Значение формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

ОбщениеПонятие «коммуникативная компетенция» означает успешную коммуникативную деятельность, осуществляемую на основе усвоенных средств, стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями.

В коммуникативную компетенцию входят следующие элементы:

  • знание способов взаимодействия с окружающими;
  • умение использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения;
  • практическое овладение диалогической и монологической речью;
  • овладение культурой устной и письменной речи;
  • владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;
  • владение навыками работы в группе;
  • способность к осуществлению учебного сотрудничества;
  • владение различными социальными ролями;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей и др.

В дошкольном возрасте происходит очень важное приобретение – расширение круга общения, а, значит, потребность в общении возрастает, поэтому формирование коммуникативной компетенции в дошкольном возрасте, когда развитие коммуникативных умений находится в сензитивном периоде, играет важную роль, для того что ребенок мог социализироваться в «новом» обществе, чтобы ему было комфортно в нем.

Сформированность элементов коммуникативной компетенции позволит ребенку быстрее адаптироваться в новом круге общения. В старшем дошкольном возрасте ведущим средством общения является слово, поэтому научить «обращаться» с этим словом в различных ситуациях – одна из важнейших задач для развития коммуникативных навыков и развития ребенка в целом.

Особого внимания заслуживают особенности формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, наличием стойких нарушений коммуникативного акта, что затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

Дети с общим недоразвитием речи в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, потому что нарушения речевой функции приводят к нарушению процесса коммуникации, что, в свою очередь, ведет к недоразвитию коммуникативной компететенции в целом.

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР процесс коммуникации происходит с некоторыми затруднениями — это происходит из-за того, что бедность словаря затрудняет выбор нужных языковых средств для реализации высказывания; неумение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми приводит к конфликтам, которые дети не способны разрешить в силу незнания способов их разрешения; ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, неумение правильно оценивать свои возможности приводит к снижению их коммуникативной активности.

Формирование коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР необходимо и очень важно, так как ребенку с нарушениями речи нужно общение, нужен диалог, который может осуществляться только при наличии собеседника, необходимо развитие связной монологической речи, что является базой для общения, навыки взаимодействия с окружающими, которые помогут быстрее «войти» в общество.

Сформированность коммуникативной компетенции старшего дошкольника влияет на учебную успешность, на адаптацию ребенка к школе, на эмоциональное благополучие в коллективе, является условием благополучия ребенка, а также выступает как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Вопрос о значении формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является открытым и актуальным для педагогов.

Автор: Канюка М.И.,
студентка НИУ БелГУ,
г. Белгород
Научный руководитель:
Садовски М.В.,
к.ф.н., доцент НИУ БелГУ,
г.Белгород

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Использование элементов изодеятельности на логопедических занятиях для детей с ОНР Использование элементов изодеятельности на логопедических занятиях для детей с ОНР
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.