Использование индивидуально-ориентированной лексики при растормаживании произносительной стороны речи у больных с моторной афазией

В данной статье кратко описываются изменения, которые произошли в лексике русского языка, начиная с 90-ых годов 20-го века, отмечается важность использования так называемой «современной лексики» при подборе дидактического материала для занятий с больными, страдающими моторной афазией. Дается практический материал.

Использование индивидуально-ориентированной лексики при растормаживании произносительной стороны речи у больных с моторной афазией (практический материал из опыта работы).

Динамическая афазияКоренные изменения, произошедшие в 90-ые годы 20-го века во всех сферах нашей жизни, серьезным образом сказались на словарном составе русского языка, который переживает с тех пор и по настоящее время в буквальном смысле неологический бум.

Изменение государственности, отказ от прошлых социальных, экономических, политических, духовных основ общественной жизни, мощное развитие науки, компьютерных технологий, расширение международных контактов – все это дало мощный толчок для развития языка.

И наиболее заметны эти процессы в лексике и фразеологии. Ушли из употребления целые пласты лексики, обозначающие реалии советской действительности (колхоз, агитбригада, пятилетка, соцсоревнование), стандартные клише, сложившиеся за годы советской власти (ударник коммунистического труда, социалистическое соревнование, великие стройки коммунизма, советский образ жизни).

В последние десятилетия в русский язык вошло большое количество заимствованных слов. Можно считать неологизмами слова: дилер, менеджер, маркетинг, ипотека, импичмент, брифинг, модем, пейджер. Появилась новая фразеология: новые русские, средний класс, шоковая терапия, дикий рынок, лицо кавказской национальности, группа поддержки, русскоязычное население, встреча без галстуков. Новым в таких клише часто является именно сочетание слов, а не слова как таковые.

Уход в пассив пластов лексики эпохи социализма, новая жизнь слов, обозначающих актуальные понятия нашего времени, вторжение жаргонов в общелитературный язык, поток заимствований, наводнивший не только язык науки и техники, но и повседневного быта и официальную публичную речь, обилие рекламных слоганов — все эти изменения в языке активно воспринимаются языковым сознанием людей.

«Новые» слова и фразеологические обороты активно употребляются носителями языка (особенно представителями молодого и среднего поколения), становятся частотной лексикой. Этот факт мы, логопеды, обязательно должны учитывать при подборе вербального материала для логопедических занятий.

В настоящей статье я хочу поделиться своим опытом использования так называемой «современной лексики» при работе с больными, страдающими моторной афазией грубой степени выраженности, предложить лексический материал для упражнений по растормаживанию произносительной стороны речи.

Методы растормаживания должны использоваться с обязательным учетом индивидуальных особенностей личности больных (возраст, образование, профессия, интересы), то есть с учетом преморбидного словаря больного, или, по словам Т.Г.Визель, индивидуального «языкового портрета». У одного человека превалирует сугубо бытовая речь, у другого – жаргонная, у третьего – деловая, у четвертого – художественно-окрашенная и т.д. Именно эти наделенные чертами индивидуума высказывания или их типовые модели хранит правое полушарие мозга. Они и характеризуют «языковой портрет» или «языковой типаж» (профессор, хулиган, «анекдотчик» и т.п.) конкретного человека, и не только нормально говорящего, но и с патологической речью.

Таким образом, подбирая лексический материал для упражнений по растормаживанию произносительной стороны речи, логопед должен сначала определить так называемый «языковой типаж» больного, понять, какие словосочетания, фразеологические обороты и т.п. у больного наиболее автоматизированы, а также вызывают положительный эмоциональный отклик.

Лексический материал для упражнений по растормаживанию произносительной стороны речи у больных с моторной афазией (договаривание слов и фраз с «жестким» контекстом):

Тема: Туризм, путешествия.

  • Я купил билет на чартерный /рейс/.
  • Я купил билет на самолет в бизнес-/класс/.
  • На набережной стоял шикарный пятизвездочный гранд-/отель/.
  • В турагенстве мне предложили горящую /путевку/.
  • Турагенство «Нева» предлагает оздоровительные и экскурсионные /туры/.
  • 25 европейских стран являются странами шенгенского /договора/.
  • Стихийное бедствие – это настоящий форс — /мажор/.
  • Чтобы посетить европейские страны, нужно оформить шенгенскую /визу/.

Тема: Здоровье. Медицина.

  • В регистратуре меня попросили предъявить медицинский страховой /полис/.
  • В настоящее время многие больные обращаются к нетрадиционной /медицине/.
  • Тема: Банк, кредитование.
  • Удобно рассчитываться кредитной /картой/.
  • Сбербанк предлагает выгодный потребительский /кредит/.
  • Всегда выгодно иметь недвижимое /имущество/.
  • Кризис загнал россиян в долговую /яму/.

Тема: Спорт.

  • Скейтбординг, сноубординг, ролики, горные лыжи — это экстремальные виды /спорта/.
  • Главный тренер Локомотива вынужден был взять тайм — /аут/.
  • Перед соревнованиями спортсмены прошли допинг -/контроль/.
  • Тема: Фирма, офис.
  • В нашей фирме действует строгий дресс — /код/.
  • Мы приобрели мебель для офиса за безналичный /расчет/.
  • Фирма потерпела финансовый крах и теперь она полный /банкрот/.
  • В этом кафе вкусный и недорогой бизнес — /ланч/.
  • В нашей фирме в приоритете неформальные межличностные /отношения/.
  • …..- это коммерческая /тайна/.

Тема: Времяпрепровождение подростков.

  • Мы пойдем отмечать день рождения в ночной /клуб/.
  • Этот парень умеет танцевать аргентинское /танго/.
  • Подростки часто посещают гейм — /клуб/.
  • Назначить встречу – т.е. забить /стрелку/.

Тема: Интернет.

  • Интернет – это всемирная информационная /сеть/.
  • Я часто покупаю вещи через интернет — /магазин/.
  • «Одноклассники» — это популярная социальная /сеть/.
  • В анкете надо указать свой контактный /телефон/ или адрес своей электронной /почты/.
  • Вход заблокирован. Неправильно указан логин или /пароль/.

Исходя из своего опыта, могу с уверенностью сказать, что использование актуальной современной лексики при растормаживании произносительной стороны речи у больных молодого и среднего возраста позволяет максимально активизировать пласт автоматизмов, растормозить непроизвольные механизмы речевой деятельности, что способствует значительному восстановлению речевой функции.

Бабкова Е.А.,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.