Каждое направление деятельности специалиста, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, приобретает особое значение.
Так, деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве ориентирована не только на преодоление речевых расстройств у детей, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.
Наиболее часто именно речевые проблемы у ребенка становятся основными, из-за которых детский коллектив не принимает такого ребенка, они же являются главными объектами насмешек сверстников.
Зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков ребенком с ОВЗ.
Функции учителя-логопеда:
- разработка индивидуальных образовательных программ;
- отслеживание динамики развития обучающегося (мониторинг речевого развития каждого ребенка).
- оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых коррективов;
- помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
- консультирование родителей.
Основные цели и задачи деятельности учителя-логопеда:
Цель:
- исправление недостатков устной и письменной речи.
Задачи:
- Коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи учащихся.
- Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ.
- Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся).
Содержание логопедической работы.
Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия при этом осуществляются следующие направления работы:
- профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма;
- развитие графо — моторных навыков, зрительно — моторного слежения, пространственных, временных представлений;
- отработка артикуляционно — фонетической стороны речи;
- развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза;
- постановка звуков, введение последовательно звуков в речь;
- дифференциация звуков и букв в письменной речи;
- закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы;
- расширение и уточнение словарного запаса, работа над словообразованием и словоизменением;
- работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания;
- работа над связной устной и письменной речью;
- автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.
Коррекционная логопедическая работа по устранению нарушений письма и чтения представляет собой:
- коррекцию на фонетическом уровне;
- исправление акустических дисграфий;
- фонематический анализ слов;
- формирование фонематического восприятия;
- дифференциацию фонем, имеющих акустик-артикуляционное сходство;
- коррекционную работу на лексическом уровне;
- выявление активного словарного запаса учащихся;
- слоговой анализ и синтез слов.
- предупреждение и коррекцию оптической дисграфии;
- дифференциацию букв, имеющих кинетическое сходство.
Естественно, что все перечисленные направления и особенности логопедической работы находятся в прямой зависимости от особенностей нарушения речевой деятельности ребенка.
Еще одним из направлений логопедической работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.
Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.
К концу обследования детей, в конце сентября, логопед организует индивидуальные консультации с родителями. По результатам обследования логопед сообщает родителям характер отклонений в речевом развитии ребёнка и перспективы их исправления.
Важно в доступной форме раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении данного речевого дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Необходимо проинформировать родителей в индивидуальном порядке о решении ПМПК по поводу дальнейшего обучения их ребенка в общеобразовательной школе.
Целесообразно подвести итоги за весь период логопедической работы специалиста с ребенком, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Следует дать характеристику речевого развития ребёнка, рассказать об успехах и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.
Иванова Н.Б.,
учитель-логопед