Некоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом

Планирование логопедаНекоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом.

В настоящее время все практикующие педагоги отмечают у подавляющего числа детей дошкольного возраста отставание в речевом развитии. Патология затрагивает все стороны речи детей: и звукопроизношение, и фонематическое восприятие, и словарный запас, и грамматический строй, и связную речь. Такие особенности речевого развития ребенка существенно снижают его потенциальные возможности в освоении Программы образовательного учреждения не только дошкольной ступени, но и в дальнейшем.

В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ сформулированы основные принципы дошкольного образования (п.1.4). Одним из этих принципов является «возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);»

Кроме того, Стандарт предписывает учитывать ( п.1.3.) «индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные
потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья».

В соответствии со Стандартами необходимо обеспечить речевое развитие, что включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной  культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Конкретное (п. 2.7.) содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей,
определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).

В Стандарте рекомендуется организовать построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

Учитывая требования Стандарта, воспитателям целесообразно в процессе образования и воспитания проводить работу по автоматизации в спонтанной речи поставленных логопедом звуков и развитию у детей речевого самоконтроля. Логопед регулярно доводит до сведения воспитателей результаты коррекционной работы по звукопроизношению у детей, и воспитатель смело может контролировать звукопроизношение детей при проведении занятий, организации дежурства, в игре, на прогулке, при наблюдении за осуществлением санитарно-гигиенических и режимных моментов.

Для привлечения внимания детей к собственной речи в группе, воспитатель может использовать специальные фразы-стимулы для активизации у ребенка самоконтроля над речью. Например: «Скажи правильно», «Ты можешь сказать правильно», «Подумай, ты правильно сказал?», «Ты помнишь, как правильно надо говорить этот звук? Я знаю , ты уже умеешь правильно говорить» и т.д.

На фронтальных занятиях, наметив себе в плане проконтролировать звукопроизношение конкретного ребенка, воспитатель может попросить ребенка назвать цвета, цифры, предметы, лежащие на столе детей, предметы, изображенные на картине для рассказывания, на рисовании, аппликации, конструировании , лепке можно предложить ребенку назвать последовательность действий, которые надо выполнить для достижения результата и т.д.

Время сборов на прогулку так же можно использовать с указанной целью: перечисли название предметов одежды, и расскажи о том, что ты будешь делать на прогулке и т.д.

Во время прогулки , подзывая ребенка к себе, воспитатель может придумать массу вопросов и вариантов заданий для ребенка с целью потренировать его звукопроизношение: назови деревья, растущие на участке, в какую игру ты играл и т.д.

Для повышения эффективности освоения воспитателями приемов автоматизации поставленных звуков можно провести семинар-практикум для воспитателей «Рекомендации по автоматизации звуков у детей, занимающихся с логопедом»:

Целевая аудитория семинара — практикума: воспитатели дошкольного отделения;

Цель семинара-практикума: информирование о возможностях повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи;

Задачи:

  • актуализация требований ФГОС по развитию речи детей;
  • актуализация требований ФГОС по организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями развития;
  • практическое усвоение приемов автоматизации в образовательно-воспитательном процессе поставленных звуков.

План семинара-практикума:

  1. Теоретическая часть. Сообщение «Принципы дошкольного образования ФГОС и развитие речи»
  2. Практическое усвоение приемов автоматизации звуков в образовательно-воспитательном процессе.
  3. Обсуждение. Идеи. Творческие варианты воспитателей : примеры приемов, фраз-стимулов и т.д.

Таким образом, воспитатель имеет возможность повысить эффективность работы над культурой звукопроизношения и развитием речевого самоконтроля , используя результаты коррекционной работы учителя — логопеда с ребенком.

Солдатова Н.И.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.