Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста

Нейропсихологическое обследование речи по ФотековойОрганизация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста.

Содержание:

  • Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста.
  • Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста.
  • Психолого-педагогическое изучение детей подросткового возраста.
  • Список литературы.

1. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое обследование начинается с беседы сребенком, которая направлена на установление эмоционального контакта. Во время беседы выявляются общий запас знаний и представлений ребенка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия.

При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования:

  • уровень развития перцептивных действий;
  • наглядно-образного мышления;
  • ведущей деятельности — игровой, а также типичных видов деятельности — конструирования и рисования.

Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:

  • принятие задания;
  • понимание условий задания;
  • способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
  • обучаемость в процессе обследования; отношение к результату деятельности.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные задания, проводимые в
форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и умений. (Методики по изучению познавательной деятельности дошкольников широко описаны в специальной литературе).

Анализ выполнения заданий позволяет оценить характер деятельности ребенка:

  • понимает ли он практическую ситуацию как проблемную;
  • анализирует ли условия;
  • может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.

Для обследования мотивационной готовности ребенка к обучению в школе используются различные методы: наблюдение во время различных видов детской деятельности, беседа.

Основными показателями состояния эмоционально-волевой сферы дошкольника служат:

  • владение правилами поведения;
  • умение адекватно реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу;
  • умение преодолевать трудности.

В целом, характеризуя основные задачи диагностической деятельности в дошкольном возрасте, можно сказать, что она направлена, прежде всего, на получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения диагностики осуществляется в зависимости от круга решаемых развивающих задач.

В диагностической деятельности с детьми дошкольного возраста обязательным является:

  1. Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  2. Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
  3. Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
  4. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Содержание диагностики психического развития дошкольников

Возрастная группа Показатели для изучения Рекомендуемые методики
1-младшая  Игровая деятельность.Познавательные процессы:

- мышление,

- понимание

инструкции.

Моторика.

Наблюдение, экспертная оценка (по схеме Д.Б. Эльконина).«Коробка форм», «Пирамидка»

Наблюдение в процессе выполнения методик.

Экспертная оценка (по схеме Самосознание В.С. Мухиной).

2-младшая Игровая деятельность.Наглядно-образное мышление Наблюдение, экспертная оценка (по схеме Д. Б. Эльконина).«Разрезная картинка».
средняя Игровая деятельность.Воображение.

Предпосылки логического мышления.

Наблюдение, экспертная оценка (по схеме Д. Б. Эльконина).«Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко.

«Четвёртый лишний»,

«Обобщение».

старшая Игровая деятельность.Мышление.

Самооценка

Наблюдение, экспертная оценка (по схеме Д. Б. Эльконина).«Последовательные картинки» Бернштейн.

«Лесенка» В. Г. Щур.

подготовительная Игровая деятельность.Произвольность.

«Школьная зрелость».

Самооценка

Наблюдение, экспертная оценка (по схеме Д. Б. Эльконина).Корректурная проба.

Тест Керна-Йирасека.

«Улицы» модификация Дембо-Рубинштейна.

Психолого-педагогическое изучение ребенка дошкольного возраста завершается составлением характеристики, отражающей развитие изученных сфер деятельности, а также характерологические особенности.

2. Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста.

Содержание диагностической деятельности с детьми младшего школьного возраста обусловлено социальной ситуацией развития обучения в школе и порождающей ряд специфических проблем, к которым, в первую очередь, относятся:

  • трудности освоения учебной деятельности;
  • сложности адаптации к новой социальной ситуации;
  • эмоциональное неблагополучие;
  • низкая самооценка;
  • трудности, локализующиеся в области взаимоотношения с учителем;
  • трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.

И хотя к началу школьного возраста педагоги и родители специально готовят ребенка, указанные выше трудности порой достигают такой остроты, что встает вопрос о необходимости психолого-педагогической диагностики и коррекции.

При обследовании выявляется:

  • актуальный уровень развития;
  • устанавливаются потенциальные возможности ребенка;
  • взаимозависимость процессов, обеспечивающих познавательную деятельность и влияющих на эмоционально-волевую сферу и личность;
  • интересы и потребности ребенка;
  • адекватность его притязаний, самооценки;
  • критичность по отношению к себе и другим;
  • сформированность коммуникативных функций.

Необходимо также отметить, что наряду со специфическими методами обследования, которые имеются в арсенале психолога и дефектолога, есть и общие методы психолого-педагогического обследования:

  • изучение документации;
  • изучение работ детей (рисунков, тетрадей и т.д.);
  • беседа с ребенком и родителями;
  • наблюдение за ребенком в процессе его деятельности;
  • экспериментальные методики.

Как правило, поводом проведения психолого-педагогической диагностики становится неуспеваемость ребенка или отклонения в его
поведении. Специалисту предстоит выяснить причину неуспеваемости ребенка. Неуспеваемость может быть результатом как отставания в умственном развитии, так и неподготовленности к школьному обучению.

Она может быть вызвана также нарушениями в работе анализаторов, слабым соматическим здоровьем ребенка; если при этих обстоятельствах не соблюдается режим нагрузки в семье или завышаются требования педагогов, то следствием может быть не только неуспеваемость, но и срывы в поведении.

Причины неуспеваемости:

  • неподготовленность детей к школьному обучению,
  • несформированность психических процессов и навыков деятельности. Дети не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Особенно тяжелые последствия наблюдаются в тех случаях, когда социально-педагогическое неблагополучие имеет место в ранние месяцы и тгоды жизни ребенка.
  • астеническое состояние ребенка, вызванным длительной болезнью, вследствие чего ребенок быстро устает, ослабляется его память, внимание, нарушается поведение. Но все эти проявления не носят стойкого характера и не имеют воснове органических нарушений.

Во всех подобных случаях для преодоления неуспеваемости требуется создание благоприятных условий жизни, прежде всего, охранительного педагогического режима.

Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые также оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения.

При изучении психических процессов и возможностей обучения детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических
особенностей в их познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфере и поведении:

  • повышенная истощаемость (и как результат — низкая работоспособность);
  • незрелость эмоций, слабость воли;
  • психопатоподобное поведение;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • бедный словарь, трудности звукового анализа;
  • несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
  • игровая деятельность сформирована не полностью.
  • восприятие характеризуется замедленностью.
  • в мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций.

При предъявлении задания в наглядно-действенном плане качество его выполнения значительно улучшается. Для оценки уровня развития мышления при психолого-педагогическом обследовании важно сопоставить результаты работы ребенка со словесным и наглядным материалом.

Дети с дефектами зрения и слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых. Но если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха (классификация, раскладывание картинок с учетом причинно-следственных связей и т.п.), а слабовидящему — соответствующие устные задания, то они их выполняют.

Кроме того, очень важно отделить нормальных детей с расстройством речи от умственно отсталых, для которых речевые нарушения являются одним из характерных признаков.

Серьезным последствием данных нерешенных своевременно проблем является школьная дезадаптация. Первым этапом психолого-педагогической помощи является диагностика.

Схема обследования ребенка во всех случаях строится исходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и с учетом гипотез о причинах психогенной школьной дезадаптации.

Она включает в себя следующее.

1) Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, моторики). Могут использоваться методики диагностики интеллекта Талызиной, Амтхауэра, Векслера, различные методики диагностики познавательных способностей.

2) Проверяется обучаемость ребенка, сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения. Используются различные методики, диагностирующие уровень развития восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания.

Выясняется соотношение уровня теоретического обобщения и практических действий, степень самостоятельности, чувствительность к помощи со стороны взрослых.

Изучение интеллектуальных возможностей учащегося позволяет раскрыть его актуальные и потенциальные возможности, осуществить
психокоррекционную работу.

3) Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.

Используются косвенные методики диагностики мотивации учения:

  • метод наблюдения,
  • свободная беседа с учеником,
  • беседа с родителями,
  • учителями.

Прямые методики:

  • беседа-интервью,
  • методики «Лесенка уроков»,
  • «Лесенка побуждений»,
  • сочинение на тему «Моя жизнь в школе».

Проекивные методики:

  • рисуночная,
  • составление расписания на неделю (С. Я. Рубинштейн),
  • методика Матюхиной, цветовой тест отношений Эткинда.

Для изучения самооценки младшего школьника можно использовать методику А. И. Липкиной «Три оценки».

4) Проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради, делаются пробы на чтение, письмо, решение задач.

5) Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости:

  • как ребенок относиться к плохим оценкам;
  • какую получает типичную обратную связь от взрослых;
  • какие у ребенка существуют способы компенсации неуспехов в обучении;
  • по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка.

6) Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности:

  • кто занимается с ним, как много, какие приемы использует;
  • анализируется стиль семейного воспитания в целом, роль второго родителя.

7) Изучается предыстория консультируемого:

  • собирается подробный анамнез, случаи обращения к врачу, диагноз, как долго и чем лечили;
  • выясняется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость у ребенка.

Диагностическая работа в школе преследует решение следующих задач:

  • составление социально-психологического портрета школьника;
  • определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
  • выбор средств и форм психолого-педагогического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:

1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели — так называемое фронтальное
обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и
«неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.

Примером такого обследования в начальной школе могут служить изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе,
отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению и т. д.

2. Углубленное обследование — используется при исследовании сложных случаев и включают применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики, либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др.

Углубленное обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижение гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов
обследования.

3. Оперативное обследование — применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

Основные параметры диагностической работы включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах.

3. Психолого-педагогическое изучение детей подросткового возраста.

Психолого-педагогическое исследование подростков с нарушениями развития опирается на те же принципы, что и изучение детей более младшего возраста.

Вместе с тем сама процедура исследования, подбор конкретных диагностических методик имеют ряд особенностей:

  1. Важно учитывать особенности подросткового возраста — тенденцию к самостоятельности, чувство Я.
  2. У подростков могут быть и выраженные аффективные вспышки, негативизм, особенно при неудаче в установлении контакта, поэтому таким детям требуется бережный, не форсированный подход. Спокойное, уважительное отношение к подростку — важный фактор, обеспечивающий его сотрудничество в ходе исследования.
  3. При изучении подростков существенно расширяется арсенал диагностических методик, поскольку за период школьного обучения дети далеко продвинулись в своем развитии. Здесь используются классические экспериментально-психологические методики, причем в полном варианте. Становится возможным использование довольно сложных методов исследования личности и межличностных отношений — опросников, проективных тестов.
  4. Тщательный подбор методик исследования с учетом речевых и интеллектуальных особенностей ребенка. Возможности применения многих методик все же остаются ограниченными. Использование таких опросников, как патохарактерологический диагностический опросник для подростков Личко (ПДО), опросники Кеттелла, Айзенка и др., возможно лишь в том случае, когда есть уверенность в их доступности для понимания.

Таким образом, психолого-педагогическое исследование подростка с отклонениями в развитии должно строиться с учетом как специфических особенностей подросткового возраста, так и характера нарушений развития.

Список литературы:

  1. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Практикум. – СПб.:КАРО, 2008.
  2. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Общ.ред. Г.В. Чиркина. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2010.
  3. Методы обследования устной и письменной речи детей с речевой патологией: метод.пособие для студ., обуч. по дефектол. спец. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; авт.-сост. Л. С. Вакуленко, О. А. Онопа. — Мурманск : МГГУ, 2011. — 92 с.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования, обуч. по направл. подгот. «Специальное образование» / Басилова Т. А., Богданова Т. Г. ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2011. — 333 с.

Иванова Г.И.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.