Перспективный план работы по профилактике дисграфии и дислексии на уровне буквы, слога, слова и предложения

Планирование логопедаПерспективный план работы по профилактике дисграфии и дислексии на уровне буквы, слога, слова и предложения.

План рассчитан на 2 года работы (дети с ОНР) и на 1 год для детей с более легкими речевыми нарушениями.

Последовательность знакомства с согласными буквами изменяется в зависимости от контингента детей.

Буква дается тогда, когда звуки, которые она обозначает, правильно произносят все дети группы.

Усвоение образа буквы с опорой на все анализаторы.

Знакомство с буквами. Дифференциация букв.

Работа на уровне слова, слога

Работа на уровне предложения

А  У

И  О

Э

Работа над понятием «ряд» (подготовка к фонематическому анализу) с картинками, предметами и буквами.Фонематический анализ: «Подними столько пальчиков, сколько звуков слышишь».

Выкладывание схем (символы гласных).

Выделение первого ударного гласного.

Чтение слогов АУ  УА.

Дифференциация понятий звук – слово.Задания типа: «Подними столько пальчиков, сколько слов я сказала. Что я говорила, слова или предложения?»

Считалки: при назывании каждого слова показываем на одного ребенка.

 

М — МЬ

Дифференциация понятий звук-буква.Отличие «гласный-согласный».

Понятие «мягкий-твердый».

Символы мягких и твердых звуков (зеленый – синий).

Анализ ам ма ми (устно).

Чтение и преобразование: АМ УМ ОМ ИМ.

Двусложное предложение.Схема …….  ……

Развивать умение детей задавать друг другу вопросы: Кто это? Что это? Что кошка делает? И отвечать на них.

П – ПЬ

Ы

Выделение гласного на фоне односложных слов.Устно с мячом «Заменялки» —  преобразование слогов ма – па, мо – по.

Какой звук первый? Второй? Сколько всего?

Выкладывание, чтение и преобразование слогов ма – па – пу.

Понятие «звонкий – глухой».

При знакомстве с новым звуком (ы, п, пь) дети должны сами определить гласный он или согласный.

Задания:«Подними столько пальчиков, сколько предложений слышишь, одно или два.

Придумай 1 (2) предложения.

Назови 1,2,3 слова»

Т

К-КЬ

Н-НЬ

Выделение гласных из двусложных слов.Игра с мячом «Назови гласные звуки».

Ударение «Какой звук сильнее выделяем голосом?

Слова–предметы и слова-действия.Вводятся цветные фишки (при выполнении заданий «Подбери слово с заданным звуком» на занятиях по развитию фонематического слуха)

Слова-действия – синяя фишка, слова-предметы – красная фишка.

Задания: «Назови слова-действия, 1 слово-предмет, 2 слова живых предмета».

Х-ХЬ

Г — ГЬ

Фонематический анализ и синтез.Слова типа: мак, мама.

Упражнять детей в проговаривании слов по частям: ма – к, ма – ма.

Показ рукой в воздухе: дуга – слог-слияние, точка – звук вне слияния.

Дети определяют сколько звуков в каждой части 1 или 2.

«Назови звуки по порядку: м – а – к.

Какое слово я задумала: м – а – к?

На котором по счету месте звук: м, а, к.»

Дифференциация понятий «слово», «предложение».«Что ты сказал: предложение или слово? Что ты слышишь: слово или предложение?»

К-Х    КЬ-ХЬ

В-ВЬ   Ф-ФЬ

В-Ф    ВЬ-ФЬ

Д-ДЬ   Т-Д

Б-БЬ   П-Б

ПЬ-БЬ

Г-К

Фонематический анализ и синтез слов типа: домик, вагоны, машина.Понятие «звонкий — глухой».

В дальнейшем, при знакомстве с новым звуком дети сами определяют звонкий он или глухой (с опорой на тактильные ощущения).

Символы: звонкий — незакрашенный кружок,  глухой – закрашенный (синий или зеленый).

Выкладывание.

Чтение, преобразование слогов, например: ва – фа – фу – ву (дифференциация букв на уровне слога).

Образ каждой новой буквы.

Игра «Поручение» — придумывание предложений по действию.Затем придумывание предложений по картинке.

Распространение предложений по картинке (по вопросам логопеда)

Й

Фонематический анализ и синтез слов типа «майка».Слова короткие и длинные.

Отхлопывание на гласный звук.

Чтение слоговых таблиц на каждую изученную букву.

Слова-признаки (зеленая фишка).Задание: «Сделаем предложение длиннее» (распространение предложения с помощью слов-признаков).
        ЕЁЮЯ

З-ЗЬ    С-З

С-СЬ   С-Ш  Ж

Ш-Ж    Ч    Щ

Л-ЛЬ

Р-РЬ  ТЬ

Фонематический анализ и синтез слов типа: для, кто, стол. Устное преобразование слогов: СА-СЯ, СО-СР, СУ-СЮ.Затем: СА-СЯ-ЗЯ-ЗА. Анализ, выкладывание: ЯМ, ЮС.

Чтение слоговых таблиц с ранее пройденными буквами.

Анализ и синтез слов: Произношу слово по частям, определяю, сколько звуков в каждой части (1 или 2). Затем подсчитываются звуки по порядку.

Сколько слов в предложении? Назови их по порядку (с опорой на вопросы: Кто? Что делает? Что? Чем? И т.д.)Задания:

Назови 1 (2,3) слова-признака.

«Наоборотики» — подбор антонимов – игра с мячом (чистый – грязный, низкий – высокий).

Обучение детей задавать друг другу вопросы по картинкам.

 

С-Ш  З-Ж

РЬ-ЛЬ

Р-Л

Ч-ТЬ

 Щ-СЬ

Дальнейшее развитие фонематического слуха.Фонематический анализ и синтез слов любой слоговой структуры и звуковой наполненности.

Дифференциация звуков, близких артикуляционно и акустически (уточнение фонематических представлений).

Подбор слов к схеме.

Выкладывание схем предложения.Подбор предложений к заданной схеме.

Придумывание предложений с заданным количеством слов.

Соболева Н.В.,
учитель-логопед высшей кв. категории

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (11 понравилось, средний балл: 4,91 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование Метки: , , ,

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.