Итоговая работа. Проект на тему: «Использование игровых упражнений при формировании лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
1. Актуальность проекта.
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя- логопеда с детьми.
Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса. Компьютер,
Мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Одно из главных условий внедрения компьютера в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
Проблема: формирования информационной культуры родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-образовательный процесс ДОУ.
2. Для решения указанной выше проблемы предлагается:
- использование компьютерных технологий, которые позволят оптимизировать педагогический процесс, — индивидуализировать обучение детей с общими нарушениями речевого развития.
- значительно повысить эффективность речевой деятельности.
- решение вопросов методического обеспечения
- разработка и систематизация практического материала, которым могли бы воспользоваться другие педагоги
3. Цель:
- Вызывать у дошкольников при общении с компьютером живой интерес, к игровой деятельности и формировать с помощью этого интереса такие важные структуры: познавательную мотивацию, произвольную память и внимание, обеспечить готовность ребенка к обучению в школе.
- Оказать практическую помощь родителям и детям.
4. Задачи:
- Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.
- Создать банк компьютерных игровых упражнений по лексическим темам.
- Разработать рекомендации по игровым упражнениям для родителей детей логопедической группы.
5. Преимущества компьютерных технологий:
- Благодаря компьютерным технологиям, в более короткие сроки можно решить такие задачи.
6. Задачи:
- как пополнение словарного запаса, -формирование грамматического строя, -формирование связной речи, -повышается интерес у дошкольников к процессу обучения, -развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
7. Новизна.
- Новизна проекта состоит в том, что при использовании компьютерных технологий используется достаточно сильный потенциал для коррекционно-образовательного процесса.
8. Участники проекта:
- Учитель-логопед
- Старшие дошкольники логопедической группы
- Родители.
9. Продолжительность проекта:
- 1год. ( Сентябрь-Май)
10. Планируемый результат:
- презентация проекта в форме устного представления.
11. Этапы реализации проекта:
Проект реализуется в 3 этапа:
- Подготовительный этап;
- Реализация;
- этап оценки эффективности проекта.
I. Подготовительный этап.
Задача:
- Изучение опыта работы и создание информационно – коммуникационной среды.
- для детей — создание игровых упражнений с помощью анимации по лексическим темам.
- Для родителей письменные рекомендации к этим игровым упражнениям
2) Составление плана-схемы проекта.
3) Обсуждение проекта с родителями.
4) Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
II. Практический этап (Реализация)
Задача:
- Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе
1) Выполнение игровых упражнений на компьютере.
2) По всем лексическим темам.
3) Презентация проекта на групповом занятии в присутствии родителей
III. Этап оценки эффективности проекта.
1) Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
12. К проекту прилагаются:
- Игровые упражнения по лексическим темам
- В компьютерном варианте.
- Рекомендации родителям по каждой лексической теме.
- Согласование существительных с прилагательными.
Мы имеем следующие результаты:
- Определен уровень знаний детей после использования игровых упражнений (приложение 1).
- Разработаны игровые упражнения по лексическим темам. (приложение 2).
- Проведены консультации, даны практические рекомендации родителям по реализации задач.
- Реализация проекта позволяет сделать вывод:
Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Информатизация образования — это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
Применение компьютера в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.
![]() |
Обухова Н.Е., учитель-логопед |