Подготовка квалифицированных кадров в области адаптивной физической культуры для работы с дошкольниками и младшими школьниками с общим недоразвитием речи

Взаимосвязь движения и речиДанная статья затрагивает вопрос о том, в каком направлении необходимо менять структуру знаний специалистов по адаптивной физической культуре (АФК) в сфере речевых нарушений, в частности ОНР. Также говорится о важности работы специалистов по АФК с детьми, имеющими речевые нарушения.

Актуальность

В последнее время существенно возросло число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Тяжёлые нарушения речи – распространённая патология у современных детей. Они сейчас начинают говорить позже, чем их ровесники 10 – 15 лет назад.

Численность детей с речевыми проблемами неизменно растёт, а нарушения выражены более грубо как в отношении звукопроизношения, так и в плане развития лексико-грамматического строя, связной речи, что квалифицируется как общее недоразвитие речи (ОНР).

Количество детей с ОНР к XXI веку достигло 60%. Эти данные не могут не настораживать, поскольку научно-техническая революция продолжает набирать обороты и как следствие требования к уровню образования непрерывно возрастают.

Однако, дети с ОНР в силу специфики их дефекта не в состоянии усваивать материал в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями и оказываются в ряду неуспевающих, трудновоспитуемых.

Среди воспитанников логопедических групп относительно мало детей только с речевыми дефектами. Детям с недоразвитием речи присущи быстрая утомляемость, нарушения памяти, внимания, некоторая задержка психического развития. Помимо этого имеются недостатки опорно-двигательного аппарата, особенно мелкой моторики.

Между уровнем развития речи и двигательной сферой существует тесная взаимосвязь.

Учёные обнаружили прямую зависимость между степенью двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Своевременное устранение имеющихся и профилактика возможных отклонений в двигательной сфере играет огромную роль, так как формируется замкнутый круг системной взаимосвязи. А это относится к компетенции специалистов по адаптивной физической культуре. Поэтому все эти дети нуждаются в своевременной помощи не только психологов, логопедов, но и специалистов по адаптивной физической культуре. Но, далеко не все из них готовы оказать таким детям квалифицированную поддержку. Данное обстоятельство вызвано отсутствием у педагогов соответствующих знаний.

Ведущие теоретики адаптивной физической культуры (АФК) С.П. Евсеев и Л.В. Шапкова в своих работах практически не уделяют внимания речевым нарушениям. В связи с этим, перед современным обществом встала необходимость в подготовке квалифицированных кадров по работе с детьми, имеющими ОНР. Таким образом, нам представляется значимой недостаточная разработанность данной проблемы, что и предопределило выбор темы настоящего исследования.

В работе использовался анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

Перечисленное выше обуславливает потребность во введении в ЦИКЛ ДС образовательной программы по специальности 032102.65 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) дисциплины «Концепция физкультурного образования детей с нарушенной речью».

В рамках данной дисциплины особое внимание стоит уделить именно ОНР. Специалистов по адаптивной физической культуре и студентов специальности 032102.65 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) следует знакомить со структурой дефекта при ОНР, особенностями детей с данным нарушением и техникой проведения коррекционных мероприятий.

Данная дисциплина должна включать следующие разделы:

  • понятие о речевых нарушениях, структура дефекта при ОНР;
  • особенности дошкольников и младших школьников с нарушениями речи, прежде всего, имеющих ОНР;
  • знакомство с данными учёных о взаимосвязи речи и движений;
  • развитие моторных функций и устранение двигательных нарушений у детей с ОНР;
  • ресурсное обеспечение оздоровительной и коррекционной работы с детьми с ОНР;
  • специфика уроков физической культуры для обучающихся, имеющих ОНР;
  • использование физических упражнений как средства коррекции речи в дошкольном и младшем школьном возрасте;
  • знакомство и овладение методикой устранения моторной алалии посредством развития произвольных действий, совмещённых с речью;
  • применение естественных сил природы в качестве дополнительных факторов, создающих благоприятные условия для коррекции речи и как относительно самостоятельных средств коррекции речевых недостатков в виде контрастотермии, криотерапии, контрастотерапии, ходьбы босиком с использованием разного рельефа, массажа;
  • использование гигиенических факторов с целью коррекции речи у детей с ОНР: гидрокинезотерапии (плавания, различных видов подводного массажа, гидрогимнастики), режима дня, массажа;
  • роль логопедического массажа, японской методики пальцевого массажа, точечного массажа, аурикулотерапии, массажа области глазницы, точечного воздействия на биологически активные точки в устранении речевых нарушений, методика (техника) их применения.

Дисциплина «Концепция физкультурного образования детей с нарушенной речью» рассчитана на 3 кредита, то есть 96 часов из них 64 лекционных и 32 практических, в том числе на базе образовательного учреждения высшего профессионального образования. По завершению планируется точка контроля в форме экзамена.

Заключение

Таким образом, накопилось множество фактов, которые могут быть полезны специалистам по адаптивной физической культуре в преодолении ОНР, однако число специалистов, учитывающих специфику нарушения при ОНР пока не так велико.

Очевидно, что назрела необходимость в изменении структуры знаний, получаемыми специалистами по адаптивной физической культуре, нужны сведения по устранению речевых нарушений, в частности ОНР, нужно добиваться их массового распространения и повсеместного применения.

Поэтому так необходимо познакомить и студентов специальности 032102.65 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) с изложенными выше разделами предлагаемой дисциплины.

Дудкина София Георгиевна Дудкина С.Г.,
учитель-логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.