Профилактика оптической дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Ошибки при оптико-пространственной дисграфииВ статье даны рекомендации и упражнения, направленные на профилактику оптической дисграфии, помогающие формировать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья правильное письмо, зрительно — моторную координацию, ассоциативное мышление.

Работая с детьми, имеющими самые разные речевые нарушения, я столкнулась с проблемой стойкого неусвоения графического образа букв некоторыми учащимися. При письме буквы искажаются или заменяются, наблюдается зеркальное написание.

По результатам логопедической диагностики у учащихся наблюдается несформированность зрительных, временных и пространственных представлений. Нарушено формирование зрительного образа буквы, слова.

Такие дети не улавливают тонких различий между буквами, что приводит к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Неустойчивый образ букв, смешивание их по кинетическому и оптическому сходству приводит к оптической дисграфии.

Оптическая дисграфия – нарушение письма, связанное с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, пространственных представлений, что проявляется в заменах и искажениях букв на письме и чтении.

Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Одинаковые элементы букв по-разному комбинируясь в пространстве, образуют различные буквенные знаки: и, п, н, ш, ц, б, в, у, х, г, т.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме при оптической дисграфии:

  • недописывание элементов букв: Л вместо М, Х вместо Ж, О вместо Ю
  • добавление лишних элементов: Щ вместо Ц, Б вместо Ь
  • зеркальное написание букв
  • пропуски элементов, особенно при соединении букв
  • замены графически сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Г-Т, Р-Ь, П -Н, Г-Б, И-П, З-В, Ц-И, Л-Д.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы.

Для предупреждения оптических ошибок при письме и чтении я использую следующие виды упражнений и заданий с учащимися начальной школы (1-2 классы).

Коррекционные приемы опираются на следующие принципы:

  • полисенсорного обучения,
  • использование разных видов памяти,
  • принцип наглядности,
  • опора на все анализаторы,
  • элементы мнемотехники.

Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии включает в себя 2 направления:

  1. развитие зрительно-пространственной ориентации
  2. развитие буквенного гнозиса (узнавания).

Пространственная ориентация уточняет 2 вида дифференцировок:

  1. ориентация в собственном теле, дифференциация правых и левых частей тела.
  2. ориентация в окружающем пространстве.

Освоение телесного пространства является базовой системой ориентаций. Первый шаг работы в данном направлении — маркировка левой руки. Выполняются следующие упражнения: поднять левую, правую руку; топнуть левой, правой ногой; дотронуться правой рукой до левого плеча; левой рукой до правого колена и другие подобные упражнения.

Также отрабатываются такие понятия как длина, величина, цвет, форма, вверх, вниз, вперед, назад.

Следующим этапом будет определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе (что находится справа от тебя, слева). Определяются пространственные отношения между двумя-тремя предметами.

Используются различные графические диктанты: нарисовать точку посередине листа, ниже точки поставить крестик, справа от точки круг.

Необходимо формировать следующие временные представления такие как год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра.

Можно предложить учащимся такие задания: назовите какой день недели будет после вторника, перед пятницей, между субботой и понедельником.

Упражнения, направленные на развитие буквенного гнозиса:

  • запомнить 3-5 букв, а затем выбрать их среди 8-10.
  • Игра « Мягкие буквы»: учащимся дается шнурок и предлагается разложить его так, чтобы получилась заданная буква.
  • Лепка, конструирование букв из счетных палочек, обведение контурных букв, корректурные пробы, тактильное ощупывание и узнавание пластмассовых букв с закрытыми глазами («Волшебный мешочек).
  • Нахождение букв, наложенных друг на друга.
  • Определить различия сходных букв, отличающихся одним элементом: З-В, Р-В, Г-Т, Б-Ы, Ю-О, Щ-Ш, О-С.
  • Реконструирование букв: например из буквы П сделать Н , из И сделать Н, из Г- Т, из Р-Ф, из О-Ю.
  • Найти заданную букву в ряду сходных: ЛАМЛАДМЛА, ХЖУХЦИХЖЦ, ББЬВБЪЫВБЪ
  • Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.
  • Чередование написания оптически схожих букв в одной строке: чциц; пнпп;
  • Нахождение заданного слова среди «похожих»: молоко: ломоко—моколо-молоко; лебеди: ледеби — бедели — лебеди; палец: налец — панец -палец; хижина: жихина – хикина — хижина.

Оригинальный способ запоминания букв – упражнение «Тело-буква». Учащиеся изображают буквы с помощью своего тела, тем самым уточняя пространственный и моторный образ графемы.

Для ассоциативного и прочного запоминания букв применяю веселые занимательные стихи. Каждое стихотворение становится яркой мнемонической зацепкой, так как указывает на характерный образ буквы, и расположение ее пространственных элементов. Как показывает практика, использование мнемотехнических и ассоциативных приемов помогает облегчить процесс запоминания и последующего воспроизведения целостного образа букв.

О — как обруч,
- Захочу по дороге прокачу.
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью,
- Ой, смотри что получилось,
Получилась буква Ю.

А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы

Л, наверно, инвалид
Ножка левая болит.

Буква И наискосок
Натянула поясок.

Р согнула ручку,
С кем пойти под ручку?

Развивают и тренируют буквенный гнозис различные загадки, где какой-либо предмет имеет сходную с буквой форму. Загадки находят эмоциональный отклик у детей, формируют ассоциативное мышление, зрительную память, мотивацию.

Букву ту в спортивном зале
Перекладиной назвали. (П)

Удивляется Егорка,
среди букв стоит четверка (Ч)

Если гвоздь забить хотите,
Букву молоток несите. (Т)

Солидный животик, большой козырек
Скажи, как зовется смешной паренек? (Б)

Ночами светит месяц нам с небес,
Он удивительно похож на букву …..(С)

На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три. (З)

Хоть и буква я, но все же
Я на ножницы похожа! (Х)

Буква Б без козырька,
узнаете паренька? (Ь)

Мы бублик разломили,
И в букву превратили (С).

Здравствуй, буква-мячик,
Почему не скачешь? (О)

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла,
До того она кругла,
Покатиться бы могла (О).

Три шипа, а снизу палка,
Чьи-то шины очень жалко! (Ш)

Я калитку мастерил,
Верх из трёх дощечек сбил,
Сколько здесь дощечек? Три!
А какая буква? (И)

Одной из главных задач логопеда является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма. Смешение букв по оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии.

Представленные упражнения направлены на профилактику оптической дисграфии и помогают формировать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья правильное письмо, зрительно — моторную координацию, ассоциативное мышление.

Бобровская Н.И.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.