существенную недостаточность слухомоторных координаций, однако уровень их сформированности приближен к норме.

Также ожидалась значительная недостаточность асимметрий, но, по полученным данным, их несформированность не столь весома.

Кроме того, крайняя недостаточность кинестетического, пространственного и динамического праксиса позволяет судить о немаловажной роли этих двигательных функций в возникновении ОНР.

Полученные результаты согласуются с мнением таких исследователей в области причинной обусловленности ОНР, как Е.М. Мастюкова, Т.Г. Визель, А.Н. Корнев.

Литература:

  • Визель Т.Г. Зачем нейропсихология нужна логопедии? // Логопедия. – 2005. – №1(7). – С. 37 – 41.
  • Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
  • Hейpoпсихoлoгическая диaгнoстикa, oбследoвание письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией T.B. Aхyтиной, О.Б. Иншакoвoй. – M., 2008.- 128с.
  • Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова, М., 1997.
Дудкина София Георгиевна Дудкина С.Г.,
учитель-логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.